Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура реферата






Как правило, реферат состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступлении приводятся краткие сведения об авторе, общая характеристика документа и характеристика используемых автором материалов, кратко излагаются темы источника и мотивы выбора темы, аспекты, на которых автор акцентирует внимание, методы его работы и т.п.

Основная часть реферата содержит информацию, которая подается либо:

· в соответствии с композицией источника, т.е. его основными или даже более мелкими рубриками;

· конспективно, без указания названия рубрик;

· фрагментарно, аналитически в соответствии с личным планом референта и т.д.

Заключение может определять значимость работы, содержать обобщения, резюме, выводы, сведения о приложениях к источнику, составителях библиографических материалов и другие данные, которые, по мнению референта, являются необходимыми.

При составлении рефератов часто придерживаются следующего плана:

1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные).

2. Тема источника.

Указывается общая тема источника. Используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и др.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме)...

3. Композиция.

Указываются количество и наименования структурных частей источника (обычно книги). Используются следующие выражения:

Статья (книга) состоит из... (трех разделов и т.п.);

статья (книга) включает в себя...;

статья (книга) содержит... и т.п.

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в со­ответствии со структурой статьи. Используются следующие выра­жения:

Во введении указывается, что...;

во введении отмечается, что...;

в первой главе освещается... Автор отмечает (указывает, дела­ет вывод), что...;

вторая глава посвящена (содержит)... По мнению автора...;

в третьей главе...;

в заключении указывается (отмечается), что... и т.п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются следующие выражения:

Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами,

приводит рисунки, фотографии, таблицы... и т.п.

6. Адресат.

Указывается, для кого предназначен текст.

Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области...;

статья представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.

Два вида рефератов: реферат-резюме и реферат-обзор. Реферат-резюме составляется по одному источнику. Реферат-обзор по нескольким, посвященным одной теме.

Основное композиционное отличие реферата-резюме от аннотации: в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное отличие: реферат-резюме содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора.

Особенность реферата-резюме заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

Методика составления аннотации или реферата:

1) выделить в каждом абзаце ключевые слова (в приведенном тексте ключевые слова подчеркнуты);

2) определить тему текста.

Тема − это то, чему уделено наибольшее внимание в тексте.

3) составить план текста по абзацам с опорой на ключевые слова.

План для составления аннотации должен содержать назывные предложения, для реферата − двусоставные предложения (т.е. предложения, имеющие подлежащее и сказуемое).

Сформулированные пункты плана называют проблемы, которые рассматриваются в тексте. Проблема − это вопрос, требующий решения или освещения и непосредственно рассматриваемый автором в тексте. Совокупность проблем, рассматриваемых в тексте, составляет его проблематику.

Таким образом, мы определили проблематику текста;

3) составить текст аннотации по схеме, перечислив в его основной части все пункты составленного плана (т.е. проблематику текста)

Таблица 2 − Сравнительная таблица составления плана реферата и аннотации

План для составления аннотации (назывные предложения) План для составления реферата (двусоставные предложения)
1. Различные роли, которые человек играет в жизни. 1. Люди в жизни играют множество различных ролей.
2. Ограничения, которые накладывают ярлыки этих ролей на поступки человека. 2. Ярлыки ролей накладывают определенные ограничения на поступки человека.
3. Чувство ответственности или безответственности, которое возникает в связи с выполнением этих ролей. 3. Роли иногда налагают на человека ответственность, а иногда, наоборот, избавляют его от ответственности.
4. Необходимость соответствия качеств человека той роли, которую он играет. 4. Качества человека должны соответствовать той роли, которую он играет.
5. Общий имидж человека как отражение ролей, которые он играет с рождения и которые появились в процессе жизни. 5. Общий имидж человека является отражением тех ролей, которые он играет с рождения и которые появились в процессе жизни.
6. Отражение в имидже человека тех установок, которые навязывают ему другие люди. 6. Те установки, которые навязывают человеку другие люди, являются «внутренними» ярлыками, что отражается на его имидже.

5) составить текст реферата по схеме, использовав в его основной части все пункты плана, причем каждый пункт должен быть конкретизирован на основе ключевых слов. В приводимом образце реферата пункты плана выделены полужирным шрифтом, а конкретизирующие части − курсивом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал