Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Входной контроль






Вариант 1

1. ИНГАЛЯЦИОННЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ

1) таблетки

2) драже

3) аэрозоль

4) суппозитории

 

2. БИОДОСТУПНОСТЬ ПРИ ВНУТРИВЕННОМ ВВЕДЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА СОСТАВЛЯЕТ

1) 95%

2) 10%

3) 50%

4) 100%

 

3. ЛИПОФИЛЬНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА ЛЕГКО ДЕПОНИРУЮТСЯ

1) скелетные мышцы

2) жировая ткань

3) почки

4) кардиомиоциты

 

4. В РЕЗУЛЬТАТЕ БИОТРАНСФОРМАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА СТАНОВЯТСЯ

1) жирорастворимыми

2) водорастворимыми

3) токсичными

4) липофильными

 

5. ФАРМАКОДИНАМИКА ИЗУЧАЕТ

1) пути выведения лекарственных веществ

2) пути введения лекарственных веществ

3) механизм всасывания лекарственных веществ

4) механизм действия лекарственных веществ

 

6. ВСАСЫВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА ПО ГРАДИЕНТУ КОНЦЕНТРАЦИИ

1) пассивная диффузия

2) активный транспорт

3) фильтрация

4) пиноцитоз

 

7. НАКОПЛЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА

1) кумуляция

2) толерантность

3) тахифилаксия

4) тератогенность

 

8. КОЛИЧЕСТВО ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА, ПРИНИМАЕМОЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК

1) разовая доза

2) токсическая доза

3) суточная доза

4) поддерживающая доза

 

9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ, КОТОРОЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕМ КОНЕЧНОГО ЭФФЕКТА

1) антагонизм

2) синергизм

3) синерго-антагонизм

4) кумуляция

 

10. ВИД ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

1) этиотропная

2) профилактическая

3) заместительная

4) патогенетическая

Входной контроль

Вариант 2

1. ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ВСАСЫВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ В ТОНКОЙ КИШКЕ

1) пассивная диффузия

2) активный транспорт

3) ферментация

4) фагоцитоз

 

2. БИОДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА ПРИ ВВЕДЕНИИ ПОД ЯЗЫК

1) 10%

2) 40%

3) 70%

4) приближается к 100%

 

3. БИОСИНТЕТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, СОПРОВОЖДАЮЩИЙСЯ ПРИСОЕДИНЕНИЕМ К ЛЕКАРСТВЕННОМУ ВЕЩЕСТВУ РЯДА ХИМИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК - ЭТО

1) конъюгация

2) метаболическая трансформация

3) синергизм

4) антагонизм

 

4. ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СКОРОСТИ ВЫВЕДЕНИЯ ВЕЩЕСТВ ПОЧКАМИ

1) клубочковая фильтрация

2) элиминация

3) выведение

4) почечный клиренс

 

5. ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА, КОТОРОЕ РАЗВИВАЕТСЯ ПОСЛЕ ЕГО ВСАСЫВАНИЯ И ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБЩИЙ КРОВОТОК

1) прямое

2) местное

3) резорбтивное

4) рефлекторное

 

6. ДОЗА ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА НА ОДИН ПРИЕМ

1) минимальная терапевтическая доза

2) разовая доза

3) поддерживающая доза

4) ударная доза

 

7. ТАХИФИЛАКСИЯ - ЭТО

1) особый вид привыкания

2) вид лекарственной зависимости

3) вид лекарственной терапии

4) действие лекарственного вещества на эмбрион

 

8. ПРИ СМЕШИВАНИИ В ОДНОМ ШПРИЦЕ ДВУХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ ОБРАЗОВАЛСЯ ОСАДОК. ЭТО НЕСОВМЕСТИМОСТЬ

1) фармакологическая

2) фармацевтическая

3) клиническая

4) физическая

 

9. ВИД ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ДЕФИЦИТЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ БИОГЕННЫХ ВЕЩЕСТВ

1) патогенетическая

2) заместительная

3) этиотропная

4) фармакологическая

 

10. ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ «МИШЕНЕЙ» ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ (ИСХОДЯ ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ФАРМАКОДИНАМИКИ)

1) кишечник

2) стенка капилляра

3) ионные каналы

4) ЦНС

Основные понятия и положения темы.

