![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема №1. Введение в специальностьСтр 1 из 6Следующая ⇒
БАЗОВЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ «Продюсер»
Авторы – составители: В.С. Калинин (темы №1-7, 10-12) И.И.Сидоровича (темы №8, 9, Заключение)
Москва. 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Целью курса является повышение квалификации продюсеров и административного состава телекомпаний, имеющих определенный опыт работы на телевидении и в телепроизводстве. Рассмотрение основных компонентов телеиндустрии относящихся к персоналу, аудитории зрителей, финансированием, законодательству и вопросам организационно-технического обеспечения. Совмещение профессионального «реалистического идеализма»* с академической точкой зрения на творческий телевизионный менеджмент. Глубокое освоение творческих и технических принципов прямой трансляции во внестудийном вещании (OB - Outside Brodcasting), внестудийном видеопроизводстве (EFP – Electronic Field Production) и в рамках видеожурналистики (ENG – Electronic News Gathering) во всех форматах телевизионных программ и передач, связанных с многокамерным методом съёмки.
Курс представляет собой: · цикл лекций и семинаров; · просмотры и обсуждение материалов по тематике занятий; · групповые, индивидуальные и практические занятия; · практикум.
Курс охватывает следующие разделы:
ТЕМА №1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ТЕМА №2 ВНЕСТУДИЙНОЕ ВЕЩАНИЕ(ПРОИЗВОДСТВО) МНОГОКАМЕРНЫМ МЕТОДОМ СЪЁМКИ ТЕМА№3 РАБОТА ПРОДЮСЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТЕМА №4 БЮДЖЕТ ПРОЕКТА. СМЕТА. ТЕМА №5 ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ТЕМА №6 ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТЕМА №7 РЕКЛАМА В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММАХ И СПОРТИВНЫХ ТРАНСЛЯЦИЯХ ТЕМА №8 СПОНСОРСТВО В СПОРТЕ ТЕМА №9 ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ. АККРЕДИТАЦИЯ. ТЕМА №10 АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА ТЕМА №11 ПРАВОВАЯ БАЗА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ ТЕМА №12 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ТЕМА №1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Будь лидером, будь последователем или сходи с дистанции» Тед Тернер. Продюсер всегда, в принципе, остается за кадром зрительского внимания — его работа непосвященному не видна. Но для профессионалов и для критики продюсер всегда находится в зоне повышенного внимания. Не случайно с 2006 года строчка «Продюсер фильма/сериала/программы» заняла свое место в списке номинаций Национального телевизионного конкурса ТЭФИ. Так или иначе, но и публика и профессионалы прекрасно понимают — без продюсера реализация проекта невозможна. Так кто же такой продюсер? Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 1263 п.4 дает четкое определение: изготовитель аудиовизуального произведения, то есть лицо, организовавшее создание такого произведения. В английском языке producer означает и «изготовитель», и «поставщик», и «производитель», и «владелец киностудии». Сегодня в массовом сознании и в практике экранного производства (от кинематографа до интернетвещания) профессия продюсера обрела две основные формы. Первая — продюсер, как предприниматель-инвестор, т.е. человек, создающий новый продукт на аудиовизуальном рынке и получающий прибыль от его реализации. Вторая — исполнительный продюсер — правая рука продюсера, опытный производственник с высоким уровнем управленческих навыков, глубоким пониманием и знанием процессов, техники и технологии создания аудиовизуальных проектов. Исполнительный продюсер должен многое знать и уметь. Прежде всего, опираясь на креативные задачи программы, осмысливать, формулировать и воплощать стратегические решения по целому ряду проблем производства. Он должен владеть планированием производства, формированием, управлением и контролированием операционного бюджета проекта. Понимать принципы и методы продвижения экранного продукта. И, конечно же, работа исполнительного продюсера немыслима без умения грамотно и креативно управлять творческо-производственными командами, создаваемыми из множества специалистов самых разных профессий и сфер. Сегодня эффективные продюсеры всех уровней сознательно или на интуитивном уровне придерживаются так называемых «четырнадцати принципов управления» Анри Файоля. Вот они: 1. Разделение труда. В определенных границах нужно чтобы каждый занимался своим делом.
На этом, пожалуй, остановимся в постижении теории управления, добавим только, что управление (менеджмент) это не набор статических структур и процедур, а скорее система динамических взаимоотношений в духе сотрудничества между всеми членами компании. «Кто такой менеджер, можно определить по человеческим качествам и тому вкладу, который от него ожидается. А также по особенности, которая ставит его выше всех других, и которая называется образованием. Вклад, который от него однозначно ожидается, — это то, что он может дать другим, а именно, видение или мировоззренческую концепцию и способность следовать ей. Видение и моральная ответственность являются именно теми критериями, которые …определяют руководителя» * Работа продюсера спортивных передач с одной стороны носит общие для всякого производителя телевизионного контента черты, с другой — имеет существенные отличия. Начнем …со сценария. В том или ином виде он всегда существует на массовых мероприятиях, общественно- политических событиях, не говоря о шоу и концертах Как правило, на подобных мероприятиях есть свой режиссер-постановщик, который и работает по литературной основе. Задача творческой группы экипажа ПТС — помочь раскрыться зрелищу на телевизионном экране. Для этого режиссер и оператор-постановщики, телевизионный продюсер досконально изучают сценарную основу действия и предлагают свои варианты ее фиксации или трансляции. Разумеется, приоритет здесь за группой постановщиков зрелища, но и они должны быть погружены в специфику телевизионной трансляции. Так же как и на трансляциях спортивных мероприятий формируется пакет документов и составляется техническое задание (ТЗ), которое подписывается соответствующим представителем зрелищной организации. На спортивных мероприятиях продюсер имеет дело с регламентом проведения соревнований и рядом других документов, которые и образуют в конечном итоге экранное зрелище. Можно сказать, что драматургия действия «прописана» в спортивных соревнованиях заранее. И за нее творческо-производственный персонал ответственности не несет. Если, скажем, сборная России по футболу проиграла Гондурасу, ни кто не предъявит претензий продюсеру за плохого сценариста. Проигрыш вызовет негодование и огонь прессы, однако зритель все равно будет смотреть футбол, потому, что непредсказуемость игры, соревнования — главный козырь спортивного вещания. Разумеется, задача продюсера так организовать показ, создать такие условия, чтобы творческая группа, прежде всего режиссер и оператор — постановщики могли усилить драматизм события, сделать его еще более зрелищным, чем на месте событий, показать происходящее с уникальных точек, недоступных зрителю на стадионе. Развитие современных форм телевещания оказало огромное влияние на восприятие спортивных событий во всем мире. В то время как стадион может вместить тысячи зрителей, телевидение собирает миллионные аудитории. Трансляции соревнований Пекинской Олимпиады 2008 года собрали у экранов 4, 7 млрд. зрителей — это 73 % населения Земли! Дэвид Хилл, генеральный директор «Фокс СпортсТелевижн» утверждал: «Спорт это важная часть общественной жизни, уникальное реалити-шоу, единственный вид телепрограмм, который гарантированно соберет обширные аудитории. Если тот или иной вид спорта не представлен на телевидении, если не привлекает аудиторию, то проблема связана или с теми, кто управляет этим видом спорта, или с теми, кто его показывает. Одним не удалось поддержать его развитие, по причине лени или неправильного руководства, а те, кому поручено освещение этих событий, делают свою работу лениво, небрежно и невнимательно»* О взаимоотношении и взаимодействии спортивных федераций и организаций речь пойдет ниже, здесь же отметим — это одна из важнейших, если не самая важная часть работы продюсерской группы. Без преувеличения можно сказать, что спортивное вещание сегодня единственная форма телевидения, отвечающая его исконному феномену — воздействию сиюминутности. Львиная доля спортивных программ идет сегодня в прямом эфире или с небольшим технологическим шагом в записи. Поэтому ответственность всех, кто работает здесь, очень высока. Это означает, что трансляция не имеет права на ошибку и должна быть сделана наилучшим образом с первого раза. Эта ответственность делает спортивное телевидение одним из наиболее сложных, если не самым сложным, видом телевизионного производства. Одной из главных составляющих работы продюсера в кино и телевидении является определение сроков производства. Практика показывает, что сроки подготовительного, съемочного, монтажно-тонировочного периода «обычных» проектов постоянно корректируются. В спортивном вещании эта проблема не стоит так остро. Сроки соревнований и подготовки к ним жестко фиксированы и не могут быть перенесены. Однако в работе продюсера спортивного вещания определение сроков подготовительного периода и конкретность сроков проведения отдельных его этапов гораздо жестче, чем у коллег. Время сбора, развертывания, установки оборудования здесь должно быть рассчитано буквально по минутам. Не случаен и военный термин «развертывание» в практике спортивного вещания: иногда по количеству занятых машин и механизмов, количеству персонала разных специальностей можно сравнить подготовку к трансляции с военной спецоперацией.
Фото 1. Доставка телевизионного оборудования в горы с помощью ратраков.
Высока техническая и технологическая насыщенность спортивного вещания. Спортивные трансляции могут быть простыми, использующими 3-5 камер для показа соревнований по снукеру*, например, а могут быть и сложными, как мобилизовавшая 41 камеру CBS для трансляция матча за звание чемпиона США по американскому футболу или более 1000 HDTV камер со звуком DolbyDigital 5.1. для все той же Пекинской Олимпиады.* Основным средством внестудийного спортивного вещания является ПТС. Знакомству с ней посвящена отдельная глава. Место, где сосредотачиваются производственные и технические ресурсы съемочной группы для проведения внестудийной передачи может включать: — одну или больше ПТС; — ПССС для передачи сигнала; — автономные электростанции для постоянного или резервного источника питания; — временные офисы и комнаты для совещаний производственного и технического персонала; — временные фургоны, для пост-продакшн, графического дизайна, аппаратных видеомонтажа для новостных блоков; — комментаторские кабины; — фан и микс зоны; — группу технической поддержки, включая ремонтные боксы; — вспомогательные службы: персонал для организации питания, транспортировки, размещения и других смежных производственных задач; — место для питания персонала; — служба безопасности; — туалеты. Еще одной составляющей работы продюсера является расчет, управление и контроль за расходами. Бюджет является одним из ключевых документов любого проекта в области экранного производства. Это особенно существенно в сфере спортивного телевидения, где затраты, скажем, на освещение Олимпиад, достигают, что называется, запредельного уровня. Следовательно, необходимо надлежащее осмысление того, что является приоритетным в этих затратах. Вообще говоря, составление начального, исходного бюджета не является прерогативой исполнительного продюсера. Однако, нельзя сказать, что его время от времени не будут привлекать к разработке калькуляций и определения себестоимости будущего проекта на самых ранних стадиях подготовки. Бюджет всегда порождает ряд вопросов: кто персонально собирается финансировать проект или каковы источники финансирования? Кто определяет объем бюджета (особенно, если деньги еще не выделены)? Это — вечная проблема и для опытного продюсера, и для продюсера, начинающего работать над своим первым самостоятельным проектом. Независимо от того, как она будет решена, настанет время в начальной стадии подготовительного периода, когда исполнительный продюсер должен будет подключиться к составлению сметы. Что первично: курица или яйцо? — ситуация, которая обычно возникает при определении концепции показа: «что первично — объем финансирования или творческо-производственная концепция трансляции». Чтобы ответить на него, необходимо предварительно соответствующим образом проанализировать замыслы творческого персонала. Очень часто творческая группа доказывает продюсерам, что им потребуются дополнительные камеры, а соответственно и персонал к ним, но в ходе трансляции ситуация складывается так, что материал не используются в монтаже. Деньги — на ветер. Работа с творческим персоналом — вопрос сложный. В конце концов, именно он делает зрелище. Но и денежки любят счет. В течение всего периода работы над проектом продюсер должен также сохранять надлежащий контроль за финансами, а это можно сделать только тогда, когда он способен сравнить затраты с теми количественными и качественными показателями, какие были определены изначально. Телевизионная программа — продукт коллективного творчества, однако все очевидней становится тот факт, что в современной практике существуют аспекты, которые касаются только вопросов продюсирования. Осознавая трудности поставленной задачи, при создании данного пособия мы старались охватить наиболее важные вопросы, расширить круг примеров, обращаясь за ними как к отечественной истории телевидения, так и к зарубежной. Пусть вас не удивляют ссылки на американский и европейский опыт, ведь именно там зародилось само понятие продюсирования. Какими знаниями и качествами должен обладать человек, чтобы считаться современным продюсером многокамерной съемки? «Менеджер должен быть способен управлять неоднозначностью, неопределенностью и даже кажущимся хаосом» сказал один из ведущих американских теоретиков управления Томас Ретерс.* Продюсер должен: • уметь оценить потенциал идеи, • владеть знаниями в области гражданско-правового регулирования, • разбираться в авторском праве, • обеспечить финансирование, • формировать профессиональную съемочную группу, • разбираться в специфике оборудования, • заключать договоры и вести переговоры, • понимать суть постановочного проекта, • контролировать производство, • разбираться в искусстве монтажа, • анализировать законченный производством телевизионный проект, • быть лидером, • создавать благоприятный психологический климат, • уметь держать удары обстоятельств. Неплохо бы быть специалистом и в организации продвижения проекта и рекламы. Значение теории всегда возрастает в переломные моменты развития общества. Для России начало XXI века как раз и является переломным периодом. Именно в этот короткий промежуток времени произошел коренной слом сознания россиян. Стремительные изменения в технике и технологиях, переход на цифровое вещание, декларированный властью курс на инновации допускают надежды, что все эти изменения позволят нам занять достойное место в мировом телевизионном пространстве. Авторы данного пособия отдают себе отчет в том, что, даже досконально его изучив, продюсером можно и не стать. Любое пособие, даже толстый учебник — это лишь маяк, помогающий увидеть в бурном море нужное направление.
|