Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационная культура
Введение термина «организационная культура» и его детальная проработка датируется концом 70-х годов XX столетия. Новые условия хозяйствования, динамизм и неопределенность внешних условий, повышение образовательного уровня персонала, изменение мотивации, гражданская зрелость работников дали мощный толчок развитию организационной культуры во всем ее многообразии и потребовали от менеджмента пересмотра отношения к ней. С проявлением организационной культуры члены социальной организации сталкиваются буквально на каждом шагу, едва переступив порог предприятия, фирмы учреждения. Она обуславливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации. Ценностные принципы, характерные для организационной культуры преуспевающих фирм: 1. ориентация на действия, достижение целей; 2. постоянный контакт с потребителями; 3. самостоятельность и предприимчивость (поощрение лидеров,
4. производительность от человека (рядовой персонал рассматривается как 5. простота форм управления, немногочисленность управленческого 6. одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении (фирма Организационная культура (культура организации) - набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные средства ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Выделяют два аспекта организационной культуры: объективный и субъективный. Объективный аспект обычно связывается с физическим окружением, создаваемый в организации (само здание, его дизайн, место расположения, оборудование, мебель, цвет и объем пространства, удобства и пр.). Субъективный аспект исходит из разделяемых работниками образов, предположений, веры, ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее «духовной части» (герои организации, мифы, истории, обряды и ритуалы и пр.). Субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями. Как объект изучения и управления организационная культура характеризуется следующим: а) она социальна, т.к. на ее составление оказывают влияние многие сотрудники организации; б) регулирует поведение членов коллектива, оказывая тем самым влияние в) создается людьми, т.е. она является результатами человеческих г) осознанно или неосознанно воспринимается всеми сотрудниками; д) полна традиций, т.к. проходит определенный исторический процесс е) познаваема; ж) способна изменяться; з) сознаваема и неосознаваема; и) ее нельзя постичь с помощью какого - либо одного подхода, поскольку она многогранна и в зависимости от применяемого метода исследования может раскрываться по-разному; к) есть результат и процесс, она находится в постоянном развитии. Основные типы организационных культур представлены в табл. 3.1. Таблица 3.1 - Описание основных типов организационных культур
Особенности выделенных типов культур и их взаимосвязь с элементами системы управления персоналом представлены в табл. 3.2. Таблица 3.2 - Характеристика основных типов организационных культур
Существуют методы поддержания организационной культуры, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей. Это: • объекты и предметы внимания, контроля со стороны менеджеров • реакция руководства на критические ситуации и организационные • моделирование ролей, обучение и тренировка (специфика • критерии определения вознаграждений и статусов (система наград • критерии принятия на работу, продвижения и увольнения (один из • организационные символы и обрядность (к обрядам относят Элементы культуры корпораций Японии Базовые цели компаний: 1. Служение обществу организации 2. Справедливая прибыль 3. Неуклонный прогресс, завоевание доверия 4. Благосостояние работников, уважение к работнику Общая политика: 1. Прогрессивность, активность, созидательность 2. Аналитический, научный подход 3. высокая производительность 4. Прогресс технологии корпорации Кодекс поведения сотрудников: 1. Преданность и благодарность компании 2. Усердие, ответственность, бережливость, аккуратность, терпеливость 3. Сотрудничество с коллегами и подчиненными. Приязнь и учтивость. 4. Личное здоровье, прилежание, бодрость, моральная устойчивость.
|