Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История создания Европейского Союза






Идея объединения Европы возникала в истории континента неоднократно. Однако в течение столетий она была достоянием преимущественно интеллектуальной элиты - философов, политиков, писателей, нередко самих стоявших у власти или приближенных к ней. Среди сторонников и теоретиков данной идеи были: П. Дюбуа –летст французского короля Филиппа Красивого (XIV в.), чешский король Иржи Подебрад (XV в.), герцог Сюлли - советник английского короля Генриха IV (ХVІ-ХVІІ вв.), английский квакер У. Пенн (XVII в.) и французский аббат Сен-Пьера (XVIII в.). В средние века основная цель объединения государств Европы состояла в том, чтобы совместными усилиями обеспечить защиту от мощных и грозных противников. Поэтому большинство проектов предусматривало создание союзов преимущественно оборонительного или наступательного характера. Властители крупнейших и наиболее сильных государств стремились скорее к господству в Европе, чем к согласию и миру.

Процесс объединения получил новый импульс в начале XX в., особенно после Первой мировой войны. В 1923 г. основатель и лидер паневропейского движения австриец граф Куденхове-Калерги призывал создать Соединенные Штаты Европы, опираясь на опыт объединения Швейцарии в 1848г., создания Германской империи в 1871 г. и Соединенных Штатов Америки в 1776 г. В 1926 г. он организовал паневропейский союз, который возглавил министр иностранных дел Франции А. Бриан. Выступая 5 сентября 1929 г. на Ассамблее Лиги Наций, Бриан предложил создать в рамках Лиги европейский союз, который обеспечивал бы тесное сотрудничество государств Европы, сохраняя неприкосновенным их суверенитет. Движение за европейское объединение сохраняло свою активность и во время Второй мировой войны. Примечательными были попытки правительств Польши и Чехословакии оформить «более тесную политическую и экономическую ассоциацию». 23 января 1942 г. было заключено соглашение, предусматривающее создание польско-чехословац-кой конфедерации после войны. Обсуждались также возможности объединения в федерацию центра и юга Восточной Европы, создания Дунайской и Балканской федераций. Выдвигались проекты создания в Западной Европе федерации Бельгии, Нидер-ландов, Люксембурга и Франции. Событием на пути к европейской интеграции стали проведенные в Лондоне в 1942 г. переговоры между представителями эмигрантских правительств Польши, Чехословакии, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Греции, Югославии и комитета «Свободная Франция», цель которых заключалась в обсуждении возможностей создания «Ев-ропейского сообщества». 5 сентября 1944 г. правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали соглашение об образовании после окончания военных действий таможенного союза. Так появился Бенилюкс.

Необходимость европейского единства наиболее остро стала ощущаться после Второй мировой войны. У. Черчилль 19 сентября 1946 г. в Цюрихе предложил реформировать европейский дом, найти для него структуру такого единства, под эгидой которого его народы жили бы в мире и безопасности. «Мы должны построить что-то вроде Соединенных Штатов Европы», - подчеркнул он.

Первый реальный шаг к созданию европейского сообщества был сделан 9 мая 1950 г, когда Р. Шуман, министр иностранных дел Франции, обнародовал план, разработанный им и Ж. Монне, по созданию франко-германского объединения угля и стали. Новое объединение замышлялось как открытая организация, всту-пать в которую, кроме стран-учредителей, могли и другие государства. Эта организация должна была иметь наднациональный высший руководящий орган, способный принимать решения, обязательные для государств-членов. Такое объединение создавало предпосылки для экономического развития - первого этапа европейской федерации. Кроме того, в рамках реализуемого в Европе Плана Маршалла предусматривалось создание функциональных комитетов по углю, стали, транспорту, сельскому хозяйству и продовольствию, возглавляемых главным комитетом, что также требовало координации экономической политики всех вовлеченных стран на наднациональном уровне. 20 июня 1950 г. в Париже состоялась конференция с участием Франции, Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, завершившаяся подписанием 18апреля 1951 г. договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В итоге ЕОУС стало организацией «шестерки». В основу объединения были положены три принципа: общий рынок, общие цели и общие институты. Такое сотрудничество имело чисто экономический характер и реализовывалось только в двух отраслях промыш-ленности - угольной и сталелитейной. Таким образом, первые интеграционные процессы успешно осуществлялись преимущественно в сфере экономики. Стремление государств-членов достичь более тесного сотрудничества в области внешней политики и в военной сфере было не столь результативным. Неудачной оказалась попытка создания в 1952 г. Европейского оборонитель-ного сообщества (ЕОС). Остались нереализованными проекты политической интеграции, ориентированные на создание на базе объединения ЕОУС и ЕОС европейского политического сообще-ства, которое, с одной стороны, было бы наделено широкими полномочиями в сфере экономики, а с другой - занималось координацией внешней политики стран-участниц.

В условиях возраставшей взаимосвязи и взаимозависимос-ти западноевропейских стран все более очевидными становились потребности в расширении сферы сотрудничества и освоении новых институциональных форм, развитии правовой базы. На встрече министров иностранныхдел ряда европейских держав в Венеции в мае 1956 г. был сделан вывод о необходимости перехода от секторальной к более полной экономической интеграции, сохраняя в качестве обособленного направления интеграцию в сфере атомной энергетики. Подготовительная работа, которой руководил министр иностранных дел Бельгии П.-А. Спаак, завершилась подписанием в 1957 г. договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Членами обоих сообществ стали те же шесть стран, которые образовали ЕОУС. По месту подписания эти договоры вошли в историю под названием «Римские». Таким образом, в Западной Европе оформи-лись три сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евратом, однако главным, определяющим все состояние и развитие интеграции, стало ЕЭС.

Цель основателей Договора о ЕЭС состояла в создании общего рынка, представляющего собой не что иное, как пространство без внутренних границ, в котором провозглашены и последовательно осуществляются четыре свободы: свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов, а также в сближении экономических курсов и сотрудничестве в области сельского хозяйства и транспорта.

Европейская интеграция стала широким и многосторонним процессом. Ж. Монне отмечал: «Мы не создаем ассоциацию государств, мы создаем союз народов». Административные процедуры, принятие решений в Европейском экономическом сообществе структурно были ориентированы на процесс унификации.

Этот процесс был нелегким; многие из поставленных перед Сообществом целей не были реализованы. Так, предусмотренное договором введение к 1969 г. общего рынка было отложено на более поздний срок. Достижением можно считать создание таможенного союза, позволившее обеспечить свободное движе-ние товаров и положившее начало превращению ЕЭС в зону свободной торговли. Но по другим важным проблемам - свободному движению людей, услуг и капитала, свободе предпринимательской деятельности в рамках ЕЭС, либерализации системы платежей - существенного прогресса не наблюдалось, а экономический кризис начала 70-х гг. воспрепятствовал сближению экономической политики государств-членов. Только в первой половине 70-х гг. был получен новый импульсдля продвижения к эконо-мическому и политическому союзу. Важными событиями стали создание в 1970 г. Европейского политического сотрудничества (ЕПС), нацеленного на гармонизацию внешней политики, и оформление в 1979 г. Европейской валютной системы, цель которой состояла в закреплении зоны относительной валютной стабильности, что в условиях частых и резких перепадов курсов различных валют имело важное практическое значение. В этой зоне стап применяться новый вид расчетной единицы - ЭКЮ - европейская валютная единица. В 1973 г. к шестерке добавились Великобритания, Дания и Ирландия; в 1981 г. в ЕЭС вошла Греция, в 1986г.-Испания и Португалия.

Важной вехой на пути к интеграции стал Единый европейский акт, вступивший в силу 1 июля 1987 г. В нем отмечалось, что Европейское сообщество и Европейское политическое сотрудничество должны внести совместный вклад в прогресс европейского единства. В акте детально определялись правовые рамки учреждения единого рынка, сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды, научно-технической сфере. Единый европейский акт также создавал правовую основу кооперации в области внешней политики в рамках Европейского политического сотрудничества, которая раньше базировалась на неформальной договоренности. Таким образом, разработка и принятие этого акта показали, что государства - члены сообществ готовы выйти за рамки чисто экономической интеграции и стремятся координировать сзои действия, вырабатывать общую политику в сфере международных отношений и внешней политики.

В 1992 г. главы государств и правительств 12 членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор об учреждении Европейского Союза, который зафиксировал новый уровень объединения народов Европы. Это сбеспечивалось установлением экономического и финансового союза, включая создание единой валюты и введение союзного гражданства. Положениями об общей внешней политике и политике безопасности Маастрихтский договор отразил намерение государств-чланов перейти к более высокому уровню согласования действий на международной арене. Нововведением стали также положения о сотрудничестве в сфере правосудия и внутренних дел, выделенные в общий раздел. Маастрихтский договор, в отличие от американской конституции, не определил специальных функций, которые можно было бы передать центральной власти, но наделил Европейский суд полномочиями определять ту ответственность, которую власть должна нести в соответствии с целями создания Союза.

Время сразу же стало выявлять реальное значение Договора о Европейском Союзе, его сильные и слабые стороны, вносить коррективы в изначальные идеи. Союз столкнулся с новыми проблемами, которые нужно было решать безотлагательно. 1 января 1999 г. в Европе должна была утвердиться единая валюта. Примерно в эти же сроки следовало определиться с Западно-европейским союзом (основной вопрос заключался в преобразовании ЗЕС в военную организацию ЕС). В двери Европейского Союза все более настойчиво стучались страны, стремившиеся войти в него в качестве полноправных членов. Ситуация побуждала как государства-члены, так и институты ЕС внести коррективы в принципы его организации и деятельности. Однако Маастрихтский договор не содержал инструментов для решения всех возникающих вопросов, требовалась его адаптация к новой обстановке. Заговорили о разработке Маастрихта-2 или договора под новым наименованием. Именно это стало главной целью Амстердамского саммита в июне 1997 г. Встреча выявила острые разногласия, что сказалось на ее результативности: Амстердамский договор содержит поправки, которые касаются только пяти аспектов кооперации. Многие предложения остались за рамками принятого договора, некоторые отражены в декларациях-приложениях к нему.

Таким образом, Амстердамский договор не дал ответов на ключевые проблемы, связанные с изменением институциональной структуры органов ЕС. В то же время он подтвердил обещание странам-кандидатам начать переговоры о расширении Союза с января 1998 г. Сессия Европейского совета, завершившаяся 13 декабря 1997 г. в Люксембурге, приняла решение о начале процесса приема стран Центральной и Восточной Европы и Кипра. Это было подтверждено на саммите в Ницце в декабре 2000 г.

16 апреля 2003 г. в греческой столице состоялось подписание Договора о присоединении к Европейскому Союзу 10 новых государств - Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии. Это пятое по счету и беспрецедентное по масштабам расширение. Было запланировано, что новый договор государства-члены и присоединяющиеся государства ратифицируют к маю 2004 г.

Частичные изменения в содержание учредительных документов Европейского Союза внес Ниццкий договор 2001 г. Более радикальные преобразования были отложены на 2004 г. Для их подготовки в 2002 г, согласно одобренной на встрече в верхах в конце 2001 г. декларации «Будущее Европейского Союза» (Лаакенская декларация), был созван Конвент о будущем Европейского Союза, или Европейский конвент, - временный представи-тельный орган, объединивший национальных и европейских парламентариев (депутатов Европарламента), а также специальных представителей глав государств или правительств стран Союза и представителей главы Европейской комиссии (исполнительного органа ЕС). Его первое заседание состоялось 28 февраля 2002 г. -день, ставший, по словам председателя Европарламента, «ре-шающим и революционным шагом для европейской демократии и парламентского метода». Председателем Конвента стал бывший президент Франции В. Жискар д'Эстэн, а его заместителями -Дж. Амато (Италия) и Ж.Л. Дехане (Бельгия). В общей сложности Европейский конвент включал 105 членов.

Европейский Союз стал готовиться к принятию единого конституционного договора Союза, призванного заменить действующие учредительные документы.

С момента основания Европейский Союз функционирует на базе нескольких соглашений между государствами-членами, заключение и изменение которых ранее происходило в рамках стандартных международно-правовых процедур (межправительственная конференция, подписание и ратификация текста странами-участницами). Подобная картина, харакгерная для кпассических международных организаций, всё труднее согласуется с особой квази федеративной природой Европейского Союза.

После ряда частичных реформ (поправки Амстердамсхого 1997 г. и Ниццкого 2001 г. договоров) государства - члены Союза пришли к выводу о необходимости коректным образом реформировать правовые устои организации. К такому шагу подтолкнуло и новое расширение ЕС, которсе потребовало внесения серьезных корректив в сложившиеся интеграционные механизмы.

По завершении работы Конвента в июне 2003 г. главам государств -участников ЕС 6ь: л представлен проект конституционного договора.

12 декабря 2003 г. в Брюсселе проходил саммит, на котором присутствовали лидеры 15 действительных и 10 будущих членов Союза. Результатом встречи должно было стать соглашение по поводу проекта конституции. Однако гіереговоры были приостановлены, поскольку участникам саммита было трудно достичь договоренности по следующим пунктам.

Количество членов Еврокомиссии - самого влиятельного административного органа ЕС. Проекг конституции предусматривал, что Комиссия будет состоять из 15 человек с правом голоса. Члены ЕС будут по очереди делегировать в Еврокомиссию своих представителей. Такой вариант не устроил некоторые страны, которые выступают за то, чтобы каждое государство получило в Евро-комиссии одно место, закрепленное за ним на постоянной основе без ротации.

Границы полномочий Европарламента. Проект конституции предполагал, что парламент сможет оказывать решающее влияние практически на все сферы жизни ЕС. Однако многие страны боятся усиления роли Брюсселя по сравнению с национальными структурами.

Появление в ЕС постое постоянного президента и министра иностранных дел. Общая оборонная политика. Конституция накладывает на всех членов ЕС обязательство оказывать другой европейской стране военную поддержку в случае угрозы ее безопасности. Традиционно нейтральные страны, такие как Австрия и Швеция, утверждают, что их статус не позволяет им согласиться с этим условием.

Самым главным разногласием, которое вынудило участников прервать саммит, стал воорос о распределении голосов в Совете министров ЕС.

Наиболее полулярна в ЕС доктрина, согласно которой относи-тельный вес голоса каждой из стран в Совете министров должен быть пропорционален ее населению. Такой подход дает преимущества самым крупным странам - Германии, Франции, Великобритании и Италии. Чуть меньше население у Испании и Польши. В 2000 г. в Ницце эти две страны добились для себя лучшего представительства. В результате была выработана весьма сложная система распределения голосов, согласно которой Польша и Испания (население в совокупности достигает 79, 6 млн. чело-век) получили 27 голосов. Это всего на два голоса меньше, чем у Франции, Германии, Великобритании и Италии вместе взятых. 260 млн. человек из этих четырех стран были представлены в Совете министров всего 29 голосами.

Это показалось «большой четверке» настолько несправедливым, что главы Франции, Германии и Великобритании начали настаивать на изменении принципа распределения голосов. Весной 2004 г. на очередном саммите ЕС была достигнута договоренность относительно текста Конституции Европейского Союза, а 29 октября 2004 г. в Риме главы государств скрепили своими подписями ее текст.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал