Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распределение судебной власти между суверенами (союз ССР - рсфср - республики в составе рсфср)
СССР является одним из немногих федеративных государств, где провозглашен суверенитет субъектов федерации. Особенностью России, в свою очередь, является ее федеративное устройство. В результате на ее территории причудливо пересекаются суверенные права трех уровней: Союза ССР, Российской Федерации и республик в ее составе. Следовательно, организационно-функциональное построение системы юстиции должно соответствовать государственному устройству РСФСР, положениям пока еще неподписанных Союзного и Федеративного Договоров. Реально российская система юстиции в действующем ее виде задумывалась и сохранилась как органическая часть жестко централизованной общесоюзной системы. Верховный Суд СССР сохраняет права разрешать споры о подсудности между судами союзных республик, принимать к своему производству по первой инстанции " дела исключительной важности", осуществлять надзорные полномочия в отношении решений Верховных Судов союзных республик. Исходя из принципов нынешнего судоустройства РСФСР, очевидно, что статусом федеральных судов пользуются только Верховный Суд РСФСР и высший арбитражный суд РСФСР. Действующее законодательство предоставляет Верховному Суду РСФСР принимать к своему производству дела " особого общественного значения". Эта широкая формулировка подразумевает сейчас и такие дела, которые связаны с нарушением федеральных законов, с противоречиями между законодательством различных субъектов федерации, и такие, которые затрагивают интересы различных республик в составе РСФСР. Пока не существует других звеньев федеральной юстиции, и соответствующие дела попадают на самую вершину судебной пирамиды, граждане фактически лишены права обращаться за защитой и быть судимыми своими законными судьями. Отсутствие или " малая пропускная способность" федеральных судов в случаях, когда затронуты интересы различных субъектов федерации, вынуждает и будет вынуждать к передаче дел из одной республики в другую, то есть решать вопрос подсудности произвольно. Между тем компетентный суд должен определяться законом. Кроме того, передача дел из одной республики в другую способна усугубить межнациональные конфликты. Положение усложняется еще и пресловутой " войной законов" когда судьи вынуждены совершать политический выбор, решая вопрос о подлежащем применению нормативном акте. При этом нынешнее законодательство не специализирует суды на рассмотрение дел, вытекающих из правоотношений, урегулированных нормативными актами различных суверенов.
|