Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия в период президентства Б.Н. Ельцина 1 страница






«Шоковая терапия». В программном докладе на V съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Б.Н. Ельцин провозгласил начало радикальных рыночных реформ с января 1992 г. Программа радикальных рыночных реформ была нацелена на полный слом плановой системы и командных методов руководства экономикой, переход к конкурентному рынку. 1 ноября 1991 г. Съезд предоставил Президенту широчайшие дополнительные полномочия для проведения экономических реформ. Он получил право лично возглавить и сформировать правительство. Указы Президента по экономическим вопросам приобрели большую юридическую силу, чем законы. Эти полномочия были предоставлены Президенту на год.

Проводить в жизнь рыночную реформу должно было сформированное 10 ноября 1991 г. правительство. Экономический блок в новом правительстве возглавил молодой доктор экономических наук, известный публицист Е. Гайдар. 5 ноября 1991 г. указом Президента РСФСР он был назначен первым вице-премьером и министром экономики и финансов. Состав первого российского правительства конца 1991 г. (получило название «правительство реформ») был достаточно разнообразным. Одну его часть составляли профессиональные экономисты, пришедшие из науки (Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс, П. Авен и др.). Вторую – те, кто работал в правительстве РСФСР (В. Булгак, В.Ефимов, Л. Чешинский). Третью – министры и замминистров бывших союзных министерств (С. Анисимов, Г. Фадеев, В. Барчук). Четвертую – депутаты Верховного Совета РСФСР (Г. Бурбулис, Э. Памфилова, Н. Федоров). К разработке проекта экономических реформ были привлечены отечественные экономисты, разделявшие взгляды Гайдара, а также западные эксперты.

Идеология предстоящих рыночных реформ нашла отражение в двух правительственных документах – «Стратегия России в переходный период» и «Ближайшие экономические перспективы России».

Основные мероприятия программы реформ были следующие:

- Либерализация цен и торговли. Введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия – установление рыночной стоимости товаров, ликвидация дефицита, стимулирование деловой активности, конкуренции, складывание новой торговой сети.

- Финансовая стабилизация. Снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля.

- Широкая приватизация государственной собственности. Превращение граждан в собственников, формирование у людей экономических стимулов для деловой активности.

Первые два направления экономической реформы получили название «шоковой терапии». Либерализация цен началась 2 января 1992 г. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободными. Был издан указ Президента «О свободе торговли». Указ предоставил всем предприятиям и всем гражданам право без специальных разрешений осуществлять торговую, закупочную и посредническую деятельность, в том числе самостоятельно устанавливать цены. Фондовое распределение производственной продукции отменялось. Гражданам и предприятиям разрешалось вести торговлю в любых удобных для них местах, кроме проезжей части улиц и дорог, станций метро и т.д. Параллельно осуществлялись меры по сокращению дефицита бюджета. Государство практически перестало инвестировать в промышленность и сельское хозяйство. Все государственные расходы были резко сокращены. Была изменена налоговая система - введен налог на добавленную стоимость в размере 28 %. В сельском хозяйстве команда реформаторов встала на путь реорганизации колхозов и совхозов в акционерные общества и товарищества, поддержки фермерских хозяйств.

Эффект этих мер был противоречив. Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка за счет импорта, а не за счет роста производства. Многие предприятия и колхозы стали убыточными, неплатежеспособными, оказались перед реальной угрозой банкротства. В 1992 г. ВВП упал на 14, 8%, промышленное производство на 18%. Финансовая стабилизация не состоялась – инфляция составила 2509%. Потребительские цены выросли в 26, 1 раза. Начался кризис неплатежей. Предприятия перешли к бартерному обмену. Резко ухудшилось материальное положение населения. Сбережения советского времени уничтожила инфляция.

Вполне естественно, что образовалась группа интересов, выступающие против таких мер. В Верховном Совете РФ из членов фракций директоров, аграриев и коммунистов сформировалась мощная оппозиция «правительству реформ». Оппозиция на VI съезде народных депутатов в апреле 1992 г. отторгала политику реформ. 17 июля 1992 г. «Российская газета» опубликовала правительственную «Программу углубления реформ», главный тезис которой – форсированное создание рыночного хозяйства на основе предпринимательства и конкуренции. Оппозиция встретила это заявление в штыки. В декабре 1992 г. на VII съезде народных депутатов депутаты возложили на Б.Н. Ельцина вину за спад производства и обнищание народа. Съезд не утвердил на пост председателя правительства Е. Гайдара, новым премьером был назначен В.С. Черномырдин. Новое правительство не стало декларировать свою программу, но в текущей действительности попыталось отойти от принципов «шоковой терапии». Это проявилось в колебаниях между жесткой финансовой политикой, направленной на уменьшение бюджетного дефицита и инфляционным стимулированием промышленности. Первым шагом нового премьера стало решение о поддержке топливно-энергетического комплекса. Создавалась иллюзия, что приоритетом для нового правительства становится поддержка базовых отраслей. Однако существенных перемен не происходило. Темпы инфляции выросли, спад продолжался, реальные доходы падали, увеличилась безработица. Зато для банков высокая инфляция – золотое дно, потому что они присваивают около половины доходов от эмиссии. Капитал по-прежнему перетекал из промышленности в финансовую сферу, положение предприятий ухудшалось. Правительство Черномырдина не смогло переломить негативные тенденции. В июне 1993 г. оно попыталось ограничить темпы роста денежной массы. В 1992 г. ВНП уменьшился на 18 %, в 1993 г. на 9-10 %, а промышленное производство соответственно на 19 и 15 %. В 1992 г. розничные цены выросли в 26 раз, в 1993 г. в 19 раз. Годовая инфляция в 1993 г. сохранялась на уровне 1992 г.

 

Приватизация. Нелегальная или полулегальная приватизация госсобственности приобрела массовый характер еще в годы перестройки. В 1989 г. трудовым коллективам было разрешено брать в аренду государственные предприятия и приобретать их активы за счет прибыли. Директора перекачивали оборотные средства предприятий на счета посреднических кооперативов, открытых на имена родственников. В декабре 1990 г. открылась возможность создавать акционерные общества и создавать частные предприятия. К концу 1991 г. в России насчитывалось 3076 ассоциаций, 227 концернов, 123 консорциума. Таким образом, еще до начала массовой приватизации значительная часть общенародной собственности перешла в руки хозяйственной номенклатуры. В марте 1992 г. началась малая приватизация - продажа с аукционов магазинов, прачечных, аптек и других предприятий сферы обслуживания. К началу 1996 г. в частную собственность перешло около 84 % мелких предприятий.

Концепция массовой приватизации промышленных предприятий базировалась на законах «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» и «Об именных приватизационных счетах и вкладах», принятых Верховным Советом РСФСР 3 июля 1990 г. 14 августа 1992 г. указом Президента № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» безналичные приватизационные вклады были заменены на бумажные приватизационные чеки, что позволяло ускорить и облегчить приватизацию. Бесплатной раздаче подлежала только часть госсобственности, остальное предполагалось в будущем приватизировать за деньги. Была выбрана следующая схема приватизации:

- закрепление прав всех граждан РФ на приватизируемое имущество;

- акцент на создание приватизационных коалиций, позволяющих стимулировать массовый приватизационный процесс снизу;

- учет интересов тех социальных групп и политических сил, которые способны парализовать приватизацию, если не найдут в ней своего места (трудовые коллективы, руководители предприятий, региональные органы власти);

- широкое использование универсальных процедур и стандартных правил с тем, что бы ограничить зависимость процесса приватизации от индивидуальных решений;

- отказ от попыток реструктуризации предприятий до того, как будет изменена форма собственности.

Каждый гражданин РФ получал право на участие в приватизации, получал приватизационный чек. Номинал чека составлял 10 тыс. неденоминированных рублей. Массовое предложение обесценило чеки. Если к осени 1992 г., продав приватизационный чек, можно было купить только мужской костюм среднего качества, то к концу 1993 г. его рыночная цена была эквивалента 3-4 бутылкам водки. Но те, кто в силу своих наклонностей был готов рискнуть, скупая и перепродавая пакеты чеков, сколотили на нем свои первые капиталы. В стране были созданы чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) для обмена приватизационных чеков на акции конкретных предприятий. Но ЧИФы не оправдали надежд. Они приняли и обменяли на акции 115 млн. приватизационных чеков, но большая часть этих предприятий находилась на грани банкротства. Имело место и откровенный криминал, когда руководители ЧИФов вступали в сговор с директорами предприятий и продавали им нужные пакеты акций за бесценок. В итоге почти все фонды развалились. В соответствии с Программой приватизации на 1992 г. государственные предприятия преобразовывались в открытые акционерные общества. Работники предприятий бесплатно получали 25 % привилегированных акций. Они могли приобрести еще 10 % обычных акций по номинальной стоимости с 30-процентной скидкой и рассрочкой на три года. Директору и его заместителям давалось право приобрести еще 5 % обычных акций по тому же номиналу. Остальные акции продавались за приватизационные чеки всем россиянам. По второму варианту работники предприятий могли по закрытой подписке приобрести 51 % акций по цене 170 % номинальной стоимости. Остальные акции поступали в продажу. По третьему варианту, группа работников предприятия могла приобрести по номиналу 20 % акций, если брала на себя обязательство не допустить банкротства предприятия. При этом все работники предприятия могли выкупить еще 20 %. В 1993-1994 гг. было приватизировано 65 тыс. предприятий. В 1996 г. государственной и муниципальной собственности оставалось 23, 1 % предприятий и организаций.

В 1995 г. начался новый этап приватизации. Решено было перейти к продаже акций предприятий по их рыночной стоимости. Чтобы привлечь инвестиции в экономику, правительство стимулировало создание финансово-промышленных групп, предполагая, что деньги населения удобнее собирать и использовать через банковскую систему. Однако вместо инвестиций в экономику финансово-промышленные группировки занялись спекулятивными операциями. Правительство стало выпускать государственные казначейские обязательства (ГКО) – официальные заемные бумаги под высокие проценты (до 300 % в рублях), пытаясь компенсировать дефицитный бюджет. Одновременно для привлечения инвестиций из-за рубежа правительство стало гарантировать валютные займы, сделанные российскими банками для закупки ГКО. Именно скупкой и продажей этих ценных бумаг занимались финансово-промышленные группы и банки. Финансисты давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупнейших компаний. В реальности возвращать кредит правительство заведомо не собиралось. Так фактически в обход действующего законодательства происходила приватизация предприятий. Фактически путем залоговых аукционов крупные предприятия (нефтяная компания «Сургутнефтегаз», НК «Сибнефть, «Норильский никель» и др.) отошли к крупнейшим банкам, владельцы которых вскоре стали называться олигархами.

Запущенный в 1996 г. государством механизм заимствований через систему ГКО к 1998 г. привел к закономерному кризису. Приобретая ГКО, банки кредитовали государство. Однако объемы заимствований росли, уверенность в их возврате таяла, и потому государству приходилось соглашаться на все большие и большие проценты. Из-за внешнего долга возникла зависимость России от кредиторов, прежде всего от Международного валютного фонда, который фактически контролировался США. Каждый год государственный бюджет приходилось утверждать в МВФ. При любой попытке проводить самостоятельную политику, не вполне согласующуюся с рекомендациями Запада, перед страной возникала угроза банкротства.

В 1997 г. по инициативе А.Б. Чубайса был осуществлен секвестр – резкое сокращение расходных статей бюджета. Но эти меры не исправили динамику экономического развития. В 1997 г. в экономике проявились признаки оздоровления. Но они оказались краткосрочными и коснулись лишь некоторых перерабатывающих и сырьевых отраслей. К 1998 г. реальный ВВП России составил 57 % от уровня 1990 г. Показатели падения были выше, чем во времена Великой депрессии в США. Экономисты и юристы отмечали множество злоупотреблений, сопровождающих процесс приватизации. В народе распространилось горько-ироническое ее название – «прихватизация». В России приватизация не сгладила социальные противоречия при переходе к рынку, а скорее обострила их.

 

Особенности реформирования реального сектора экономики. Затяжной кризис, обрушившийся в 90-е гг. на экономику России, с наибольшей силой поразил ее сердцевину – промышленность. Столкнувшись в годы реформ с нехваткой ресурсов и проблемой сбыта продукции, многие ведущие отрасли промышленности страны оказались не готовы к выпуску конкурентоспособной продукции. В СССР 60 % машиностроения работало на оборону, гражданское же машиностроение развивалось слабо. Нерациональность подобной структуры советской экономики стала очевидна к концу 80-х гг. после резкого падения мировых цен на энергоресурсы (в 1990 г. они были в среднем вдвое ниже, чем в 1985 г.).

Сокращение валютных поступлений от экспорта топлива и сырья сильно ударило по всей советской экономике, но особенно пострадала нефтедобывающая промышленность.

В других отраслях ТЭКа к этому времени рост производства либо также сменился спадом (нефтепереработка, угольная промышленность), либо существенно замедлился (газовая промышленность, электроэнергетика).

К началу рыночных реформ свои проблемы накопились во всех отраслях отечественной индустрии. С вхождением России в мировой рынок стала очевидна настоятельная необходимость формирования новой структуры экономики, соответствующей рыночным условиям и способной реализовывать сравнительные конкурентные возможности нашей страны. Прежде всего, необходимо было провести конверсию – перевести большую часть военного производства на выпуск гражданской продукции, ускорить рост наиболее наукоемких производств, выпускать больше готовой, а не промежуточной продукции.

В 1992–1994 гг. после либерализации цен начался первый стихийный этап структурной перестройки экономики России. Боязнь быстрого роста безработицы и возможного вследствие этого социального взрыва не позволила властям отказаться от финансовой поддержки отсталых отраслей. Поэтому до 1995 г. реальный механизм структурной перестройки заключался в стихийной самоликвидации отдельных неконкурентоспособных предприятий. В результате под воздействием рыночной стихии однобокость российской экономики еще более усилилась. Прежде всего, произошло обвальное разрушение военно-промышленного комплекса (ВПК). В 1992 г. госзаказ по закупке вооружений у ВПК был сокращен правительством Е. Гайдара в 8 раз. Соответственно объем военной продукции в этом же году уменьшился на 42 %, а в 1993 г. – еще на 29 %.

Конец 1993 и начало 1994 г. ознаменовались обвальным закрытием десятков машиностроительных предприятий. Простаивали автомобильные гиганты – ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, а также предприятия сельскохозяйственного машиностроения: Владимирский тракторный завод, Кировский завод в Санкт-Петербурге, Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения. Причина простоев – трудности со сбытом продукции, взаимные неплатежи.

Другое важное следствие стихийной структурной перестройки – переориентация экономики на обслуживание экспортных отраслей и естественных монополий – РАО ЕЭС, «Газпрома», МПС.

Наконец, наращивание производства даже наиболее конкурентоспособной продукции в первые годы реформ происходило за счет максимальной эксплуатации устаревшего и ветхого технологического оборудования. К 1995 г. ресурсы стихийного оздоровления экономики были фактически исчерпаны, однако в силу политических причин в 1995–1996 гг. структурная перестройка в экономике продолжалась без модернизации предприятий, без обновления технологий – за счет перелива капитала из одной отрасли в другую. При этом происходило дальнейшее упрощение структуры экономики, ее общая примитивизация. В эти годы из-за конкуренции с зарубежными фирмами прекращается или резко сокращается производство многих отечественных товаров: телевизоров, компьютеров, текстильных изделий. Целые отрасли, занимавшие важные места в российской экономике и приносившие большие доходы (машиностроение, оборонная и легкая промышленность), оказались в состоянии глубокого упадка, порой с безвозвратной потерей технологий и культуры производства. В 1996 г. общий объем промышленного производства сократился по сравнению с 1991 г. в 2 раза.

К 1997 г. в стране завершается консолидация 16 нефтяных промышленных компаний. Мощные финансово-промышленные объединения, созданные в России, превышали по величине многие известные западные компании.

Кризис 17 августа 1998 г., нанеся в целом удар по российской экономике, способствовал оздоровлению ее реального сектора. С октября 1998 г. наметились положительные тенденции в промышленном производстве. Отечественная индустрия начинает оживать под воздействием снижения задолженности государству и восстановления платежно-расчетной системы, а также улучшения условий для экспорта российских товаров и существенного ослабления конкуренции на внутреннем рынке со стороны импорта.

 

Аграрная реформа. Многочисленные эксперименты в сельском хозяйстве в советское время породили у жителей села глубокое неверие в возможность радикальных перемен, привели к распространению иждивенческих настроений. Кроме того, более низкий, чем в городе, уровень жизни и культурно-бытового обслуживания способствовал постоянному оттоку из деревни молодых и энергичных людей. Поэтому реформа в сельском хозяйстве столкнулась с большими трудностями. Российское село с каждым шагом реформ все более противостояло им и в конечном итоге стало тормозом всех рыночных преобразований в стране. Другая важная причина медленного развития реформ в деревне – очевидный дефицит идей у самих реформаторов. Начиная с 1988 г. в деревне сменилось несколько моделей и направлений аграрной реформы.

В конце 1990 г. Второй (внеочередной) Съезд народных депутатов России, приняв законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе», положил начало аграрной реформе. Ее главной задачей становится реформирование колхозов и совхозов, развитие фермерских хозяйств. В соответствии с принятыми законами крестьяне получили право выходить из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли. Но на практике вплоть до 1992 г. крестьяне неохотно брали землю, опасаясь возможных изменений политического курса. За 1991 г. по стране было создано 44, 5 тыс. фермерских хозяйств. Фактически их создание целиком определялось доброй волей реальных собственников земли – руководителей колхозов и совхозов. Чтобы ускорить развитие фермерства в российской деревне, Б. Н. Ельцин внес необходимые коррективы в аграрную политику. В соответствии с указом от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» создавались районные фонды распределения земель, а колхозы и совхозы подлежали в двухмесячный срок реорганизации.

С середины 1992 г. началась аграрная реформа. Она была направлена на введение в рыночный оборот земли, формирование свободных договорных отношений сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприятиями. 27 октября 1993 г. президент подписал Указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Он обобщал ранее принятые по аграрной реформе «бесспорные» акты; провозглашал многообразие форм собственности на землю; равноправие форм хозяйствования, основанных на личном, семейном или коллективном труде. Подчеркивалась самостоятельность сельских товаропроизводителей и одновременно декларировалась государственная поддержка аграриев в переходный к рынку период. Однако главным было то, что указ радикальным образом решал вопрос о собственности на землю: в документе она приравнивалась к обычной недвижимости, имуществу, которое разрешалось продавать, покупать, сдавать в аренду, дарить. Государство гарантировало неприкосновенность и защиту частной собственности на землю. В 1992-1993 гг. была проведена перерегистрация колхозов и совхозов: из 25 тыс. 2/3 были преобразованы в новые сельскохозяйственные структуры - коллективные, кооперативные, акционерные и частные предприятия. Членам хозяйств были выделены земельные паи (правда, в подавляющем числе только формально). На основе передачи крестьянам в собственность земли началось создание фермерских хозяйств. Организовать прибыльное хозяйство на небольших участках земли было трудно. К тому же отсутствовали предприятия по обслуживанию фермерских хозяйств. Доступ на городские рынки был заблокирован криминальными структурами. Кредиты получить чрезвычайно сложно. Против фермеров были настроены местные власти, а порой и большинство колхозников. В таких условиях проходило формирование довольно значительного слоя фермеров. За один год их численность выросла более чем на 130 тыс. В 1993 г. к ним прибавилось еще 90 тыс., достигнув общего числа в 270 тыс. хозяйств. Затем, начиная со второй половины 1993 г., организация новых фермерских хозяйств фактически прекратилась, а в 1995 г. началось даже сокращение их числа.

Проводя политику либерализации, правительство открыло доступ на рынок продуктов иностранного производства. В некоторых случаях поставки импортных продуктов (например, куриных окорочков) дотировались странами-экспортерами. Конкурировать в таких условиях с высокопродуктивными зарубежными производителями российские фермеры и коллективные хозяйства не смогли. С 1995 по 2006 г. численность фермерских хозяйств уменьшилась вдвое.

Небольшой оставалась и доля производимой ими сельхозпродукции. Имея в своем распоряжении 3 % сельхозугодий страны, фермеры производили лишь 2, 2 % зерна, 0, 8 % овощей, 0, 5 % картофеля. В последующие четыре года доля фермеров в валовом производстве сельскохозяйственной продукции не менялась и держалась на уровне 2 %.

Главная причина пробуксовки реформы в аграрной сфере – неурегулированность земельных отношений, отсутствие ясности в вопросе прав распоряжения государственной землей. С осени 1992г. вопрос о частной собственности на землю становится одним из главных вопросов политического противостояния в стране. Вплоть до октябрьских событий 1993 г. Верховный Совет препятствовал возрождению частной собственности на землю. Лишь 27 октября 1993 г. указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» разрешалась частная собственность на землю. В соответствии с ним землю можно было продавать, использовать в качестве залога. Земельное законодательство содержало лишь три ограничения: землей не могли владеть иностранцы, нельзя было иметь земли больше, чем это определялось в каждом регионе и, наконец, менять ее сельскохозяйственное назначение.

Вскоре после принятия президентского указа весной 1994 г. правительство вынесло на рассмотрение Госдумы свой вариант Земельного кодекса, который, однако, не получил поддержки нижней палаты. Лишь после внесения в него пункта о том, что «земля может находиться в частной собственности, но без права продажи», Госдума нового созыва, а затем и Совет Федерации приняли его. Но поскольку в этой редакции Земельный кодекс явно противоречил Конституции страны, разрешающей частную собственность на землю, Президент наложил на него вето.

После президентских выборов 1996 г. органы власти на местах, чтобы разблокировать рынок земли (а в масштабах страны речь идет о пяти триллионах долларов – именно в такую сумму оценивается потенциальная стоимость сельхозугодий), стали принимать свои собственные законы о земле, разрешающие ее куплю-продажу. Первый шаг в этом направлении был сделан законодательным собранием Саратовской области в ноябре 1997 г.

К этому времени структурный кризис в сельском хозяйстве продолжался, но обозначились некоторые позитивные сдвиги. 1995 г. стал переломным в адаптации сельского хозяйства и всего аграрно-промышленного комплекса к рыночным условиям. Под воздействием платежеспособного спроса в 1996 – начале 1998 г. выросли валовой сбор и доля в структуре посевных площадей таких культур, как подсолнечник, сахарная свекла, лен. Материальная заинтересованность крестьян привела к расширению посевов и росту урожайности. Положительная тенденция развития сельскохозяйственного производства России была прервана начавшимся глубоким экономическим кризисом.

 

Военная реформа. После развала СССР Россия унаследовала один из крупнейших военно-промышленных комплексов мира. Примерно 18–25 % ВНП СССР использовалось в оборонных целях, в то время как в США в 80-е гг. этот показатель равнялся 5–6 %, в европейских странах НАТО и того меньше – 2–5 %. Вооруженные Силы Советского Союза насчитывали 4, 3 млн человек, 63 тыс. танков, 8, 2 тыс. боевых самолетов, множество другой боевой техники. РФ унаследовала около 85 % Советских Вооруженных Сил и лишь 60 % экономического потенциала СССР.

Объявленная в 1992 г., сразу после создания Российской армии, военная реформа не была подкреплена материально. Главным ее приоритетом выдвигалась узкая задача демилитаризации экономики, в то время как изменения геополитической ситуации, государственного устройства, прогресс в способах и средствах вооруженной борьбы требовали более широкого подхода, включающего кардинальную перестройку самого оборонно-промышленного комплекса.

Резкое сокращение расходов, начиная с 1992 г., на оборону страны при высокой численности вооруженных сил отрицательно сказалось на их боеспособности. В кризисном состоянии оказались все виды вооруженных сил, за исключением Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Единая система ПВО страны прекратила свое существование. Наиболее мощные группировки радиотехнических и зенитно-ракетных войск, истребительной авиации оказались в странах СНГ.

Боевые действия в Чечне подтвердили очевидное – содержать нереформированную армию опасно, так как наряду с падением боеспособности в вооруженных силах нарастала социальная напряженность. Свидетельством неблагополучия в армии стали многочисленные случаи уклонения молодежи от призыва, дедовщина, побеги солдат из гарнизонов. Чтобы решить накопившиеся проблемы и в первую очередь повысить боеспособность армии и улучшить качественные параметры оборонительного потенциала, необходимо было срочно сократить численность вооруженных сил.

Весной 1996 г., в самый разгар предвыборной президентской кампании, вышел указ Б. Н. Ельцина от 16 мая 1996 г. «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава вооруженных сил и других войск РФ на профессиональной основе», в котором получают развитие звучавшие уже многие годы в российском обществе требования о создании профессиональной армии. Так в очередной раз важнейшая задача военной реформы – повышение военного профессионализма – была подменена не первоочередной в российских условиях идеей комплектования с 2000 г. армии и флота добровольцами по контракту.

Окончательный выбор стратегии военной реформы после многих лет бесплодных споров был сделан Б. Н. Ельциным лишь в 1997 г. 16 июля 1997 г. президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». Этим указом одна из важнейших постсоветских реформ была наконец сдвинута с мертвой точки. Ее главное направление – сокращение численного состава вооруженных сил. В 1997–1998 гг. они были сокращены на 500 тыс. человек.

В течение 1997 г. была принята концепция национальной безопасности России, началось реформирование армии и флота, МВД, Федеральной пограничной службы, Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Таким образом, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, Россия сделала первые шаги по созданию новой системы национальной обороны.

 

Социальная цена реформ. Слом советской социально-экономической системы и зарождение в России рыночной экономики в короткий срок привели к изменению всего комплекса социальных условий жизни, ценностной ориентации людей. Миллионы российских граждан столкнулись с проблемами, которых не существовало в советское время. Обедневшее государство оказалось неспособным нести затраты бесплатного образования, медицинского обслуживания и других форм социальной защиты. В результате в первые три года реформ резко снижается доступность для населения транспортных услуг, медицинского обслуживания, закрываются санатории и пионерские лагеря, детские клубы и спортивные школы. Начинает внедряться платное образование и платное медицинское обслуживание. Повышение цен на услуги сделало невозможным для многих семей пользование прачечными, химчистками, парикмахерскими, столовыми. Полноценный отдых и качественное образование из общедоступных становятся достоянием очень узкого круга обеспеченных людей. За несколько месяцев реформ жизненный уровень общества был отброшен на десять—двадцать лет назад. К 1994 г. среднедушевые реальные доходы в стране уменьшились приблизительно в два раза. Из 148 млн. населения России за чертой бедности оказалось около 32 млн, то есть более 24 %. Их доходы не превышали 40 долларов в месяц.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал