Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Численность пушных охотничьих зверей и тетеревиных птиц в Российской Федерации⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36
* - приведена численность на 1 апреля; **- приведена численность на 1 октября.
Численность волка в целом по России имеет тенденцию роста. Полноценный мониторинг в последние годы практически в большинстве субъектов РФ не ведется. В 2010 г. численность волка по России составила более 49, 5 тыс. особей, в то время как в 2009 г. оценивалась на уровне 48, 7 тыс. особей. В ряде регионов Центрального, Северо-Западного, Приволжского федеральных округов численность находится на низком уровне. В то же время в части сибирских регионов «проблема волка» по- прежнему остра. Рост численности обусловлен в первую очередь отсутствием действенных мер по регулированию численности волка со стороны региональных уполномоченных органов, а также отсутствием федеральных комплексных программ по регулированию численности этого вида. Ресурсы бурого и белогрудого медведей находятся в большинстве субъектов РФ в относительно благополучном состоянии. Численность медведей продолжает увеличиваться. Рис. 34.4. Суммарная численность пушных зверей в России в 2008- 2010 гг.
Рис. 34.5. Динамика численности зайца-беляка и белки в России
Рис. 34.6. Динамика численности куниц и рыси в России
Численность тетеревиных птиц в России за рассматриваемый период имела тенденцию к сокращению. Численность глухаря в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилась на 15%, тетерева - на 5%. Охотничье изъятие не оказывает значимого влияние по популяции данных видов, поскольку добыча каждого вида не превышает 1-2 % от их численности. Общая численность рябчика по России последние 10 лет находится на достаточно высоком уровне (22-27 млн. особей). Общая добыча рябчика по России находится в пределах 250-400 тыс. особей. Вальдшнеп. Считается, что полный цикл динамики численности вальдшнепа, зимующего в Европе, составляет около 7 лет. Учеты в России показали, что в целом по Российской Федерации эта закономерность подтверждается, хотя и не так резко выражена. В целом численность гнездящейся популяции вальдшнепа в России за последние 10 лет была стабильной при незначительных ежегодных колебаниях в регионах. Оценка добычи показала, что ежегодно российские охотники добывают около 200 тысяч вальдшнепов, из них около 150 тысяч весной на тяге и около 50 тысяч осенью с подружейными собаками. Это составляет всего 5, 4 % от общеевропейской добычи вальдшнепа. Болотно-луговая дичь. В целом охотой на болотно-луговую дичь в России специально занимаются менее 1 % охотников, в основном жители крупных кинологических центров Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Краснодара. По оценочным данным они ежегодно изымают значительно менее 1% от гнездовой популяции бекасов, дупелей, гаршнепов и коростелей, что не может повлиять на их численность. Учитывая, что в летне-осенней добыче охотников преобладают молодые птицы, это влияние еще ниже.
*** В последние годы наблюдается все ухудшающееся положение с мониторингом добычи охотничьих пушных зверей и охотничьих видов птиц. В регионах остается низкая возвращаемость охотниками разрешений на добычу по окончании сроков охоты, следствием чего, является практически полное отсутствие количественных показателей добычи пушных видов, а также пернатой дичи. С развалом единой системы госзаказов и госзакупок пушнины, падением на рынке спроса на сырье пушного промысла резко упала и заинтересованность охотников в добыче пушных видов охотничьих зверей. Потеря интереса к добыче пушных видов, накладывает свой отпечаток на отношение как специалистов охотничьих хозяйств, так и рядовых охотников, к мониторингу численности этих видов охотничьих зверей. Данные по добычи большинства пушных видов, поступающие в последние годы из регионов в адрес ФГУ «Центрохотконтроль», неполны, носят отрывочный характер и не могут рассматриваться в качестве показателей использования ресурсов данных видов. Поэтому сведения по добыче большинства пушных видов в сборнике не приводятся.
[1] В настоящее время туров, чаще всего, относят или к одному виду - кавказский козёл (Capra caucasica Pallas), с тремя довольно четко различающимися подвидами – западнокавказский (кубанский) (Capra caucasica Severtzovi), восточнокавказский (дагестанский) тур (Capra caucasica caucasica) и центральнокавказский тур (Capra caucasica cylindricornis), или к двум видам – западнокавказский (кубанский) тур (Capra caucasica Guldenstaedt, 1779 ) и восточнокавказский (дагестанский) тур (Capra cylindricornis, Blyth, 1840 ), которые в области совместного обитания, в центральных районах Кавказа, частично скрещиваются и образуют гибридные популяции. (Руденко Ф.А., Семашко В.Ю., 2003).
|