Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Меркосур
МЕРКОСУР был образован 26 марта 1991 г. по Асунсьонскому договору, предусматривающему создание зоны свободной торговли, а к 2006 г. - таможенного союза, которые обеспечат свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также привлечение инвестиций в регионе. Название организации происходит от сокращения испанских слов, означающих «общий рынок юга». Государства-члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Позднее к зоне свободной торговли МЕРКОСУРА присоединились Чили и Боливия, получив, таким образом, статус будущих членов организации. К концу 90-х гг. XX в. около 85 % таможенных тарифов были устранены. Исключение составили таможенные тарифы Парагвая и Уругвая. Институциональная структура: Совет общего рынка (высший политический орган), Группа общего рынка (исполнительный орган), Торговая комиссия, Парламентская комиссия, Консул-тативный социально-экономический форум и секретариат. Организация открыла 21 информационный центр по всему миру. Штаб-квартира и секретариат располагаются в Монтевидео. Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС) создана в 1991 г. В организацию входят Белиз, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор. Высший орган ЦАИС - Совещание глав государств. Между саммитами работу ЦАИС координирует Генеральный секретариат, который занимается практической реализацией решений, принимаемых на саммитах и заседаниях Совета Министров (штаб-квартира - в г.Сан-Сальвадор). В рамках ЦАИС действуют Центральноамериканский парламент (г.Гватемала), решения которого носят рекомендательный характер, и Центральноамериканский суд (г.Манагуа), который занимается оказанием консультационных услуг по различным международно-правовым вопросам. Функционируют Центральноамериканский банк экономической интеграции, Центральноамериканский институт управления, Центральноамериканский институт исследований и промышленных технологий, Техническая комиссия по телекоммуникациям, Координационный центр по предотвращению стихийных бедствий и другие. ЦАИС располагает солидной договорно-правовой базой, охватывающей практически все вопросы интеграции стран субрегиона (учредительный Протокол Тегусигальпы, Протокол Гватемалы об экономической интеграции, рамочный Договор о демократической безопасности, Договор о социальной интеграции). Центральноамериканская интеграционная система создавалась прежде всего для решения задач экономического сотрудничества. Однако страны-участницы преследуют цели и политической интеграции. Этапным событием стало подписание в 1997 г. «Декларации Никарагуа» о политическом союзе стран субрегиона. Большие надежды в субрегионе возлагаются на реализацию так называемых инвестиционных " мегапроектов", которые могли бы позволить существенно продвинуться в вопросе развития общей инфраструктуры стран ЦА и их экономик в целом. Особое место в этом вопросе отводится разработанному по мексиканской инициативе плану " Пуэбла-Панама", равно как и самой Мексике, которую в странах ЦАИС рассматривают в качестве своеобразного локомотива всех интеграционных процессов в субрегионе. В контексте процесса, направленного на создание межамериканской зоны свободной торговли, страны ЦАИС (кроме Белиза и Панамы) пошли на заключение соглашения о свободной торговле с США (ратифицирован Палатой Представителей американского Конгресса в июле 2005 г.). Ведутся переговоры с Евросоюзомо заключении соглашений о политическом сотрудничестве. На IV саммите Евросоюз-ЛАКБ (май 2006 г., Вена) достигнута договоренность о начале переговоров по соглашению об ассоциации, включая создание общей зоны свободной торговли. Ассоциация карибских государств Ассоциация карибских государств создана 24 июля 1994 г. на основе конвенции, вступившей в силу годом позже, в каче-стве координирующей структуры и для укрепления позиций национальных правительств, промышленных и деловых кругов во внешних сношениях. Ассоциация является форумом для консультаций, развития сотрудничества и согласования деятельности в культурных, экономических и технических сферах, а также в области туризма и транспорта. Члены организации (2004 г.): Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гонду-рас, Гренада, Гайана, Доминика, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сури-нам, Тринидад и Тобаго, Сальвадор, Ямайка. Ассоциированные члены: Аруба, Франция (от имени Француз-ской Гвианы, Гваделупы и Мартиники), а также Голландские Антильские Острова. Статус наблюдателя имеют: Аргентина, Бразилия, Великобритания, Египет, Индия, Испания, Италия, Канада, Марокко, Нидерланды, Перу, Россия, Турция, Украина, Финляндия, Чили, Эквадор, Южная Корея и ряд международных организаций. Секретариат расположен в Порт-оф-Спейне, на островахТринидад и Тобаго. Лекция 9. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе 1. Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 2. Цели, задачи, структура и деятельность СБСЕ. Цель лекции – раскрыть историю создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Ключевые слова – ОБСЕ, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.
1. Строго говоря, ОБСЕ не является исключительно европейской организацией. В географическом смысле ее присутствие распространяется от Ванкувера до Владивостока. Истоки ОБСЕ (до 1994 г. - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе - СБСЕ) находятся во временах холодной войны, когда процесс установления взаимногодоверия только зарождался. ОБСЕ сформировалась в эпоху так называемой разрядки в начале 70-х гг. XX в. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан в 1975 г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 стран Европы, а также США и Канады. Не будучи международно-правовым актом, он фактически оказался долгосрочной программой развития процесса разрядки, сближения народов и сотрудничества в Европе. С подписания в 1990 г. Парижской хартии для Европы и создания ряда специальных институтов начался новый период в деятельности СБСЕ, основные вехи которого обозначили ключевые конференции в Берлине (1991 г), Праге (1992 г.), Стокгольме (1992 г), Хельсинки (1992 г), Риме (1993 г), Будапеште (1994 г), Лиссабоне (1996 г.) и Стамбуле (1999 г.). ОБСЕ, которые могут и желают внести вклад в эту программу. ПРМ выходит за рамки диалога и направлена на создание партнерства как постоянного элемента архитектуры европейской безопасности. ОБСЕ отличает всесторонний и основанный на сотрудничестве подход к обеспечению безопасности; всесторонний в том смысле, что он охватывает три измерения безопасности - человеческое, военно-политическое и экономическое (экологическое). Цели и задачи ОБСЕ: предупреждение конфликтов, контроль над вооружениями, защита прав человека, преодоление межгосударственных кризисов, а также установление кодекса поведения государств, касающегося прозрачности отношений вооруженных сил и общества. Официально цели ОБСЕ сформулированы следующим образом: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению устойчивого мира; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами; признание тесной взаимосвязанности проблемы безопасности в Европе и во всем мире; действенный вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов. В контексте Парижской встречи на высшем уровне (ноябрь 1990 г.) было заключено важное соглашение по контролю над вооружениями - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). В актив военно-политического измерения СБСЕ/ ОБСЕ вошло несколько других важных договоров, касающихся военной безопасности, в том числе Договор по открытому небу 1992 г. и Венские документы 1990, 1992, 1994и 1999 гг, атакже имеющий ключевое значение Документ о легком и стрелковом оружии(2000г.). Контроль над вооружениями и разоружением стран ОБСЕ предусмотрен также положениями Венской декларации 1992 г. по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению и Заключительным актом переговоров о сокращении численности обычных вооруженных сил в Европе (Хельсинки, 1992 г). На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в ОБСЕ. Это решение не только отразило быстрое институционалыное развитие организации с момента окончания холодной войны, но и придало ее работе новый политический импульс. Итогом Лиссабонской встречи на высшем уровне 1996 г. стало повышение ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех трех измерениях. Эта встреча стимулировала разработку в ОБСЕ Хартии европейской безопасности, котррая была принята на Стамбульской встрече на выс-шем уровне в ноябре 1999 г. На этой встрече 30 государств -участников ОБСЕ подписали адаптированный Договор об ОБСЕ. ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности. Это объясняется несколькими факторами: широтой ее членского состава, охватывающего страны Евроатлантического и Евроазиатского регионов; ее всеобъемлющим и основанном на сотрудничестве подходом к безопасности; глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса; функционированием широкой сети ее миссий на местах, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества с другими международными институтами. Отношения ОБСЕ с Объединенными Нациями основываются на рамочном договоре с Секретариатом ООН и статусе наблюдателя при Генеральной Ассамблее. В Хельсинкской декларации 1992 г. государства-члены объявили ОБСЕ региональным соглашением, соответствующим положениям главы VII Устава ООН. 2. ОБСЕ действует при наличии трех предпосылок: воли государств-членов к действию; принципиального консенсуса по поводу принятых решений; готовности к использованию согласованных механизмов ОБСЕ. 10 базовых принципов ОБСЕ: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов рас-поряжаться своей судьбой; межгосударственное сотрудничество; добросовестное выполнение международно-правовых обязательств. Основной постоянный орган для политических консультаций и принятия решений - Постоянный совет. Его члены, постоянные представители государств, еженедельно собираются на заседания водворце Хофбург(Вена) для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции ОБСЕ, и принятия решений. В Хофбурге также проводятся регулярные заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, который занимается вопросами контроля над вооружениями и мерами укрепления доверия и безопасности, и Совместной консулытативной группы, которая осуществляет контроль за выполнением Договора об ОВСЕ. Министры иностранныхдел 55 государств встречаются ежегодко в рамках Совета министров за исключением тех лет, когда проводится встреча на высшем уровне с участием глав государств и правительств. В области экономического и экологического измерения раз в год в Праге проводится встреча руководящего совета, заседающего в качестве Экономического форума. Действующий председатель - министр иностранных дел страны, проводившей предшествующее заседание Совета, помощь которому оказывают предшественник и преемник («тройка»), занимается координацией текущей деятельности ОБСЕ. Он может назначать личных и специальных представителей. Верховный комиссар по делам национальных меньшинств обеспечивает раннее предупреждение правонарушений. Его бюро находится в Гааге. Наиболее молодой институт ОБСЕ - Бюро представителя по вопросам свободы средств массовой информации - создан для наблюдения за положением дел в области СМИ. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) осуществляет контроль выполнения обязательств в сфере человеческого измерения; координирует и подцерживает связи между государствами-членами; распространяет информацию о человеческом измерении и гуманитарном международном праве; организует встречи и семинары по вопросам создания банковдан-ных и укрепления демократических институтов сотрудничества с международными организациями. Базируется в Варшаве. Парламентская ассамблея проводит ежегодные сессии в го-родах государств-членов. Она состоит из 312 мест, принадлежащих национальным делегациям (от 2 до 17 членов в зависимости от численности населения страны). Решения принимаются, как правило, простым большинством, однако применяется и процедура консенсуса. Парламентская ассамблея имееттри комитета: по вопро-сам политики и безопасности, экономическим, гуманитарным вопро-сам. Ассамблея оценивает деятельность ОБСЕ, проводит дебаты по вопросам, обсуждаемым на заседаниях Совета ОБСЕ или на встречах глав государств и правительств, информирует национальные парламенты. Ее секретариат располагается в Копенгагене. В рамках создания механизмов урегулирования споров в 1992 г. был учрежден Суд по примирению и арбитражу в Женеве. Секретариат ОБСЕ располагается в Вене, имеет четыре департамента: конференций, администрации и бюджета, поддержки председателя, Центр по предупреждению конфликтов. Лекция 10. Европейский Союз 1. Договор о Европейском Союзе. 2. Основные цели и органы ЕС. Ценности ЕС. 3. Основные направления сотрудничества ЕС. Цель лекции – раскрыть историю создания Европейского Союза. Ключевые слова – ОБСЕ, зона евро, сообщество, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.
1. Относительно понимания Европейского Союза как международной организации среди специалистов нет единодушия. Некоторые ученые, особенно юристы-международники, считают ЕС не организацией в чистом виде, а промежуточной, переходной формой, видят в нем прообраз будущего многонационального европейского регионального государства. Некоторые специалисты рассматривают ЕС как полугосударственное образование. эволюционирующее в сторону полноценной федерации. ЕС сохраняет общие черты с международной (межправительственной) организацией и с конфедерацией государств. Тем не менее авторитетные справочники по межгосударственным организациям и международному праву относят ЕС к разряду МО. Если исходить из формальных определений, Европейский Союз - это интеграционная организация, главная цель которой -построение «как можно более тесного союза европейских народов» (ст. 1 Договора о Европейском Союзе). Членом ЕС имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее «принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства» (ст. 6, 49 Договора о Европейском Союзе). Для этого необходим уровень экономического развития страны, сопоставимый со средними показателями ЕС, а также осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привес-ти внутреннее законодательство государства-кандидата в соответствие с нормами права Европейского Союза. Члены Европейского Союза (2004 г.): Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г); Греция (с 1981 г); Испания, Португалия (с 1986 г.); Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г); Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (с 2004 г). Кандидатом на вступление в Союз считается Турция; рассматривается вступление в 2007 г. Болгарии и Румынии. Европейский Союз формировался постепенно, по мере усиления интеграционных прсцессов между входящими в его состав государствами и народами. Поэтапный характер строительства ЕС отражается в его устройстве. По характеру компетенции ЕС выступает как надгосударственная (наднациональная) организация политической власти, в пользу которой государства-члены добровольно ограничили свой суверенитет. В начале XXI в. Европейский Союз вступил в новый этап преоб-разований, цель которых - сделать эту организацию способной эффективно функционировать в условиях, когда она будет включать около 30 государств-членов.
|