Общая фармакология изучает общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики. Фармакокинетика – раздел общей фармакологии, изучающий всасывание, распределение в организме, депонирование, метаболизм и выведение лекарственных веществ (ЛВ); фармакодинамика – раздел общей фармакологии, изучающий локализацию действия, механизм действия ЛВ и биологические эффекты, вызываемые ЛВ.

Фармакокинетика: Основные пути введения ЛВ: а) Энтеральный (через желудочно-кишечный тракт); б) Парентеральный (минуя желудочно-кишечный тракт). К энтеральным относится введение ЛВ через рот (per os), под язык (сублингвально), трансбуккально, через зонд или фистулу в желудок/кишечник, в прямую кишку (ректально). К парентеральным относится инъекционный (внутривенный, внутримышечный, подкожный, внутрисуставной, внутриаортальный, интерстернальный и др.) и неинъекционный (ингаляционный, трансдермальный, интраназальный, интравагинальный, в полость конъюнктивы и др.). Механизмы всасывания ЛВ: Пассивная диффузия, осуществляется по градиенту концентрации ЛВ, без затраты энергии АТФ; Активный транспорт - характеризуется избирательностью, происходит с затратой энергии АТФ, против градиента концентрации ЛВ (например, гидрофильные ионы, сахара, аминокислоты); Фильтрация через поры мембраны – практически значения не имеет (диффундирует вода, некоторые ионы, мелкие гидрофильные молекулы); Пиноцтоз. Биодоступность – показатель, отражающий количество неизмененного вещества, которое достигло плазмы крови, относительно исходной (введенной) дозы. Биотрансформация – комплекс физико-химических и биохимических превращений ЛС, в процессе которых образуются полярные водорастворимые вещества (метаболиты). Выведение ЛВ осуществляется с мочой, с желчью, а затем с калом, железами (слюнными, потовыми, слезными, железами желудка и кишечника), легкими (с выдыхаемым воздухом), с волосами, ногтями, роговыми чешуйками, с молоком (у лактирующих женщин), через плаценту (у беременных).

Фармакодинамика. Виды действия ЛВ: местное, резорбтивное, прямое, косвенное, рефлекторное, избирательное, неизбирательное, обратимое, необратимое, главное, побочное. Механизмы действия ЛВ: 1) Действие на специфические рецепторы 2) Влияние на активность ферментов 3) Действие на ионные каналы (натриевые, кальциевые и др.); 4) Прямое химическое взаимодействие (ЛВ непосредственно взаимодействуют с небольшими молекулами или ионами внутри клеток).

Факторы, модифицирующие фармакокинетику и фармакодинамику: 1) Факторы, определяемые свойствами самого ЛВ 2) Факторы, определяемые особенностями организма больного 3) Факторы окружающей среды

Факторы, определяемые свойствами самого ЛВ. Виды доз: разовая, высшая разовая, пороговая (минимальная), суточная, высшая суточная, средняя терапевтическая, высшая терапевтическая, курсовая, ударная, токсическая, смертельная. При повторном введении ЛВ может наблюдаться увеличение или снижение эффекта. Увеличение эффекта ряда ЛВ связано с их способностью к кумуляции. Виды кумуляции – материальная и функциональная. Снижение эффекта при повторном введении ЛВ связывают с развитием привыкания и/или зависимости. Виды зависимости - физическая и психическая.

Два основных вида взаимодействия ЛВ между собой: фармацевтическое и фармакологическое взаимодействие. Типы фармакологического взаимодействия ЛВ между собой - основанное на изменении фармакокинетики ЛВ; основанное на изменении фармакодинамики ЛВ; основанное на химическом и физико-химическом взаимодействии ЛВ в средах организма. При совместном введении ЛВ в организм одно соединение может ослаблять или усиливать действие другого. Синергизм (от лат. Synergia – совместное действие) – одновременное действие в одном направлении двух или нескольких веществ, обеспечивающих более высокий лечебный эффект, чем каждое из них в отдельности. Антагонизм – явление полного устранения или ослабления фармакологического эффекта одного ЛВ при введении другого. Виды синергизма: суммированный, потенцированный, прямой, косвенный.

Факторы, определяемые особенностями организма больного, изучают хронофармакология и фармакогенетика. Хронофармакология – раздел фармакологии, изучающий зависимость фармакологического эффекта ЛВ от биоритма физиологических, патологических процессов в организме человека, а также влияние ЛВ на эти биоритмы. Основная задача фармакогенетики – изучение роли генетических факторов в чувствительности организма к ЛВ. Идиосинкразия – врожденное чрезмерное повышение чувствительности организма и извращение реактивности на ЛС и другие вещества.

Факторы окружающей среды - температура, влажность, атмосферное давление, магнитные бури.

Основные виды лекарственной терапии: профилактическая, этиотропная – направлена на устранение причины заболевания, симптоматическая, патогенетическая – направлена на патогенез заболевания, заместительная.

Виды осложнений лекарственной терапии: Аллергические реакции (анафилактический шок, отек Квинке и др.), осложнения неаллергической природы (сонливость, тошнота, головная боль, диспепсия и др.), токсические эффекты. Мутагенность – способность веществ вызывать стойкое повреждение зародышевой клетки и её генетического аппарата, что проявляется изменением генотипа потомства. Канцерогенность – способность веществ вызывать развитие злокачественных опухолей.

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Круглый стол с обсуждением вопросов по темам:

1.История развития фармакологии в России. Ведущие ученые фармакологи России 18-20 веков.

2. Сравнительная характеристика различных путей введения лекарственных веществ

3. Всасывание и распределение лекарственных веществ – характеристика, особенности

4. Элиминация лекарственных веществ.

5. Характеристика видов действия лекарственных веществ.

6. Основные механизмы действия лекарственных веществ.

7. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ, обусловленные свойствами лекарственного вещества

8. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных веществ, обусловленные особенностями организма больного.

9.Особенности фармакокинетики в разных возрастных группах (на примере детей и лиц старческого возраста)

10. Особенности действия лекарственных веществ при повторном применении. Кумуляция. Привыкание, зависимость.

11. Виды взаимодействия лекарственных веществ между собой. Синергизм. Антагонизм.

12. Современные направления фармакологии – хронофармакология и фармакогенетика.

13. Виды лекарственной терапии. Осложнения лекарственной терапии.

14. Влияние лекарственных средств на эмбрион и плод.

15. Общие принципы лечения передозировки и отравлений лекарственными средствами.

5.4. Итоговый контроль знаний:

Задача №1

 

В нижеприведенных задачах укажите вид лекарственной терапии:

1. Ребенку 5 лет с диагнозом: Сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый) назначен препарат инсулина.

2. Для профилактики гриппа в зимне-весенний период врач посоветовал пациенту поставить вакцину против гриппа.

3. Пациент принял таблетку парацетамола для купирования головной боли

4. Противовирусный препарат при герпес-вирусной инфекции

 

Задача №2

 

Медсестра Петрова обратилась к Вам с предложением для получения более быстрого эффекта ввести масляный раствор феноболина в вену.

1.Поддержите ли Вы ее решение?

2. Почему?

3.Укажите возможный путь введения для масляных растворов.

 

Задача №3

 

К Вам обратился больной 58 лет с жалобами на сильную головную боль, головокружение, тошноту, слабость; АД – 200/120 мм рт ст. Из анамнеза: по поводу гипертонической болезни 2 ст. постоянно в течение нескольких недель получал препарат клофелин. Состояние улучшилось: АД – 130/90 мм рт ст, головные боли не беспокоят. Поэтому больной самостоятельно прекратил прием препарата, после чего появилась вышеуказанная симптоматика.

1. Как называется состояние, которое наблюдается после резкого прекращения приема некоторых препаратов?

2. Дайте рекомендации данному больному по профилактике синдрома отмены

3. Виды лекарственной зависимости

 

Задача №4

 

После приема вещества А отмечается повторное нарастание концентрации препарата в крови.

1.Как это объяснить, если известно, что вещество А является липофильным веществом, выводится через почки и с желчью.

2. Назовите 2 основные пути выведения лекарственных веществ

3. Основная цель биотрансформации

 

Задача №5

 

Больному с целью лечения острой пневмонии была введена бензилпенициллина натриевая соль (антибиотик) 500000 ЕД внутримышечно. Через 10 минут по всему телу внезапно появились волдыри, гиперемия кожи, интенсивный зуд.

1. Какой побочный эффект от проводимой терапии развился у больного?

2. Какие меры профилактики необходимо было принять?

3. Приведет ли снижение дозы препарата к исчезновению данного побочного эффекта?

 

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (согласно методическим указаниям к внеаудиторной работе обучающихся по теме занятия)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал