Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организации ЮВА.В Восточной Азии интеграционные процессы развиваются довольно успешно. Прежде всего это касается Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданной в 1967 г. В данную группу входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. В 1995 г. в нее вступил Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа. Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.Уставными целями в Бангкокской декларации об учреждении Ассоциации определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества между странами-членами, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Юридической базой взаимоотношений стран АСЕАН является Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (1976 г.). В настоящее время разработан механизм возможного присоединения к договору внерегиональных государств, включая Россию.Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Ежегодно проводятся совещания министров иностранных дел. Текущее руководство осуществляется Постоянным комитетом под председательство министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем. В АСЕАН действуют 11 специализированных комитетов. Все важные экономические решения принимаются на национальном уровне, и все участники организации следуют собственной стратегии развития. У АСЕАН, в отличие от ЕС, нет сколько-нибудь значительных фондов, из которых можно было бы оказывать помощь оказавшимся в критическом положении странамучастницам. И реально помощь поступает извне – от США и Японии.Изначально цели организации связаны были с созданием условий для безопасного развития, в том числе боязнью радикально настроенного Китая. В дальнейшем, по оценкам большинства специалистов, АСЕАН сумела стимулировать социально-экономическое развитие членов ассоциации и обеспечить безопасность во внешнеполитическом аспекте.Миротворческая деятельность оказала значительное влияние на прекращение ряда острых конфликтов в Юго-Восточной Азии. АСЕАН добилась значительных успехов во внешнеполитической сфере, в создании базы региональной безопасности, а также позитивно повлияла на расширение зон стабильности в АТР и в регионе Индийского океана.В ходе интеграции на базе АСЕАН планировалось совместными усилиями создать ряд крупных предприятий, демонстрирующих политическую волю к образованию единого экономического пространства. В немалой степени имели место политические соображения, оттеснявшие коммерческую целесообразность. Асеановские проекты по созданию совместных производств с долевым участием и финансированием стран-членов и предоставлением преференций для сбыта произведенной на них продукции внутри зоны АСЕАН не были ориентированы на трудоемкие технологии, характерные для стран региона. На минимизацию производственных издержек внимания практически не обратили, что определило судьбу большинства проектов.Последний прогресс интеграционного сотрудничества в рамках АСЕАН во многом обеспечен фактором бурного экономического роста большинства стран-участниц. Свою роль играют давние исторические традиции торговых связей и сопоставимость уровней развития. В конце 1995 г. АСЕАН приняла решение создать к 2003–2007-х гг. полноценную зону свободной торговли. В качестве подготовительной меры происходит снижение таможенных тарифов (в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров).Валютно-финансовый кризис, поразивший страны региона в 1997 г., стал испытанием решимости стран АСЕАН продолжать политику экономической интеграции. Серьезные внутренние проблемы, с которыми столкнулись члены Ассоциации в ходе преодоления кризиса, отвлекли их от решения перспективных задач, несколько ослабили «межасеановскую солидарность». Например, Таиланд и Филиппины считали необходимым активизировать усилия по созданию общей системы социальной безопасности с целью решения внутренних проблем, ставших фактором угрозы национальной безопасности, решительнее проводить в АСЕАН экономические и политические реформы. Однако страны Индокитая (Бирма и Лаос) проявили более сдержанную позицию, считая, что идея направлена прежде всего против них.Стоит также отметить, что несмотря на интеграционные процессы, существенная часть внешней торговли стран АСЕАН по-прежнему приходится на Японию, США и ЕС. Важно указать, что среди «старых» членов АСЕАН процветание Брунея достигнуто исключительно за счет его нефтяных богатств и не стало результатом региональной интеграции. Фактически и развитие Сингапура в немалой степени связано с его ролью центра обрабатывающей промышленности, сложившейся еще в колониальные времена.Дальнейшие перспективы процесса экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени можно также увязать с формированием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). АТЭС является межправительственной организацией, в ряды которой вошли 21 государство региона. Группировка была основана в 1989 г. (по инициативе Австралии) с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран (Австралия, Бруней, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Канада и США). Позднее АТЭС пополнилась Китаем, Гонконгом, Тайванем, Мексикой, Чили, Папуа-Новой Гвинеей. В 1998 г. в ее ряды вступили Вьетнам, Перу и Россия. В странах-участницах АТЭС проживают более 2, 5 млрд человек, совокупный ВВП этих стран превышает 18 трлн дол. Показательно то, что данная группировка стала межконтинентальной, сумев привлечь в свои ряды многих влиятельных игроков на мировом рынке. Формально АТЭС обладает только консультативным статусом, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.Важнейшими формами деятельности АТЭС являются саммиты глав государств и правительств, встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц экономик стран АТЭС. Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам, стандартам и соответствию, а также рабочие группы по содействию торговле, промышленной науке и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, людским ресурсам, энергетике, по сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму. В АТЭС действует институт страны-председателя, обязанности которого в 2001 г. выполняла КНР, в 2002 г. – Мексика, в 2003 г. им станет Таиланд, а в 2004 г. – Чили. Выполнение административно-технических функций возложено на Секретариат АТЭС (штаб-квартира в Сингапуре). Деятельность АТЭС осуществляется на основе консенсуса.Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках данной группировки могут быть, как полагают эксперты, трехвариантны: Первая модель – развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании в Багоре (1994 г., Индонезия). Это предполагает создание ЗСТ и либерализацию инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно развитых стран – до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет осуществляться в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.Вторая (наиболее вероятная) модель предполагает, что АТЭС останется в качестве форума для обсуждения проблем торговли в регионе. Это означает неизбежность серьезных споров по поводу реализации уже имеющихся договоренностей и потенциальное ослабление группировки. Соответственно возрастет роль других группировок, обладающих большей степенью консолидации. Речь идет о южнокитайской экономической зоне (так называемом «треугольнике роста») – КНР, Гонконге и Тайване, «золотом треугольнике роста» – Индонезии, Малайзии, Сингапура; экономической зоне стран бассейна Японского моря; наконец, об индокитайской экономической зоне.Не исключено развитие и третьей модели – возобладание протекционистских направлений в США и ЕС, что не позволит добиться быстрой либерализации торговли в международном масштабе и ограничит рамки интеграционных процессов в АТЭС.Особенностями процесса экономической интеграции в АТР являются следующие характеристики: 1. Ведущая роль в интеграционных процессах принадлежит транснациональным корпорациям, которые создают почву для межгосударственного сотрудничества. Образование неправительственных региональных экономических организаций – Тихоокеанского экономического совета (ТЭС) в 1967 г. и Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) в 1980 г. – предшествовало (и существенно) формированию самого АТЭС. ТЭС и СТЭС были созданы на базе национальных комитетов, всемерно патронируемых своими правительствами.2. Процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, культурами и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. – США и Япония, а также потенциальный экономический гигант XXI в. – Китай. АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит Япония. Экономическая интеграционная группировка сумела привести в свои ряды Китай и Тайвань, политические отношения между которыми нередко балансируют на грани войны.3. Интеграция в масштабах АТР не исключает субрегиональных экономических союзов (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), позволяя разные уровни интеграции, например, по степени либерализации внешней торговли.4. Идеология тихоокеанского «открытого регионализма», развитая в СТЭС и ТЭС рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Данная концепция предполагает снятие внутри тихоокеанского региона ограничений на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принятие обязательств по отказу от протекционизма, стимуляцию внутрирегиональных экономических связей.Не следует, впрочем, преувеличивать степень развития интеграционных процессов в регионе. Зона свободной торговли в системе АСЕАН пока что больше напоминает ЕАСТ, т. е. первый этап экономической интеграции (с отменой тарифов и других ограничений). АТЭС же и вовсе оказывается зоной «открытой экономической ассоциации».Несмотря на распространенное мнение о том, что центр мирового экономического развития смещается в АТР, необходимо заметить, что страны АТЭС отстают от ЕС по соотношению численности населения и ВВП (в середине 1990-х гг. АТЭС – 38, 2 и 55, 7% соответственно, ЕС – 6, 7 и 20, 5%, у стран НАФТА показатели почти идентичны европейским).На АТЭС приходится также 43, 9% объема мировой торговли товарами, 32, 9% – услугами, 64, 1% – экспорта технологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляла 70%, а у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Быстрее всего растет товарооборот между тремя главными участниками АТЭС – Японией, США и странами Юго-Восточной Азии (без Японии).Высокие среднегодовые темпы роста азиатских стран в случае их сохранения могут позволить нарастить и скорость интеграции (явно отстающей от европейской), обеспечив, в свою очередь, новый импульс развития экономики.Говоря об интеграции в Азии, необходимо упомянуть также созданную в 1985 г. Южно-азиатскую ассоциацию регионального сотрудничества (СААРК) в составе Индии, Пакистана, Шри Ланки, Бангладеш, Мальдивов, Бутана и Непала. Однако острейшее соперничество на грани войны между важнейшими участниками группировки (Индией и Пакистаном) и политическая нестабильность на Шри Ланке не позволяют СААРК реально функционировать. Данная страница нарушает авторские права? |