Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русская культура XVII в.
Общие черты. XVII в. - появление в русской культуре черт перехода от средневековья к новому времени. Главная особенность этого периода - усиление процесса ее обмирщения (освобождения от церковного влияния). Западная Европа вступала в новое время, переосмыслив опыт средневековья с помощью идей Ренессанса и духовной Реформации. XVII век – время перехода европейской культуры в новое качество, когда культура всё более приобретает черты «рацио», вырабатывает новые идеалы и ценностные ориентации. Россия тоже переживает время кризиса средневековой системы ценностей, но своеобразно. Это время можно обозначить как переходное и для русской культуры. Меняются традиционные представления о человеке, церкви, государстве, царе. Толчком для поиска новых путей культуры и преодоления стереотипов послужил кризис власти и династии Рюриковичей в начале XVII в. Кризис власти и Смута совершили переворот в сознании народа. В.О.Ключевский писал: «В Смуту общество, предоставленное само себе, поневоле приучалось действовать самостоятельно и сознательно…» Усилились элементы рационализма в культуре. Изменения более всего касались города. Сосредоточие большого количества людей в крупных городах, развитие торговли, общение с другими землями разрывали привычную замкнутость жизни. Новые условия потребовали от горожан большей, чем прежде, инициативности и предприимчивости, а также опыта, энергии, мастерства. Усиливался динамизм жизни. Наиболее тесные культурные связи Россия установила с Речью Посполитой – это сказалось в поэзии, одежде, музыке, танце (менуэт, краковяк, полонез). В духовной жизни сказывалось и греческое влияние – церковные книги, школа иконописи. Менялся быт: в московских домах появлялась мебель польских и немецких образцов. В жилых покоях стали развешивать зеркала. Появились часы; картины постепенно вытесняли стенную роспись. Литература. Отличительная черта - судьба героев произведений персонифицируется. Новое отношение к человеческой личности вне зависимости от её положения на социальной лестнице было проявлением гуманистического начала. Главной темой становилось не спасение души, а индивидуальная судьба на фоне исторических событий. Два течения литературы XVII в. - 1. Панегирическое феодально-охранительное - Симеон Полоцкий, придворный поэт и драматург, сторонник самодержавия. 2. Народно-обличительные - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. Характерные черты бытовых повестей XVII в. - попытка героев вырваться из оков церковности, высмеивание устоев Домостроя. Зодчество. Оно также подверглось обмирщению, основная черта которого в зодчестве XVII в. - сближение культового стиля с гражданским. В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые церкви, а также получили распространение ярусные. Конец XVII в. - появление нового стиля в храмовом зодчестве - нарышкинского (московского) барокко. Характерные черты - внешнее использование контрастов красного и белого, интерьеры отличаются пышностью и богатством, обилием золоченой резьбы. Живопись. Оружейная палата Кремля - своеобразная Академия художеств России XVII в., куда были привлечены лучшие живописцы. XVII в. - было положено начало двум светским жанрам - портретной живописи и пейзажу. Яркий их представитель - Симон Ушаков, создавший художественную школу. Оба жанра, одинаково не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии. Просвещение. Широкое проникновение грамотности. Открытие славяно-греко-латинского училища (академии).
|