Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешняя политика России в 80-е гг. XX века
Новое политическое мышление. Новое руководство СССР серьезно активизировало внешнюю политику, предприняв крупные практические шаги по ослаблению напряженности в мире. Были определены следующие традиционные для советской внешней политики задачи: достижение всеобщей безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества в особенности; укрепление отношений с освободившимися странами, прежде всего со странами «социалистической ориентации»; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения. Эти задачи были одобрены XVII Съездом КПСС в начале 1986 г. Однако в 1987-1988 гг. в них были отражены в книге М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» (осень 1987 г.) Активное участие в определении и реализации принципов «нового мышления» во внешней политике СССР принимал министр иностранных дел Э.Я. Шеварнадзе и секретарь ЦК КПСС А.Н. Яковлев. Смену курса символизировала замена многоопытного министра иностранных дел А.А. Громыко первым секретарем ЦК компартии Грузии Э.А. Шеварнадзе, имевшим до этого лишь опыт комсомольской и милицейской работы и не владевшим никакими иностранными языками. Новое политическое мышление во внешней политике явилось попыткой реализации идей перестройки на международной арене. Основные принципы сводились к следующему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы и признание современного мира единым, взаимосвязанным; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности; отказ от принципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими. В соответствии с новыми принципами были определены приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг. Во второй половине 1980-х гг. СССР предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г. СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ США пригласили представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. В 1990 г. к нему вернулись. 15 января 1986 г. М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к началу XXI века.
Советско-американские отношения. Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Важной стала встреча в Рейкьявике 10-12 октября 1986 г., в ходе которой М.С. Горбачев предложил президенту США Р.Рейгану сократить ядерные арсеналы обеих стран на 50%. Соглашения достичь не удалось, однако с Рекьявика начался путь к двум договорам о разоружении: о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД, предусматривающий полную ликвидацию ракет дальностью от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км. Он положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г. договор позволил уничтожить 2692 ракеты, оснащенные 4000 ядерных боеголовок. Это примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. Разоружение было ассиметричным: Советский Союз ликвидировал 1846 ракет, США – 846. Однако Горбачев, считая американские ракеты в Европе «пистолетом, приставленным к виску» СССР, был согласен на жертвы ради устранения такой угрозы. Между тем у американцев оставалась возможность оснастить крылатыми ракетами надводные суда и подводные лодки, курсирующие у берегов нашей страны. Вывод войск из Афганистана. 8 февраля 1988 г. М.С. Горбачев заявил, что правительство СССР и Афганистана договорились начать вывод советских войск 15 мая 1988 г. В Женеве 14 апреля 1988 г. были подписаны документы по вопросам политического урегулирования вокруг Афганистана. 15 февраля 1989 г., как предусматривалось Женевскими соглашениями, из Афганистана были выведены последние советские войска. В Афганистане погибло 15051 советских граждан. С 1989 по 1991 г. просоветскому правительству Кабула Советский Союз оказывал материальную помощь. Вывод советских войск из Афганистана стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР осудил и признал грубой политической ошибкой «необъявленную войну» в Афганистане. Подписание Венской декларации. В январе 1989 г., подписав Венскую декларацию СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы. В соответствие с взятыми обязательствами в мае того же года были подготовлены проекты законов о свободе совести и религиозных организаций и указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Весной 1989 г. Президиум ВС СССР принял указ «О сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.» Согласно ему в том же году началось сокращение Вооруженных сил на 500 тыс. человек, а также форсированный вывод советских частей из других стран. Оборонные расходы были сокращены на 14, 2 %. При этом из ГДР, Венгрии и Чехословакии выведены и расформированы 6 танковых дивизий (50 тыс. человек и 5 тыс. танков). Всего же в Европе Советские вооруженные силы сокращаются на 10 тыс. танков, 8.5 тыс. артиллерийских систем и 800 боевых самолетов. Советские войска выводились также из Монголии. Советско-китайские отношения. 1989 г. был переломным в отношениях между СССР и Китаем. В 1989 г. состоялась встреча на высшем уровне между СССР и Китаем. Она состоялась в Пекине в июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений, договорились вести переговоры по спорным пограничным вопросам и отводу своих войск от совместной границы, о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.
Ликвидация социалистического содружества. 1989 год стал переломным и в отношениях между СССР и странами социалистического содружества. Страны СЭВ получали от СССР поставки на сумму, в 4-5 раз большую, чем стоимость их экспорта в Советский Союз. Экономические трудности сделали для СССР такую поддержку союзников невозможной. Сокращение экономической «подпитки» и пример перестройки в СССР на фоне сохранения прежних порядков в странах содружества похоронили авторитет правящих партий социалистических стран. Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти. Процесс изменений начался с Польши. В феврале 1989 г. представители власти и оппозиции приступили к переговорам в рамках круглого стола. В апреле было легализовано оппозиционное движение «Солидарность». 4 июня состоялись парламентские выборы, в которых участвовали кандидаты от оппозиции. В верхней палате 99 мест из 100 получила оппозиция. Президент В. Ярузельский поручил сформировать правительство представителю правящей Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), но попытка не удалась. Оппозиция выдвинула лозунг: «Президент ваш - премьер наш». М. Горбачев в телефонном разговоре с главой ПОРП призвал вести дело к примирению. 24 августа 1989 г. правительство Польши возглавил один из лидеров «Солидарности» - Т. Мазовецкий. В июне 1989 г. за круглый стол сели представители власти и оппозиции в Венгрии. 18 октября разработанные в рамках переговоров конституционные поправки одобрил парламент. 23 октября вместо Венгерской Народной Республики была провозглашена Венгерская республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство. Критически важной для СССР оставалась обстановка в ГДР – самой западной из стран СЭВ и Организации Варшавского договора. Поводом к массовым выступлениям в этой стране стало требование переезда ее граждан в ФРГ. Тысячи немцев из ГДР ехали в Венгрию, Чехословакию, Польшу, чтобы там в посольствах ФРГ получить въездные визы. 9 сентября Венгрия открыла свои западные границы и за три недели через нее переехало на Запад 55 тыс. граждан ГДР. Всего за 1989 г. из ГДР в ФРГ эмигрировало 350 тыс. человек. 25 сентября в Лейпциге состоялась первая демонстрация с требованием открытия границы с ФРГ под лозунгом «Мы – один народ». Через неделю демонстрации прошли и в других городах ГДР. 23 октября в Лейпциге на улицу вышло 300 тыс. человек, 4 ноября в Берлине- около миллиона. 7 ноября Совет министров ГДР ушел в отставку. Новое руководство попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу требованиям демонстантов. Вечером 9 ноября член Политбюро СЕПГ Г. Швабовски зачитал перед демонстрантами заявление: «Гражданам ГДР будет разрешено выезжать за границу без каких-либо условий и через любые контрольно-пропускные пункты ГДР и ФРГ». Ликующие демонстранты ринулись в буквальном смысле разбирать Берлинскую стену. Пример ГДР вдохновил оппозицию в Чехословакии. 17 ноября демонстрация молодежи в Праге была разогнана полицией. 20 ноября пражские студенты объявили забастовку, одновременно начались демонстрации. 24 ноября подало в отставку политбюро ЦК компартии Чехословакии, вслед за ним в отсавку ушло правительство. 29 ноября парламент ЧССР отменил статью конституции о руководящей роли коммунистической партии. Было сформировано правительство, в котором коммунисты и оппозиция получили одинаковое число портфелей. Особую роль в событиях в социалистических странах осени 1989 г. сыграла позиция СССР, Горбачев отмечает в своих мемуарах, что у сменившего Хонеккера руководство ГДР «хватило мужества и разума не пытаться потопить в крови народное недовольство…определенную роль в этом сыграла и наша позиция. Тогдашним руководителям ГДР было ясно, что советские войска при всех обстоятельствах останутся в казармах». 3 декабря 1989 г. на Мальте состоялась встреча М.С. Горбачева и президента США Дж. Буша-старшего. М.С. Горбачев признал, что советские войска в Восточной Европе – нежеланные гости, фактически согласился на вывод войск. В итоге встречи стороны заявили о прекращении «холодной войны». В ходе событий 15-25 декабря 1989 г был свергнут режим Е. Чаушеску. При этом погибло свыше тысячи человек, сам Е. Чаушеску и его жена. В течение 1990 г. в Болгарии власть мирно перешла от коммунистической партии к коалиционному правительству.
Объединение Германии. 28 ноября 1989 г. канцлер ФРГ Г. Коль выступил с программой об объединении Германии. Перспектива воссоединения Германии оценивалась мировыми политиками неоднозначно. Премьер-министр Великобритании М. Тэтчер и президент Франции Ф. Миттеран стремились замедлить этот процесс, опасаясь той мощи, которой станет обладать объединенная Германия. Переговоры по проблеме вели четыре страны: СССР, США, Великобритания, Франция и два немецких государства. СССР стремился использовать данные переговоры для решения собственных проблем, в первую очередь получить западные кредиты. США был заинтересован в сохранении Германии в НАТО, Горбачев по этому вопросу высказал первоначально позицию, что участие объединенной Германии в НАТО исключено, а затем, что Германия вправе самостоятельно решать этот вопрос. Это была серьезная уступка со стороны СССР, вызвавшая удивление американских участников переговоров. 30 августа в Берлине был подписан Договор об объединении ФРГ и ГДР. 12 сентября 1990 г. в Москве представителя 6-ти стран был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Объединенная Германия признала послевоенные границы с Польшей, СССР и Чехословакией. 9 - 10 ноября 1990 г. М.С. Горбачев нанес визит в Германию. Были подписаны договоры о долгосрочном, широкомасштабном сотрудничестве.
Договор об обычных вооружениях. События 1989 г. серьезно ускорили ход переговоров об ограничениях обычных вооруженных сил в Европе. На 1 июля 1988 г. при равенстве общей численности вооруженных сил страны Варшавского договора (фактически СССР, на долю которого приходилось 90 % военной мощи ОВД) превосходили страны НАТО по танкам (в 2 раза), боевым машинам пехоты и бронетранспортерам (в1, 5 раза), авиации ПВО (в 36 раз) и пусковым установкам тактических ракет (в 12 раз), уступая НАТО по числу ударных самолетов (в1, 5 раза), боевых вертолетов (в 2 раза), противотанковых ракетных комплексов (в1.5 раза) и по военно-морской мощи, особенно по крупным надводным кораблям (в 5 раз) и кораблям с крылатыми ракетами (в 12 раз). Сокращение Вооруженных сил СССР, начатое после выступления Горбачева в ООН 7 декабря 1988 г, и приход к власти в странах Варшавского договора антикоммунистических деятелей, поставивших перед СССР вопрос о полном выводе советских войск со своих территорий, создали мощный стимул к скорейшему заключению Договора об обычных вооруженных силах в Европе, в котором участвовали 22 государства.
Парижская Хартия для новой Европы. События 1989 г. побудили ускорить намеченную на 1991 г. встречу на высшем уровне – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Саммит состоялся 19-21 ноября 1990 г. в Париже. На встрече были подписаны Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Парижская Хартия для новой Европы. Хартия провозглашала, что «эра конфронтации и раскола Европы закончилась», начинается «новая эпоха демократии, мира и единства в Европе», в которой «отношения будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве». Однако Хартия, в отличие от договора, не подлежала ратификации парламентами и не являлась обязательным к исполнению актом. Подписанный в Париже 19 ноября 1990 г. ДОВСЕ ограничивал НАТО и ОВД 5 категорий обычных вооружений и техники – танки, боевые бронированные машины, артиллерию калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты. Таким образом, СССР ликвидировал свое превосходство в обычных вооружениях в Европе, в то время как те компоненты военной мощи, в которых перевес был на стороне НАТО, оставались вне сокращений.
Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ. Вывод советских войск из стран ОВД стимулировал активность пришедших к власти антикоммунистических сил по ослаблению структур Варшавского договора. 25 февраля 1991 г. в Будапеште министры иностранных дел и обороны Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Советского Союза подписали протокол о прекращении действия военных соглашений, заключенных в рамках Варшавского договора и упразднении его военных органов и структур. На его основе перестала существовать с 1 апреля 1991 г. военная Организация Варшавского договора. 1 июля 1991 г. в Праге был подписан «Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г.». «Пояс безопасности», созданный вокруг западных границ СССР после Великой Отечественной войны, перестала существовать. С денонсацией Варшавского договора утратил свой смысл ДОВСЕ, устанавливавший предельную численность вооружений для военных блоков.
Война в Персидском заливе. 2 августа 1990 г. армия Ирака вторглась в Кувейт и оккупировала его. Это небольшое государство было объявлено иракской провинцией. Ирак был связан с СССР Договором дружбе и сотрудничестве. Его армия была вооружена в основном советским оружием, обучалась советскими военными советниками. В Ираке в качестве советников и специалистов находились тысячи советских граждан. Решаясь на вторжение, президент Ирака С. Хусейн предполагал, что СССР и США неизбежно окажутся по разные стороны баррикад. Однако Советский Союз незамедлительно осудил агрессию, потребовал безоговорочного вывода войск из Кувейта, восстановления его суверенитета. Благодаря советско-американскому сотрудничеству Советом Безопасности ООН были приняты жесткие резолюции, вводившие против Ирака экономические санкции. США начал переброску войск в Персидский залив. 9 сентября 1990 г. в Хельсинки состоялась встреча президентов США и СССР. Дж. Буш-старший заверил М. Горбачева в приверженности политическому решению и в том, что вскоре после исчерпания конфликта американские войска уйдут. Усилия СССР убедить Ирак вывести войска из Кувейта не дали результата. С 17 января 1991 г. созданная США коалиция стала наносить воздушные удары по Ираку. 24 февраля 1991 г. началась наземная операция. 27 февраля Ирак заявил, что безоговорочно принимает к исполнению все резолюции Совета Безопасности ООН по кувейтскому кризису, а полный вывод войск будет завершен за несколько часов. 28 февраля 1991 г. США остановили боевые действия. Кувейтский кризис показал, как велики открывшиеся после окончания «холодной войны» возможности советско-американского сотрудничества в разрешении региональных конфликтов. Вместе с тем наибольшую выгоду из событий извлекли США. Американские войска в регионе Персидского залива находятся по сей день.
СНВ-1. 31 июля 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений – СНВ-1. Согласно этому документу каждая сторона имела право содержать 1600 стратегических запускающих устройств в наземных шахтах и на подводных лодках. Стороны ограничивали половину своих тяжелых баллистических ракет, известных в мире под названием «Сатана», - самого живучего и мощного компонента своих наземных ядерных сил. По условиям СНВ-1 основное сокращение приходилось на советский потенциал наземных баллистических ракет, составлявших основу советской ядерной мощи. При этом структура американских ядерных сил, в которой ведущая роль отводилась подводному флоту, оставалась, по существу, неизменной. Заключенное на 7 лет соглашение предусматривало высочайшие темпы демонтажа боеголовок, непосильное для советской промышленности. При этом, как и прежде, не запрещалось качественное совершенствование стратегических вооружений. Переговорный процесс предполагалось продолжить. Советская сторона желала знать, когда дело дойдет до сокращения тактического ядерного оружия, но руководство США довольно жестко отвергло подобные идеи. По другому важному вопросу – о прекращении подземных испытаний – ответ был краток: американская сторона не готова рассматривать этот вопрос.
Итоги политики «нового политического мышления». Ухудшение внутриэкономического положения СССР в 1989-1991 гг. заставило руководителей страны обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего к странам «семерки». В 1990-1991 гг. они оказали СССР «гуманитарную помощь» продовольствием, медикаментами, медицинским оборудованием. Значительная часть «гуманитарной помощи» оказывалась в кредит. Серьезной финансовой помощи не последовало. Многочисленные уступки, сделанные М.С. Горбачевым в расчета на получение финансово-экономической поддержки и на установление атмосферы доверия в отношениях, остались без ответа. Западные лидеры ограничивались устными заверениями и обещания, которые не носили характера межгосударственных обязательств. Впоследствии многие из данных М.С. Горбачеву обещаний не были выполнены. Негативную для СССР роль сыграло и то обстоятельство, что Горбачев, Шеварнадзе и ряд близких к ним деятелей были склонны рассматривать западных партнеров как своих политических союзников в борьбе с противниками перестройки внутри СССР. Прагматичные западные политики охотно использовали риторику о поддержке демократизации советского общества для получения новых уступок от СССР.
|