Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления сотрудничества ЕС






Одна из ключевых целей ЕС - реализация Экономического и валютного союза (ЭВС), создание которого обусловлено прикреплением валют государств-членов друг к другу в рамках фиксированных обменных курсов. Единая европейская валюта евро должна заменить национальные валюты и тем самым завершить создание ЭВС. Первый этап (1990-1993 гг.) предусматривал отмену большинства ограничений на движение капитала, усиление координации экономической политики государств-членов и сотрудничества центральных банков. В начале второго этапа (1994 г.) приступил к работе Европейский валютный институт (ЕВИ), возглавляемый президентом и председателями национальных центральных банков. На третьем этапа (1997-1999 гг.) ЕВИ сменил Европейский центральный банк, который призван управлять денежной массой единой европейской валюты евро.

Экономическая политика проводится в рамках ЭВС в соответствии с принципами открытой рыночной экономики и сюбодной конкуренции и остается в ведении государств-членов. Валютная политика передается в ведение Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), состоящей из центральных банков государств-членов и Европейского центрального банка. Эта политика направлена на:

- обеспечение ценовой стабильности;

- поддержку общей экономической политики;

- разработку и реализацию денежной политики;

- проведение валютных операций в соответствии с Договором;

- поддержку и управление официалыными валютными резервами государств-членов;

- содействие беспрепятственному функционированию платежной системы.

Единая денежная единица ЕС евро создана с целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами - членами экономического и валютного союза, для которого характерно сочетание единого рынка с единой валютой.К 2004 г. евро находится в обращении в 12 государствах - членах ЕС: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, мы Централы-юамериканской зкономической интеграции и Анд-ской группы) и др/гими государствами.

Другие внешние контакты связаны с международным сотрудничеством в различных областях, международными организациями, Объединенными Нациями, специализированными учреждениями ООН.

Весной 2003 г. в ЕС было принято специальное коммюнике относительно сотрудничества после расширения 2004 г. с новыми соседними государствами, так называемая платформа «Большая Европа». Она направлена на развитие более тесного сотрудничества с Алжиром, Беларусью, Египтом, Израилем, Иор-данией, Ливаном, Ливией, Марокко, Россией, Сирией, Тунисом, Украиной и Палестинской автономией.

Лекция 11. Европейские политические и экономические организации

1. Совет Европы, ЕАСТ, Вышеградская группа и ЦЕФТА.

2. Бенилюкс.

3. ЕБРР /устав, цели, структура.

Цель лекции – раскрыть историю европейских политических и экономических организаций.

Ключевые слова – ОБСЕ, зона евро, сообщество, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

 

1. На Европейском континенте действует самое большое число межгосударственных организаций различного профиля, направленности и компетенции. Некоторые из них имеют многолетнюю историю, большинствоже возникло после Второй мировой войны. В политической сфере особое место занимают ОБСЕ и Совет Европы. По охвату государств и своей роли они принадлежат к числу наиболее влиятельных организаций и на континенте, и на глобальном уровне. Экономическое сотрудничество в Европе определяет Европейский Союз, однако продолжают функционировать Европейская ассоциация свободной торговли и Организация экономического сотрудничества и развития; существенную роль играет Европейский банк реконструкции и развития.

Относительно новым для Европы явлением стало возникновение субрегиональных форматов сотрудничества-Черноморского экономического сотрудничества, Центральноевропейской инициативы, Совета государств Балтийского моря.

Многочисленность и взаимопересекаемость европейских организаций вызывает сложность их изучения. К примеру, вопросами безопасности в этом регионе занимаются НАТО, Западноевропейский союз, ОБСЕ, ЕС, а в политическом смысле - в какой-то степени и Совет Европы. Такую перекрестность одни специалисты квалифицируют как стихийность и слабость международных институтов, другие, напротив, считают, что подобный объективно сложившийся подход отражает оптимальную взаимодопол-няемость, необходимую смежность различных по функциям, влиянию и охвату межгосударственных организаций.

Совет Европы возник 5мая 1949 г. и в настоящее время включает в свой состав 47 государств. Статус наблюдателя при Совете Европы имеют 5 государств (Ватикан, Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки и Япония). Устав Совета Европы был подписан в Лондоне десятью государствами: Бельгией, Данией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Великобританией, Францией и Швецией. Штаб-квартира СЕ расположилась в Страсбурге — городе на границе Франции и Германии, в качестве символа примирения двух стран. Совет Европы следует отличать от Европейского Союза, объединяющего 25 стран, которые до вступления в ЕС уже являлись членами Совета Европы. Штаб-квартира Организации находится в Страсбурге (Франция).

Цель этой организации - добиваться сближения между государствами-участниками путем содействия расширению демократии и защите прав человека, а также сотрудничеству по вопросам культуры, образования, здравоохранения, молодежи, спорта, права, информации, охраны окружающей среды.

Основные органы:

· Комитет Министров директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств-членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

· Парламентская Ассамблея, объединяющая 630 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство — 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами. В настоящее время председателем Ассамблеи является Рене ван дер Линден (Нидерланды, Группа Европейской народной партии).

· Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, состоящий из Палаты местных властей и Палаты регионов. Председателем Конгресса в настоящее время является Джованни ди Стази (Италия, Группа социалистов).

· Секретариат, насчитывающий около 1800 сотрудников, с сентября 2004 года возглавляемый Генеральным секретарем Терри Дэвисом (Соединенное Королевство), бывшим заместителем председателя Парламентской Ассамблеи и председателем Группы социалистов. В структуре Секретариата выделяются подразделения, обслуживающие основные органы (ПАСЕ, КМСЕ, ЕСПЧ, Конгресс), административно-координационные (Генеральный политический директорат, Директорат стратегического планирования, бюджетные, кадровые и т. п. службы) и тематические подразделения (Генеральный директорат по правам человека и правовым вопросам, Генеральный директорат по социальной сплоченности, Генеральный директорат по культуре, образованию, молодежи и спорту). Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Помимо ЕС в Европе в 1960 г. возникла еще одна организация на основе подписанной в Стокгольме конвенции. ЕАСТ — это торгово-экономическое объединение, созданное по инициативе Великобритании, как ответ на образование Общего рынка. В момент создания в ЕАСТ вошли: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. С 1961 г. к ЕАСТ присоединилась Финляндия в качестве ассоциированного члена. В 1970 г. участницей ЕАСТ стала Исландия. В 1973 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 г. — Португалия, а в 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия. В настоящее время членами ЕАСТ являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.

Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли. Во взаимной торговле отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, однако отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС). Расширяется сотрудничество в области науки и техники, защиты окружающей среды.

Ассоциация не ставит своей целью создание экономического и валютного, а тем более политического союза.

Деятельностью ЕАСТ руководит Совет в составе совета министров или постоянных глав делегаций. В его задачи входит разработка рекомендаций и исполнение правительствами стран-членов соглашений, заключенных в рамках ассоциации. Решения и рекомендации требуют, как правило, единогласия. Текущими делами руководит Секретариат. Штаб-квартира — в Женеве.

Отличия ЕАСТ от ЕС:

1. в ЕАСТ нет наднациональных органов; высший руководящий орган — консультативный Совет, в котором каждая страна имеет один голос;

2. режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельхозпродукцию;

3. за каждой страной — членом ЕАСТ сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами;

4. в ЕАСТ не существует единого таможенного тарифа.

Наиболее тесные связи ЕАСТ имеет с ЕС. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). В соответствии с достигнутым договором с 1 января 1993 г. страны — члены ЕАСТ стали включать в свои национальные законодательства законодательные акты ЕС, касающиеся свободного движения товаров, капиталов и услуг, а также политики ЕС в области конкуренции.

Интеграции рынков аграрной продукции не предполагается, поскольку сельское хозяйство ЕАСТ не смогло бы выдержать конкуренцию со стороны ЕС.

В феврале 1991 г. в результате встречи на высшем уровне Венгрии, Польши и Чехословакии в г. Вышеграде (Венгрия) образована субрегиональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вышеградской группой. Создание Вышеградской группы, инициатором которой считается премьер-министр Чехии В. Клаус, было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС в условиях развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад. Некоторые эксперты полагают, что это межгосударственное объединение не полностью подпадает под признаки международной организации. У него нет, например, постоянно действующего секретариата. Формально с таким подходом можно согласиться. Однако, сдругой стороны, Вышеградская четверка, как часто называют это объединение, существует более 10 лет и смогла сформулировать для себя новую, перспективную повестку дня, исчерпав к 2004г. основные задачи, поставленные государствами-участниками в начале своего существования (продвижение четырех государств в евроатлантические институты, в первую очередь в ЕС и НАТО).

В декабре 1992 г. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу 1 марта 1993 г. Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям:

— наличие торгового договора с ЕС или статус ассоциированного члена Европейского сообщества;

— членство в ВТО / ГАТТ;

— наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран- участниц Соглашения.

С 1 января 1996 г. очередной стороной соглашения стала Словения, с 1 июля 1997 г. — Румыния, а с 1 января 1999 г. — Болгария.

Цель ЦЕФТА — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 г. зоны свободной торговли.

2. Бенилюкс - экономический союз

Договор об образовании экономического союза Бенилюкс подписан в 1958 г. и вступил в силу в 1960 г. Он кодифицировал нормы, разрабатываемые с 1948 г, когда начал функциониро-вать таможенный союз трех государств - Бельгии, Люксембурга, Нидерландов.

За ним последовали другие договоры: в 1960 г. - о свободном передвижении лиц по территориям трех государств и переносе пограничного контроля на их внешние границы; в 1969 г. -протокол об унификации таможенной территории Бенилюкс; в 1984 г. - введение в действие документа о товарообмене внутри Бенилюкса и др.

Цели Бенилюкса: свободное передвижение людей, капиталов, товаров и услуг; проведение единой торговой и экономической политики по отношению к третьим странам.

Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, является высшим органом и проводит несколько заседаний в год. Он следит за соблюдением договора и принимает решения в рамках предоставленных ему полномочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).

На заседаниях рабочих групп встречаются отраслевые министры, Если рабочая группа в определенной сфере деятельности создана согласно постановлению Комитета министров, то ее решения обладают той же политической и юридической силой, что и р ешения Комитета министров.

Совет экономического союза координирует деятельность различных комиссий и подчинен Комитету министров.

На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы отраслевые комиссии и специальные комитеты (внешнеэкономических связей; валютно-финансовых вопросов; по промышленности и торговле; сельскому хозяйству, продовольствию и рыболовству; таможенным и налоговым вопросам; транспорту; социальным вопросам; свободному передвижению и поселению лиц; вопросам юстиции; координированию статистики; конкурсам и тендерам; здравоохранению; малым и средним предприятиям; туризму; муниципальному планированию; окружающей среде; энергетике; сотрудничеству в административной и юридической сферах; передвижению людей).

Генеральный свкретариат возглавляет коллегия генеральных секретарей, состоящая из собственно генерального секретаря (согласно договору - гражданин Нидерландов) и двух его заместителей. Политическая роль генерального секретариата с течением времени значительно возросла. Так, с 1975 г. коллегия генеральных секретарей получила права законодательной инициативы при принятии директив.

Объединенным службам поручается выполнение специальных задач, например в области товарных знаков и дизайна.

Межпарламентский консультативный совет состоит из 21 депутата бельгийского парламента, 21 -нидерландского и 7-люксембургского, при назначении которых учитывается влиятельность политических фракций в этих странах.

Консультатиеный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных организаций трех стран (Бельгия - Центральный экономический совети Национальный совет труда; Люксембург-Экономико-социальный совет; Нидерланды - Социально-экономический совет).

Для решения спорных вопросов между государствами-членами в связи с выполнением договора или конвенций образована арбитражная коллегия.

В задачу судебной палаты входит содействие единому толкованию совместно принятых правовых норм.

Государства Бенилюкса и Вышеградской четверки (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия), ксторые ставили целью развитие сотрудничества и продвижение своих региональных интересов, договорились о кооперации и координации деятельности по вопросам, имеющим общий интерес (семинары, рабочие встречи).

Бельгия, Люксембург и Нидерланды вместе с Германией, Италией, Испанией, Португалией и Францией подписали Шенгенское соглашение (1985 г.), предусматривающее поэтапное упразднение контроля на общих границах (см. с. 228).

Официальные языки Бенилюкса - французский и голландский, а местопребывание рабочих органов - Брюссель.

Европе́ йский банк реконстру́ кции и разви́ тия (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 страной и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников.

Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся социалистический политический строй и страны бывшего Советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объёмы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнёрами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счёт эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.

Структура банка. Полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих, в состав которого каждое правительство акционера назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Совет управляющих делегирует большинство полномочий Совету директоров, который отвечает за стратегическое направление ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 директоров и возглавляется Президентом. Каждый директор представляет одного или более акционеров. С учётом общего руководства Совета управляющих, Совет директоров отвечает за руководство общей деятельностью и политику банка. Он осуществляет полномочия прямо возложенные на него Соглашением и те полномочия, которые делегированы ему Советом управляющих.

Президент избирается Советом управляющих и является законным представителем ЕБРР. Под руководством Совета директоров, Президент руководит текущей работой банка. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. Вице-президенты назначаются Советом директоров по рекомендации Президента и обычно по срочному контракту на четыре года. В случае отсутствия или недееспособности Президента, вице-президент осуществляет полномочия и выполняет функции Президента.

Исполнительный комитет контролирует все ключевые аспекты стратегии, эффективности и финансовой устойчивости банка. Исполнительный комитет банка состоит из Президента (возглавляет его), вице-президентов и других членов высшего руководства банка. Также создан ряд других комитетов, управлений, которые подчиняются Президенту по направлениям деятельности банка.

 

Лекция 12. Организация Североатлантического договора (НАТО)

1. История НАТО. Военная структура.

2. Программа «Партнерство ради мира».

3. Роль НАТО в современном мире.

Цель лекции – осветить проблемы образования Организации Североатлантического договора (НАТО).

Ключевые слова – партнерство, НАТО, североатлантический блок, альянс, ОБСЕ, зона евро, сообщество, международная организация, универсальная организация,.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Организация Североатлантического договора была учреждена 4 апреля 1949 г. Вашингтонским договором. В официальной церемонии его подписания приняли участие лидеры США, Великобритании, Франции, Канады, Италии, Португалии, Бельгии, Нидерлан-дов, Люксембурга, Дании, Исландии и Норвегии. Основатели НАТО подчеркивали, что союз основан в соответствии с 51-й статьей Устава Организации Объединенных Наций.

НАТО обеспечивает военно-политическое взаимодействие 26 стран: Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Канады, Латвии, Литвы, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Соединенных Штатов Америки, Словакии, Словении, Турции, Франции, Чехии, Эстонии.

В соответствии с провозглашенными политическими целями альянс представляет собой трансатлантическое партнерство между европейскими членами НАТО, Соединенными Штатами Америки и Канадой, направленное на подцержание мира и стабильности в Евроатлантическом регионе. Прежде всего это политическое партнерство с опорой на общее планирование обороны, военное сотрудничество, а также сотрудничество в экономической, научной, экологической и других сферах. В годы холодной войны НАТО основное внимание уделяла развитию и обеспечению собственной доктрины коллективной безопасности. В последние годы главную сферу своего внимания она формулирует как «укрепление стабильности в Европе посредством сотрудничества и разработки средств коллективного регулиро-вания кризисов и поддержания мира».

Североатлантический договор представляет собой весьма простой документ. Государства-члены берут на себя обязательство поддерживать и развивать, как индивидуалыно, так и коллек-тивно, свой оборонный потенциал, обеспечивая основу для коллективного военного планирования. Предусмотрено проведение консультаций между государствами-членами в случаях, когда одно из них усматривает угрозу своей безопасности. Подчеркивается принципиальная важность широкого процесса консультаций и разъясняются причины проведения союзом миссий, направленных на углубление безопасности в Евроатлантическом регионе в целом.

В статье 5 говорится о праве на коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН. Отмечается, что вооруженное нападение на одного или нескольких членов НАТО будет рассматриваться как нападение на них всех.

Статья 10 оговаривает, что другие европейские государства, способные развивать принципы Договора и вносить вклад в безопасность Североатлантического региона, могут быть приглашены в НАТО. В других статьях говорится, что каждая из стран также обязуется вносить вклад в развитие мирных и дружественных международных отношений различными путями, включая укрепление своих свободных институтов и развитие условий, способствующих стабильности.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 г. Как отмечают историки НАТО, это было сделано в ответ на военные действия на Корейском полуострове, начавшиеся в июне 1950 г. Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и странами советского блока (впоследствии объединившимися в Варшавский договор). Ликвидация в 1949 г. атомной монополии США привела к резкому усилению соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х гг. и средств доставки его к цели СССР направил усилия на установление военно-стратегического паритета с США, который сложился на рубеже 60-70-х гг. XX в.

Гражданская надстройка НАТО была создана на основе реше-ний, принятых на саммите в Лиссабоне 20-21 февраля 1952 г. В это же время был создан Секретариат, который принял на себя политические функции. В1956 г. была образована верховная тройка - Великобритания, Франция, США, которую чаще называют ядерной тройкой.

10 марта 1966 г. из военной части НАТО выщла Франция, не покидая при этом полностью его структур. 1 апреля 1967 г. из Франции были выведены войска НАТО. В 1974 г. военную часть договора НАТО покинула Греция.

Политические изменения 90-х гг. XX в. в Европе вызвали необходимость нового самоопределения и заявлений НАТО поповоду задач и стратегии альянса:

Лондонская декларация «Североатлантический альянсв процессе перемен» (1990 г.);

Римская декларация о мире и сотрудничестве и новая Страте-гическая концепция Североатлантического союза (1991 г.);

Заявление Совета НАТО в Брюсселе (1994 г.) о программе «Партнерство во имя мира»;

Вашингтонская декларация (1999 г).

Важные положения относительно будущего Организации были также зафиксированы в итоговых документах Пражского (2002 г.) и Стамбульского (2004 г.) саммитов.

По мнению политического руководства НАТО, с 1989 г. обстановка в Европе изменилась. Основную опасность для альянса представляет не столько возможность нападения на одну из стран-членов, сколько проявления нестабильности (экономические, социальные и политические трудности, этнические конфликты, территориальные споры, распространение оружия массового уничтожения и баллистических ракет, нехватка жизненно важных ресурсов, международный терроризм).

Современная Стратегическая концепция НАТО опирается на глобальную взаимозависимость и неделимость безопасности альянса. Она определяет основополагающие задачи, включая поддержание трансатлантических связей и глобального стратегического равновесия в Европе, и фиксируеттри основных элемента обеспечения безопасности: диалог; сотрудничество; поддержание коллективной обороноспособности.

Основным принципом деятельности альянса остаются совместные действия и всестороннее сотрудничество на основе упомянутого принципа неделимости безопасности всех его членов. НАТО является частью системы международной безопасности в Европе, служит трансатлантическим форумом консультаций между союзниками, а в последние годы и с участием стран, не входящих в альянс.

Современную ориентацию и основные задачи НАТО определили Римская и Вашингтонская декларации. В них утверждается, что новые проблемы могут быть решены не одним, а комплексом институтов, связывающим государства Европы и Северной Америки; заявляется, что альянс работает в рамках новой системы безопасности, в пределах которой НАТО, ОБСЕ, Европейский Союз и Совет Европы должны дополнять друг друга. Кроме того, развивается и институционалыно закрепляется система консультаций и сотрудничества с государствами Центральной и Восточной Европы.

В 1994 г. Североатлантический совет объявил о начале программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), призывающей к совместному осуществлению новых политических и военных задач.

Провозглашалось, что новая политика проводится в целях обеспечения свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН, совместных действий и всестороннего сотрудничества для укрепления безопасности государств-членов, обеспечения справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства.

В соответствии с Вашингтонским договором 1949 г. зоной попечения НАТО является любая часть Европы или Северной Америки, острова, которые находятся под юрисдикцией стран НАТО, североатлантическая часть мирового океана к северу от тропика Рака.

Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана система механизмов, посредством которых осуществляется деятельность стран-членов, начиная с согласования политики участников союза на международной арене и заканчивая подготовкой к бое-вым действиям в случае войны.

С окончанием холодной войны угроза широкомасштабного военного столкновения по линии Восток- Запад была практически снята. Это означало, что военный альянс утратил свой смысл, поскольку главный смысл его существования состоял в подготовке к отражению агрессии. Североатлантический союз столкнулся сзадачей адаптации к новым обстоятельствам, переосмысления своей роли в новыхусловиях. Процесс переустрой-ства альянса, сопровождающийся острыми дебатами между его участниками, развивается по следующим основным направлениям.

В НАТО происходит определенное снижение военной активности. Хотя традиционная задачә организации коллективной обороны сохраняется в качестве основной, масштабы военных приготовлений сократились. Уменьшена численность вооруженных сил, некоторая ихчасть переведена на пониженный уровень боеготовности, снижена роль ядерного компонента. В рамках перестройки военного командования предусматривается сократить общее число штабов различного уровня с 65 до 20.

На первом этапе перестройки НАТО акцент был сделан на усиление невоенных функций. Новая Стратегическая концепция Североатлантического союза особо выделяла значение политических аспектов обеспечения безопасности через развитие диалога и сотрудничества. В решении Брюссельского саммита НАТО (1994 г.) подчеркивалась необходимость повышения политической роли союза и его вклада в обеспечение стабильности и безопасности в Европе во взаимодействии сдругими структурами, действующими на континенте.

Прилагаются усилия для укрепления альянса как инструмен-та стратегического вовлечения США в Европу с одновременным обеспечением большей самостоятельности европейским участникам. В 1994 г. официально был одобрен курс на формирование «европейской идентичности в области безопасности и обороны» в рамках НАТО. Принята концепция «объединенных совместных оперативных группировок», которые могут выделяться из состава НАТО в качестве «отделимых, но не отдельных сил» для операций, осуществляемых европейскими членами альянса без участия США.

Взят курс на установление широких контактов и развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО. В 1991 г. создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) - консультативный форум, включивший в свой состав наряду с государствами НАТО постсоциалистические стра-ны, а затем и государства, возникшие на территории бывшего СССР. ССАС, где страны-члены представлены, как правило, министрами иностранных дел, имеет целью развитие диалога, консультаций и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности. Его задача - формирование «истинного партнер-ства» между Североатлантическим блоком и государствами Цент-ральной и Восточной Европы, а также обеспечение прочного ми-ра в Европе. Совет занимается оборонным планированием, разработкой концептуальных подходов к контролю над вооружениями и концепций отношений между гражданскими и военными структурами, согласованием норм воздушной навигации, конверсией оборонного производства, участвует в научных и экологических программах НАТО («Третье измерение») и т.д. В 1997 г. ССАС был заменен Советом евроатлантического партнерства (СЕАП), который должен был стать инструментом совместного обращения стран НАТО и их партнеров к проблемам европейс-кой безопасности.

Как уже отмечалось, в январе 1994 г. на брюссельской встрече на высшем уровне инициирована программа «Партнерство ради мира». Она сконцентрирована на сотрудничестве, связанном с военными вопросами, и направлена на те государства ОБСЕ, которые могут и желают внести вклад в эту программу. ПРМ выходит за рамки диалога и направлена на создание парт-нерства как постоянного элемента архитектуры европейской безопасности. В январе 1994 г. государства - участники бывшего ССАС и другие страны - члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе были приглашены присоединиться к странам НАТО в рамках этой программы. Программа ПРМ основана на базе двусторонних отношений между НАТО и каждой из 27 стран, присоединившихся к ПРМ. Партнеры могут самостоя-тельно определить уровень и направление сотрудничества с НАТО, например, в вопросах политики и безопасности, обороны, управления кризисами, вопросах, касающихся региональных проблем, нераспространения ядерного, биологического, химического оружия, борьбы с международным терроризмом, оборонно-го планирования, бюджета, оборонной политики и стратегии, влияния безопасности на экономическое развитие. Участники ПРМ: Албания, Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Финлян-дия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Бывшая Югославская Рес-публика Македония, Молдова, Россия, Швейцария, Швеция, Тад-жикистан, Украина, Узбекистан. Все члены ПРМ являются также членами СЕАП.

Гражданская структура включает Североатлантический совет, Постоянный совет, Комитет военного планирования, Группу ядерного планирования, другие комитеты и генерального секретаря.

Североатлантический совет (САС) является высшей политической инстанцией альянса и венчает гражданскую часть институциональной структуры НАТО. Его сессии проводятся дважды в год на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел и постоянных представителей в ранге послов, поддерживаемых политическим и военным штабом. Обсуждаемые темы касаются всех аспектов деятельности организации, актуальных вопросов, а также докладов и рекомендаций, под-готовленных различными комитетами. Политические консультации распространяются на внешнеполитические вопросы без ограничения рамками территории НАТО.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет планирования обороны (КПО). Он имеет равные с Советом права в сфере своей компетенции. Это высшая военная власть альянса — структура, состоящая из постоянных представителей государств-членов. КПО, как и Совет, собирается на уровне министров обороны не менее двух раз в год для обсуждения вопросов, связанных с военным обеспечением безопасности. Комитет выносит рекомендации политическим властям НАТО и определяет меры, которые с его точки зрения необходимы для обеспечения общей безопасности государств-членов НАТО. КПО помогает развивать стратегические концепции и ежегодно готовит обстоятельные оценки сил и возможностей стран и регионов, откуда может исходить опасность для НАТО. Во время кризисов и войн КПО представляет Совету оценки военной ситуации, дает рекомендации по использованию военной силы, выработке новых правил и т.д. Поскольку решениями КПО должно руководствоваться стратегическое командование НАТО, представители последнего также участвуют в работе КПО и Военного комитета, который выполняет функции КПО в период между сессиями. Процедуры работы, подготовки и принятия решений здесь такие же, как и в Совете НАТО, за исключением того, что решения КПО готовят другие комитеты и рабочие группы.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. При нём созданы три верховных командования, а именно:

1. Верховное союзное командование в Европе, официально формируемое начальниками штабов союзных государств и возглавляемое Верховным главнокомандующим союзных войск;

2. Командование Атлантического океана, которое возглавляется Верховным союзным командующим Атлантики;

3. Командование Канала (так называют Ла-Манш), которое возглавляется командующим Канала.

Группа ядерного планирования (ГЯП). Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета планирования обороны, проводят регулярные заседания в рамках ГЯП, где обсуж.дают вопросы развертывания и обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, контроля над вооружениями, распространения оружия массового поражения. Ядерная политика Североатлантического союза постоянно анализируется, и решения о ее изменении или адап-тации в свете новых событий принимаются совместно с последующим обновлением или видоизменением процедур планирования или консультаций.

Верховный главнокомандующий является ответственным за выполнение всех военных мер в соответствующей зоне. Он вправе давать рекомендации политическим и военным властям НАТО по любому военному вопросу, который может затрагивать его способность выполнять возложенные на него обязанности. Он имеет также прямой доступ к начальникам генеральных штабов государств-членов НАТО в своей зоне, контактирует с соответствующими национальными властями по всем вопросам, касающимся его задач.

Вместе с председателем Военного комитета НАТО верховные главнокомандующие выступают как высшие военные представители в Главном штабе вооруженных сил союзников. В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

§ Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;

§ Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира — г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:

1. Восточная Атлантика,

2. Западная Атлантика,

3. Южная Атлантика,

4. Ударный флот,

5. Союзное командование подводными кораблями.

Военному комитету помогает Международный военный штат, состоящий из военного персонала, направляемого государствами для работы в штаб-квартире НАТО. Он готовит и реализует его решения, а также налаживает военное сотрудничество как между государствами-членами, так и третьими странами. В 2002 г. штат насчитывал около 16 тыс. человек. Руководит им четырёхзвездный генерал, избираемый Военным комитетом из числа кандидатур, названных государствами-членами НАТО. Он имеет в своем подчинении пять вице-директоров, каждый из которых руководит соответствующим подразделением штаба (планов и политики, операционным, разведывательным, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружений и ресурсов). При штабе имеются также группы советников, консультантов и контролеров.

Встречи министров обороны. На первой встрече было принято решение об углублении диалога и сотрудничества путем организации семинаров и коллоквиумов, в том числе по вопросам оборонной политики, роли конституционных основ в деятельности вооруженных сил в гражданском обществе, стратегии по вопросам реструктуризации вооруженных сил, а также по вопросам ликвидации ущерба, нанесенного окружающей среде воен-ными структурами.

Кобрдинационный комитет по проверке НАТО, состоящий из представителей министерств иностранных дел и обороны, координирует действия членов НАТО по реализации соглашений оразоружении и контроле надобычными вооружениями. Комитет создает рамочные условия для регулярного обмена мнениями и отвечает за сотрудничество с государствами-партнерами.

Сотрудничество в сфере вооружений находится в компетенции Конференции национапьных директоров по вооружению, которая изучает политические, экономические и технические аспекты разработки и закупки вооружений для НАТО. В 1993 г. директора рекомендовали зльянсу расширить сотрудничество с государствами Центральной и Восточной Европы на сферу за-купки материалов для оборонного сектора.

Гражданские и военные организации, связанные с НАТО, работают в различных сферах (изучение и развитие воздушного сообщения, стандартизация, связь и информация, метеорология и др.).

Военная академия НАТО в Риме была создана в 1951 г. для переподготовки офицеров и служащих с целью-использования их в НАТО. С 1991 г. право слушать лекции имеют офицеры и служащие стран - партнеров по Совету североатлантического сотрудничества.

Ассоциация Атлантического договора в Париже ставит сво-ей целью укрепление солидарности народов в сфере ответствен-ности НАТО путем развития их отношений и углубления сотрудни-чества, разъясняет населению деятельность НАТО.

Сееероатлантическая ассамблея, межпарламентская организация государств - членов НАТО, предоставляет европейским и американским парламентариям возможность для обсужде-ния вопросов, представляющих взаимный интерес. С 1955 г. она действует как форум законодателей западноевропейских и севе-роамериканских стран - участниц НАТО. В 1990 г. на Лондонской сессии были приняты решения по развитию сотрудничества с парламентами Центральной и Восточной Европы. Парламентариев стран Центральной и Восточной Европы пригласили в ка-чествеассоциированныхчленов. В последующем 15 новыхде-мократических государств из бывшего восточного блока были приглашены в качестве ассоциированных делегаций; это означает, что они могут участвовать в работе ассамблеи и ее дебатах. Договор 1949 г. не предусматривает создание консультативной парламентской организации, однако развитие политического измерения НАТО показало необходимость организованного парламентского сотрудничества.

Главные цели ассамблеи - информирсвание и обеспечение политического консенсуса. Это позволяет законодателям альянса высказывать национальные озабоченности и проблемы, информировать друг друга о различных вопросах, обсуждать региональные перспективы. Делегаты ассамблеи избираются своими парламентами в соответствии с национальными процедурами. Ассамблея собирается два раза в год на пленарные сессии: четырехдневную весеннюю и пятидневную осеннюю. Встречи проводятся в национальных столицах на ротационной основе по приглашению национальных парламентов.

Штаб объединенных вооруженных сил - постоянные представители генеральных штабов стран.

В 1969 г. был создан Комитет министроз обороны; в 1976 г. -Комитет министров иностранных дел и объединенный Секретариат.

С 1962 г. Албания прекратила участие в работе ОВД, а в 1968 г, вышла из него.

1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства-участники подлисали протокол о прекращении действий Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. и других дополнительных актов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал