Составляющие и параметры кадрового аудита
Проводится анализ соответствия кадровых процессов стратегиям и целям развития организации.
1. Параметры аудита кадровых процессов (представлены и табл.).
Кадровые процессы
| Содержание аудита кадровых процессов
|
1. Планирование трудовых ресурсов
| 1) Оценка наличных ресурсов целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в кадрах
2) Оценка программ с точки зрения соответствия целям, оргкультуре, перспективам развития организации
|
2. Набор персонала
| 1) Оценка перспектив внутренних и внешних источников комплектования кадров с точки зрения актуальной ситуации и стратегии развития организации
2) Оценка адекватности предлагаемых к использованию методов набора с точки зрения требований к персоналу, кадровой стратегии и тактике организации
|
3. Отбор персонала
| 1) Оценка результативности разработанной программы оценочных процедур
2) Анализ изменений кадрового потенциала организации
|
4. Разработка системы стимулирования
| 1) Оценка соответствия разработанных принципов структуры зарплаты и льгот условиям на рынке труда, производительности и прибыльности организации
2) Проведение сравнительных исследований, определение эффективной системы вознаграждения
|
5. Адаптация персонала
| 1) Оценка эффективности имеющихся методов адаптации персонала
2) Формирование поля проблем, возникающих в период адаптации
|
6. Обучение персонала
| 1) Оценка программ с точки зрения эффективности обучения, практической ориентированности, формирования мотивации к труду, создания благоприятной атмосферы в рабочих группах
2) Разработка и апробация альтернативных программ
|
7. Оценка трудовой деятельности
| 1) Оценка результативности использования методик
2) Адаптация эффективных методик оценки
|
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение
| 1) Оценка эффективности используемой системы кадрового мониторинга, адаптация компьютерных методов кадрового мониторинга
2) Оценка результативности методов планирования карьеры
3) Оценка адекватности программ развития персонала целям, стратегии и состоянию развития организации
|
9. Подготовка руководящих кадров
| 1) Анализ и проектирование управленческой деятельности в организации
2) Оценка управленческого потенциала и определение потребности в подготовке управленческого персонала
|
10. Мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри организации
| 1) Диагностика кадровых процессов и социально-психологического климата, оценка уровня социальной напряженности в организации
2) Диагностика организационной культуры, типа управленческой команды, оценка уровня их соответствия другим элементам организации (целям, структуре, технологии, финансам, системе управления, кадровому составу)
3) Определение потребности в подготовке и реализации программ развития внутриорганизационной коммуникации
|
2. Параметры аудита организационной структуры:
· миссия, цели, стратегия организации;
· организационная культура, управленческая форма;
· стадия цикла жизни организации;
· организационные патологии:
-господство структуры над функцией,
-бюрократизация,
-стагнация,
-дублирование организационного порядка;
· оценка управляемости:
- нормативность (формализация) управленческих отношений,
- эффективность информационных потоков,
-способность разрешать внутриролевые конфликты субъектами управления;
· степень вовлеченности исполнителей в процесс принятия управленческих решений;
· оценка осуществимости управленческих решений;
· типы решений:
- свободные от индивидуальной детерминации (стандартизированные или их производные),
- инициативные (детерминируемые личностью руководителя, ситуационные или реорганизационные);
· измерение уровня исполнения;
· измерение направленности и ситуационной адекватности,
· оценка диапазона контроля;
· число подчиненных;
· количество затрачиваемого на каждого из них времени;
· измерение показателей, характеризующих стиль управления:
- содержательный,
- по ориентации на уровень организационной иерархии.
По результатам аудита структуры можно оценить:
· тип организационной патологии (если есть);
· коэффициент управляемости и уровень управляемости;
· характер механизмов принятия решений;
· перечень внутри- и внеорганизационных проблем;
· ресурсы для изменения;
· тип организационной культуры;
· успешность подразделений и сотрудников;
· причины трудовых конфликтов.
|