Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Различие понятий “язык” и “речь”.
Хорошо известно, что проблема единства и различия языка и речи – одна из сложнейших теоретических проблем. Термины и понятия язык и речь тесно связанны и взаимодействуют с терминами и понятиями “речевая деятельность”, текст, содержание (смысл) текста. Примем следующие определения: Язык – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразных конкретных высказываний отдельных людей. Язык – средство общения, хранение и передачи знаний, общепонятное для всех говорящих на этом языке людей. Язык – продукт человеческой культуры и в то же время условие его развития. Это означает, что язык сам по себе чудный мир красоты и гармонии, творение ума человека. Язык – отражает опыт всех, людей для которых данный язык является родным. Способность языка закреплять знания и представления человека о мире в форме понятий, суждений, умозаключений (художественных образов) являются решающим условием развития культуры, в том числе и речевой. Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Речь – опыт (практика) употребления языковых средств (слов, выражений, стилей) в процессе общения и обмена мыслями. Речь выражает опыт отдельного человека. Речевая деятельность – совокупность психофизических работ человеческого организма, необходимых для построения речи. Текст–словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание. Смысл текста – конкретная информация (логическая, эмоциональная, эстетическая и иная), выраженная речью и при ее участии сформирования в сознании человека. Видимо, из различения и определения этих терминов и понятий следует, что можно говорить не только о культуре языка. По мнению Б.Н. Головина, это будет очень различные “культуры”. Культура языка окажется не очень иным, как степенью развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенностью его семантики, его интонации и т.д. Культура речи – это, как было сказано ранее, совокупность и система ее коммуникативных качеств, а совершенство каждого из них будет находиться в зависимости от разных условий, в число которых войдут, и культура языка и не затрудненность речевой деятельности, и смысловые задания и возможности текста. Виды речевой деятельности: а) чтение б) говорение в) слушание (аудирование) г) письмо. Каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику, особые условия формирования, наиболее удобные и эффективные приемы отработки. Чтение. Под формулировкой умение читать мы привыкли подразумевать чтение беглое, осмысленное, выразительное. Виды текстов: а) связный; б) с разными типами деформации (пропуск букв, знаков препинания, логических частей текста, с отсутствием абзацев, с нарушением последовательности в изложении фактов); в) тексты, изложенные в виде тезисов; г) схема – ещё одна разновидность лингвистического текста, содержание которого раскрывается в предельно лаконичной форме, а логические связи его частей представлены наглядно; д) тексты в виде словарей и т.д. Говорение. Пересказ текста есть не что иное, как воспроизведение готового текста, но и его самостоятельное создание. Основные правила построения устной речи можно выразить шестью словами: уместного, убедительно, логично, кратко, грамотно, выразительно. Слушание (аудирование). Восприятие звучащей речи предполагает очень напряженную работу мысли, огромную концентрацию внимания и воли, хорошую речевую подготовку. Письмо. Характеризуя этот вид речевой деятельности, мы имеем в виду две ее стороны: 1) речь связную, логически цельную; 2) пунктуационно, орфагрофически и грамматически грамотную.
|