Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные сети экономических районов и их состав






Формирование экономических районов - динамический процесс, который на территории Украины и ее прилегающих землях начался еще во времена Киевской и Галицко-Волынской Руси.

В XVIII - XIX ст. активизировались научные исследования по экономическому районированию страны. Но они недостаточно учитывали исторические, национально-культурные традиции народов, которые заселяли территорию нынешней Украины.

Формирование экономических районов Украины в советский период проводилось в тесной связи с другими республиками. Во время разработки плана ГОЕЛРО впервые были обоснованы основные принципы экономического районирования, на базе которых выделено восемь экономических районов. На территории Украины был выделен Южный горнопромышленный район, в который входили Киевская, Харьковская, Полтавская, Екатеринославская, Таврическая, Херсонская, Черниговская, Подольская и Волынская губернии и часть территории России: Воронежская губерния и область Войска Донского, а также Южно-Западный сельскохозяйственный регион, который охватывал остаток территории страны.

В дальнейшем сеть экономических районов Украины изменялась в зависимости от территориального развития хозяйства и необходимости решения его актуальных проблем. Большое внимание экономистами и економико-географами Украины уделялось, в частности, сочетанию экономического районирования и административно-территориального разделения страны. Ученые были убеждены, что разделение территории страны на экономические районы и внедрение управления их развитием будут способствовать их комплексному развитию, углубят их специализацию. Они считали, что экономическое районирование в перспективе позволит перейти к государственному управлению крупными экономическими районами.

Важным районнообразующим фактором является административно-территориальное разделение, поскольку в пределах административных единиц осуществляется управление экономической деятельностью. Поэтому до этого времени сохранился подход к образованию крупных экономических районов путем объединения существующих административно-территориальных единиц.

В послевоенный период, когда преимущественно стабилизировалось административно-территориальное разделение и были определены почти все современные области Украины, а также завершилось объединение территории Украины с ее западными землями и Крымом, началась новая научно обоснованная разработка сети экономических районов. В основу экономического районирования Украины в 1952 г. было положено объединение административных областей, которые характеризовались общностью экономико- географического положения, особенностями формирования хазяйства в прошлом и его современной специализацией. Комиссией под руководством академика К. Г. Воблого было выделено пять крупных экономических районов: Центральный (Киевская, Черниговская, Житомирская, Винницкая и Камянець-Подольская области), Юго-Восточный (Сталинская, Ворошиловградская, Днепропетровская и Запорожская области), Северо-Восточный (Харьковская, Полтавская и Сумская области), Юго-Западный (Одесская, Николаевская, Херсонская, Кировоградская, Измаильская области) и Западный (Львовская, Дрогобычская, Станиславская, Тернопольская, Ровенская, Волынская, Черновицкая и Закарпатская области).

В 1958 г. известный економико-географ О. Т. Диброва предложил выделить шесть экономических районов: Донбасс, Промышленное Приднипровье, Северо-Восточный, Центральный, Западный и Причерноморский.

В 1963 г. в Советском Союзе были утверждены 18 больших экономических районов, в том числе три на территории Украины: Донецко-Приднепровский (Донецкая, Харьковская, Днепропетровская, Ворошиловградская, Запорожская, Полтавская, Сумская и Кировоградская области), Юго-Западный (Киевская, Черниговская, Житомирская, Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Волынская, Ровенская, Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая, Черкасская и Закарпатская области) и Южный (Одесская, Николаевская, Херсонская и Крымская области). Такая сеть экономических районов существовала на территории Украины до 1990 года.

После распада Советского Союза Украина приобрела независимость и стала на путь развития рыночной экономики. Сеть больших экономических районов потеряла свое назначение. Возникла безотлагательная проблема разработки и утверждения новой сети экономических районов Украины, которая отвечала бы потребностям последующего развития экономики Украины и учитывала бы все региональные особенности природного, экономического и исторического развития ее территории. За период с 1990 г. и до сих пор экономико-географами и экономистами было предложено свыше 10 схем макроэкономического районирования Украины. В. А. Поповкин в 1994 г. выделил на территории Украины 10 экономических районов, Ф. Д. Заставный и М. Д. Пистун - девять,

О. И. Шаблий - шесть. Свою сеть крупных экономических районов страны предложили и академик М. М. Паламарчук, П. Г. Шищенко, И. О. Горленко но др.

Учитывая необходимость осуществления государственной региональной экономической политики, Кабинет Министров Украины в 1998 г. внес на рассмотрение Верховной Рады проект Закона Украины «О концепции государственной региональной экономической политики», в котором предложил новую сеть экономических районов Украины с восьми экономических районов:

- Донецкий (Донецкая и Луганская области);

- Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области);

- Восточный (Харьковская, Полтавская, Сумская области);

- Центральный (Киевская, Черкасская области и г. Киев);

- Причерноморский (Автономная Республика Крым, Одесская, Николаевская и Херсонская области и г. Севастополь);

- Подольский (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская области);

- Полесский (Волынская, Ровенская, Житомирская, Черниговская области);

- Карпатский (Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Черновицкая области).

Все сети экономического районирования Украины в последние полтора десятилетия имели преимущественно познавательное и информационное значение и существенно не влияли на формирование региональной экономической политики государства и ее законодательное обеспечение. Предложенный Кабинету Министров Украины проект новой сети экономических районов в целом отвечает научным критериям экономического районирования. Однако он не лишен и некоторых недостатков. В первую очередь, это касается выделения Полесского экономического района в составе Житомирской, Ровенской, Волынской и Черниговской областей. Следует учесть, что Полесье - это природная зона, а естественный фактор хотя и имеет важное значение, не может быть основным районоформирующим фактором в экономическом районировании. Кроме того, Киевская, Житомирская, Черниговская и Черкасская области - это неразрывные составляющие большого территориально-производственного комплекса, который находится в зоне интенсивного районоформирующего влияния Киева.

С точки зрения географического определения, неудачным является название Восточного экономического района. Точнее его необходимо было бы называть Северо-Восточным районом.

С учетом отмеченного Полесский экономический район следует выделять в составе Волынской и Ровенской областей, а его название более правильным должно быть Западно-Полесский.

Центральный экономический район должен охватывать Житомирскую, Черкасскую, Черниговскую и Киевскую области, а также г. Киев.

Последующее развитие теории и практики экономического районирования даст возможность совершенствовать сеть экономических районов Украины. Генеральное экономическое районирование должно стать той методологической и практической базой, которая определит возможности улучшения планирования и использования территории Украины с учетом международного и национального разделения труда. Оно станет предпосылкой эффективного территориального развития экономики в долгосрочной перспективе и будет иметь важное значение для рациональной организации общегосударственного управления территориями.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал