Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика самодержавия во второй четверти XIX В.






1. Укрепление самодержавия при Николае I.

2. Реформы законодательства. Кодификация законов.

3. Попытки решения крестьянского вопроса.

4. Социально-экономическая политика царизма.

5. Политика в области просвещения.

1. Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1796 г. Он был третьим сыном Павла I и его жены Марии Фёдоровны. Николаю не было и пяти лет, когда он лишился своего отца. Из воспитателей большое влияние оказывал генерал Ламздорф, который придерживался строгих методов воспитания. Николай рос вспыльчивым, упрямым и непослушным, любил военные игры. Он уже с колыбели был записан в военную службу – полковником.

В отличие от старшего брата Александра, Николай не получил глубокого образования, его не готовили к царствованию. Современники находили в личности нового императора силу характера, обаяние, трудолюбие, непритязательность в быту. С детства Николай воспитывался в ненависти к революции. Участие в процессе над декабристами стало для него первым опытом государственного управления. Он лично допрашивал декабристов и руководил ходом дознания. Николай в основном полагался на силовой способ управления. Образцом правителя считал Петра I. Он был убеждён, что только крепкая самодержавная власть может навести порядок в стране. В первые годы царствования Николай быстро заслужил симпатии общества, несмотря на репутацию ограниченного солдафона. Этому во-многом способствовало стремление нового императора оживить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, восстановить законность и порядок, провести реформы. Вместе с тем сам Николай I нередко сводил государственную власть к личному произволу на манер военного командования. Многие важные административные должности были заняты генералами. Советский историк А.Пресняков называл время Николая I «апогеем самодержавия».

3 июля 1826 г. было образовано печально известное Третье отделение Собственной Его императорского величества канцелярии. Личная канцелярия царя оформилась при Павле I в 1797 г., - она была поставлена над всеми государственными учреждениями. Первое отделение ведало подбором кадров, второе – кодификацией законов, третье – политическим сыском. Ранее система сыска была децентрализованной. Третье отделение разделялось на 5 экспедиций (отделов), которые следили за революционерами, сектантами, уголовниками, иностранцами (контрразведка) и прессой. В 1827 г. ему был придан жандармский корпус численностью свыше 4 тысяч чел. Главой третьего отделения был граф Бенкендорф. Задачей своего ведомства он считал своевременное раскрытие и подавление всякого инакомыслия, любого недовольства существующим режимом. Недовольство тем временем действительно нарастало, принимая порой угрожающий характер. Если в 1801-1825 гг. насчитывалось примерно 650 крестьянских волнений, то в 1825-1850 гг. – почти 2 тысячи. Чаще бунтовали и городские рабочие. Наибольший размах приобрели «чумные» и «холерные» бунты 1830-1831 гг. В июне 1830 г. восстала городская беднота Севастополя, 3 дня город был в руках восставших. В 1849 г. Третье отделение руководило расправой над петрашевцами.

Надзор за общественно-политическим движением осуществлялся с помощью таких источников информации, как сообщения с мест жандармскими офицерами, местными представителями администрации, материалов, изъятых при обысках, показаний арестованных, прочитывания писем. Были и такие источники, как «толки» и «слухами». Наряду с небольшой агентурой в России существовала и зарубежная агентура Третьего отделения за границей. По мнению Н.Ерошкина, Третье отделение стояло над всем правительственным аппаратом России, было феодальным органом внесудебной расправы.

4-ое отделение было создано из канцелярии императрицы Марии Фёдоровны (жены Павла) и ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. 5-ое и 6-е отделения канцелярии считались временными. 5-е было учреждено для разработки реформы государственной деревни, 6-е – для разработки административной реформы на Кавказе.

Наряду с имеющимися органами власти, во второй четверти XIX в. создавались т.н. высшие комитеты. Это были немноголюдные, наделённые часто большими полномочиями оперативные органы из особо доверенных высших сановников. Эти комитеты можно условно разделить на 4 группы:

1.по разработке мер для укрепления госаппарата и сословной организации.

2.крестьянские комитеты.

3.комитеты по проведению внутриполитических карательных мероприятий

4.по управлению отдельными национальными окраинами.

10 июня 1826 г. был издан новый цензурный устав, современники называли его «чугунным». В уставе отмечалось, что цензура должна заботиться о науках, воспитании юношества, о нравах и внутренней безопасности.

2. Одной из первых забот правительства Николая I стала организация работ в области кодификации законов. К тому времени последним обобщающим сводом законов было Соборное уложение 1649 г. Работа по созданию нового законодательства была возложена на созданное указом 31 января 1826 г. Второе отделение императорской канцелярии. Во главе Николай поставил своего бывшего учителя Балугьянского. Однако душой всего дела был М.М.Сперанский. он был членом Гос.совета, но значительных постов в нём не занимал. Из своей ссылки в Петербург он вернулся в 1821 г., назначен членом Гос.совета и Сибирского комитета, управляющим комиссией составления законов.

Итак, Сперанский предложил разбить работу на 3 этапа:

1.собрать все законы, изданные после Соборного уложения и расположить их в хронологическом порядке.

2.на этой основе составить свод действующих законов, разбив их на тома по сферам применения.

3.подготовить окончательный текст нового уложения, отбросив устаревшие нормы и пополнив законы новыми статьями, более соответствующими духу времени. К 1830 г. работа по составлению Полного собрания законов Российской империи была завершена. Оно состояло из 45 томов, куда вошло более 30 тысяч законодательных актов с 1649 по 1825 гг. К 1833 г. было подготовлено 15 томов. 17 января 1833 г. состоялось общее собрание Государственного совета, которое признало представленный вариант единственным основанием для решения всех дел и установило, что он вводится в действие с 1 января 1835 г. Уже первая статья Свода законов определяла форму государственного устройства: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный». Между тем Сперанский был убеждён в необходимости буржуазных реформ, готовил грандиозные планы преобразований.

В 1835-1837 гг. Сперанский преподавал юридические науки будущему императору Александру II. Накануне, в 1834 г. Сперанский учредил Высшую школу правоведения. В 1838 г. он был назначен председателем департамента законов Государственного совета, в 1839 г., незадолго до смерти, получил титул графа. Последние полтора десятка лет своей жизни он принимал особенно активное участие в государственном управлении, назначался во все секретные комитеты.

Реформы законодательства не ограничивались принятием общего Свода законов. При Николае I появились первые законы о труде: закон от 24 мая 1835 г. определял правила приёма и увольнения работника, его взаимоотношения с хозяином; закон 7 августа 1845 г. запрещал использовать детский труд в ночное время. Были утверждены новые Городовое положение Санкт-Петербурга 1846 г., Вексельный и Торговый уставы.

Издание Свода законов Российской империи имело огромное значение для дальнейшего развития русского права и судопроизводства. Свод содержал значительно более чёткие формулировки и более точные определения по сравнению с ранее действовавшими законами.

Нормы гражданского права, включённые в Свод законов (т.Х), отразили некоторые элементы буржуазного права. Но сохранялись и многие феодальные черты: гражданская правоспособность и дееспособность ограничивались сословными, национальными и другими признаками (так, помещичьи крестьяне вообще изымались из сферы гражданских правоотношений – права на крепостных причислялись к движимым имуществам; поляки не могли приобретать земли в 9 западных губерниях; ограничивалась правоспособность евреев; сохранялся ряд ограничений в правах замужних женщин, нехристианам не разрешалось вступать в брак с христианами). В наследственном праве также были сильны пережитки патриархально-феодальных институтов (дочерям полагалась меньшая доля наследства, чем сыновьям). Почти вся сфера семейно-брачных отношений, их правовая регламентация находились в ведении Церкви.

В уголовном праве (т. XV) можно отметить следующие достижения: впервые были выделены общая и особенная части, даны понятия преступления, видов соучастия и т.п. Подготовка Уголовного уложения началась практически сразу после издания Свода законов. Необходимо было объединить всё уголовное законодательство, привести его в единую систему. Весной 1844 г. при Государственном совете была учреждена Комиссия по Уголовному уложению, - сюда входили Бутурлин, Корф, Панин, Блудов и др. Указом императора проект уложения был утверждён 15 авг. 1845 г., вводился в действие с 1 мая 1846 г.

Конечно, Уголовное уложение было далеко от совершенства, - отсутствовало чёткое разграничение уголовной, административной и дисциплинарной ответственности, крайне громоздкой была система наказаний. С другой стороны, уложение провозглашало важнейший принцип буржуазного права: наказание должно определяться не иначе, как на точном основании закона. Сохранялась при этом сословная система наказаний, правовое неравенство. На первое место были поставлены преступления против веры. При составлении раздела о государственных преступлениях авторы проекта учитывали опыт репрессивных мер против декабристов и участников польского восстания. К восстанию против властей приравнивалось всякое выступление крепостных крестьян против помещиков, а государственных крестьян – против органов сельского управления.

Т.о., при Николае I в России появился первый уголовный кодекс. В ходе подготовки судебной реформы 1864 г. были заимствованы многие статьи Уложения о наказаниях 1845 г.

3. В первой половине XIXв. Россия оставалась аграрной страной, крепостное право тормозило развитие хозяйства. Дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде, правительство пыталось прикрыть его наиболее уродливые формы. Сам Николай I, хотя и называл крепостничество злом, был убеждён в необходимости его сохранения, а также сохранения помещичьего землевладения. Правительство предпринимало меры лишь по смягчению крепостного права. При Николае I было принято более ста указов для защиты интересов крестьян. В 1826 г. министру внутренних дел были направлены две инструкции, в которых предписывалось обращаться с крестьянами по-христиански и согласно законам. В том же 1826 г. помещикам запретили отдавать своих крестьян в виде наказания на горнозаводские работы, в 1827 г. – для работы на шахтах. Тогда же был принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли; 1827-28 гг. – помещикам запретили ссылать крестьян в Сибирь. 1841 г. – безземельных дворян лишили права приобретать крепостных.

В 1835 г. возник Секретный комитет для обсуждения крестьянской реформы. Был предложен план т.н. «двуединой реформы», которая в равной степени коснулась бы и помещичьей, и государственной деревни. Предполагалось слияние государственных и частновладельческих крестьян. Начать решено было с реформы государственной деревни. С этой целью создаётся 5-е отделение императорской канцелярии, во главе которого был поставлен граф Киселёв.

Павел Дмитриевич Киселёв был одним из немногих, кто принял участие в либеральных реформах Александра I, разделял взгляды передовых людей того времени и оказался среди сподвижников Николая I. В 1812 г. он сражался при Бородине, в 1814 г. участвовал во взятии Парижа, сопровождал Александра I на Венский конгресс в качестве его флигель-адъютанта, дружил с декабристами, был близок к Пестелю. Ещё в 1816 г. Киселёв подал императору записку «О постепенном уничтожении рабства в России»; он выступал за освобождение крестьян при сохранении главнейших прав дворянства. В 1829 г., после русско-турецкой войны, Киселёву было поручено управление Молдовой и Валахией, где он провёл ряд прогрессивных реформ. В 1834 г. он вернулся из придунайских княжеств в Петербург и Николай сообщил ему о намерении освободить крестьян, пожаловался на своё ближайшее окружение, не понимавшее необходимости крестьянской реформы. Николай впоследствии называл Киселёва своим «начальником штаба по крестьянской части». К началу своей реформы он был генерал-адъютантом и членом Государственного совета. Впоследствии, в 1856 г. Киселёв был назначен послом России во Францию. Прожил Киселёв 84 года (1788-1872).

В декабре 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ. Речь шла о реорганизации управления государственными крестьянами; министерство, по мысли авторов проекта, должно было следить за экономическим благосостоянием крестьян, собирать с них подати и налоги, гарантировать им гражданские права, оказывать врачебную помощь, заботиться о распространении грамотности и т.п. для этого создавался мощный бюрократический аппарат. Власти занимались увеличением наделов там, где они были меньше установленных норм, переселением гос.крестьян из центров аграрного перенаселения на окраины, где ещё хватало свободных земель, улучшалась и регулировалась оброчная система, министерство стремилось перевести все натуральные повинности в денежные и тем самым стимулировало развитие рыночных отношений, строились школы, больницы, ветеринарные пункты, внедрялись прогрессивные формы ведения хозяйства.

В апреле 1842 г. вышел указ об обязанных крестьянах: крестьянин получал по воле помещика свободу и надел, но только в пользование. В 1848 г. на Правобережной Украине проводилась т.н. инвентарная реформа: инвентарные правила устанавливали определённый размер земельного участка крестьянина и определённые за него повинности. Однако реформа не дала положительных результатов, помещики её игнорировали.

Предпринимались шаги и по укреплению позиций дворянства. В 1845 г. вышел закон о майоратах: владельцам имений свыше тысячи душ разрешалось не дробить их между наследниками, передавая только старшему сыну. Если раньше личное дворянство приобреталось с 12 ранга, потомственное – с 8-го, то по закону 1845 г. – соответственно – с 9-го и 5-го. Повышалась роль дворянских корпоративных организаций.

4. Экономическая политика царизма в первой половине XIX в. носила протекционистский характер, защищая отечественную экономику от иностранной конкуренции на внутреннем рынке и тем самым облегчая её развитие. Такая политика была характерна на начальной стадии капитализма. При этом в экономической политике царизма преобладали интересы дворянства. Царизм покровительствовал буржуазии лишь до тех пор, пока это не ущемляло интересы дворян. Кредитные учреждения были ориентированы в основном на выдачу ссуд дворянству под залог имений, имея, т.о. цель поддержать помещичьи хозяйства.

Главным средством протекционизма служила таможенная система, обложение ввозимых из-за границы товаров высокими охранительными пошлинами. Ещё в дек. 1822 г. был введён строгий таможенный тариф из 900 статей.

23. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ: ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В СТРАНЕ.

Промышленный переворот в России начался в 30-40-е годы XIX в., позднее чем в Западной Европе. Его главным содержанием была замена мануфактурного производства фабричным. Происходит техническое перевооружение промышленности, повсеместная замена ручного труда на машинный, внедрение в производство различных двигателей и передовых технологий. Промышленный переворот сопровождался глубокими социальными изменениями, появлением новых классов, характерных для капитализма: свободных предпринимателей (буржуазии) и наемных рабочих (пролетариата).

Предпосылки промышленного переворота складывались в России с середины XVIII в. Их появление было обусловлено: 1) научно-техническим прогрессом (создание новых паровых двигателей и различных механизмов); 2) зарождением элементов капиталистического уклада в хозяйстве (накопление капиталов и формирование постоянного рынка вольнонаемной рабочей силы). Сохранение в России крепостного права замедляло эти процессы. Его отмена в 1861 г. ускорила завершение промышленного переворота в конце 70-х - начале 80-х годов XIX в.

Особенности промышленного переворота в России: 1) совершен в более короткие сроки, чем в странах Западной Европы (Англия затратила около 100 лет, Франция - 70 лет), так как Россия заимствовала у Запада технику, оборудование, идеи; 2) осуществлен на основе государственных источников накопления за счет использования крепостнического труда. Частные предприниматели получали ресурсы также за счет крепостного труда.

Новые формы организации производства быстро внедрялись в легкой промышленности. Машинное оборудование было заграничного происхождения и ввозилось в основном из Англии и Бельгии. Однако начала зарождаться и отечественная машиностроительная промышленность (Петербург, Нижний Новгород).

С началом промышленного переворота связано формирование вольнонаемных рабочих. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки. К 1860 г. 4/5 рабочих - вольнонаемные. В России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они получали мизерную заработную плату, имели 13 - 14-часовой рабочий день. Отличие в положение российских рабочих от западноевропейских состояло в том, что они зависели не только от предпринимателей, но и от своих владельцев или от отпустившей их на заработки общины. Формирование российской буржуазии также имело свою особенность. Во-первых, капиталы, необходимые для создания производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями (казнокрадством, взяточничеством, вымогательством денежных средств у населения). Во-вторых, длительное время " молодая" российская буржуазия одновременно занималась и торговлей, и производством. В-третьих, многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян. Постепенно складывались династии российской буржуазии - Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы и др. В целом российская буржуазия была еще экономически слабой и не играла активной роли в политической и социальной жизни страны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал