![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аудиовизуальных проектов
Способы привлечения и размер различных источников финансирования телеорганизаций, которые можно разделить на собственные, заемные и привлеченные, зависят от их организационно-правовой формы. Существуют также производные источники финансирования.
СОБСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ Доля этой группы в общем объеме источников финансирования варьируется в зависимости от положений учредительских документов и результативности деятельности компании. Для многих предприятий эта группа источников является определяющей и состоит из уставного и добавочного капиталов, резервов и прибыли. · Уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал, паевые взносы) формируется в момент организации компании за счет взносов учредителей. Его размер зависит от организационно-правовой формы организации и требований законодательства. Уставный капитал используется для финансирования как внеоборотных, так и оборотных активов. · Предприятия, зарегистрированные как акционерные общества, эмитируют акции. Акции относятся к группе именных ценных бумаг. Передача прав, удостоверенных именной ценной бумагой, осуществляется путем внесения изменений в реестр акционеров. · Добавочный капитал является дополнением к уставному фонду и образуется за счет эмиссионного дохода, прироста стоимости имущества при его переоценке, безвозмездно полученных ценностей. · Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Образование, распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов государства.
ЗАЕМНЫЕ, ПРОИЗВОДНЫЕ И ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА Заемные источники финансирования, как правило, предоставляются на основании финансового плана. Финансовый план в отличие от сметы расходов и доходов предполагает распределение потоков вложений и поступлений во времени по мере их возникновения. Финансовый план является одной из составляющих бизнес плана проекта. Для производящих организаций финансовый план должен содержать: • перечень расходов или смету на производство аудиовизуальной продукции* по основным группам себестоимости (приобретение авторских прав, зарплата с начислениями, материалы, услуги цехов, в том числе амортизация съемочного оборудования, изготовление и приобретение постановочного инвентаря, автотранспорт, командировочные расходы, прочие, накладные затраты); • перечень доходов, в качестве которых могут рассматриваться поступления от продажи прав собственности на аудиовизуальную продукцию, призовые и пр.; • прочие источники финансирования проекта · Кредиты являются одним из важнейших источников финансирования при производстве и прокате для организаций кино- и телеиндустрии. Они могут являться единственным необходимым и достаточным источником при реализации проекта. Все кредиты традиционно делятся на краткосрочные, которые выдаются на срок до одного года, а иногда и до двух лет, и долгосрочные, срок займа по которым составляет более одного года, Формами кредита признаются конкретные проявления движения ссудного капитала. Кредит может предоставляться в денежной или товарной форме. Также различают банковский, государственный, потребительский, внутрихозяйственный, коммерческий, международный кредит. Основной из перечисленных форм является банковский кредит. Кредиторами здесь выступают банки, а заемщиками могут выступать юридические и физические лица. Кредит выдается в денежной форме. Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица. Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданную продукцию (товары, услуги). Отсрочка платежа оформляется договором консигнации или векселями. Кредиты разделяются также и по обеспеченности. В качестве обеспечения могут быть приняты гарантии, ценные бумаги, депозиты, права на использование авторских прав на сценарий (при производстве многокомпонентных программ и телесериалов) или готовый продукт, прочее имущество. Рассматривают три следующие степени обеспеченности ссуды: 1) обеспеченная — сумма залога больше 100% от размера выданной ссуды и процентной задолженности; 2) недостаточно обеспеченная — сумма залога от 100% до 60% от размера выданной ссуды и процентной задолженности; 3) необеспеченная — сумма залога менее 60% от размера выданной ссуды и процентной задолженности. На предварительном этапе заемщик и банк согласовывают условия выдачи и погашения ссуды и формируют договор займа. В договоре устанавливаются различные параметры, такие как сумма, процент, схема погашения задолженности, срок, обеспечение, ставка рефинансирования, формула расчета процентов. Сумма выдаваемой ссуды (основной долг) определяется исходя из целевого назначения кредита. Так, например, сумма кредита на пополнение оборотных средств (кассеты для форматов SD, носители для форматов HD, диски, канцелярские товары, электроэнергия и др.) рассчитывается исходя из требуемого норматива за вычетом прочих источников финансирования, которые будут использованы на эти нужды. Кредит на финансирование основных фондов (ПТС, съемочная аппаратура, спецтехника, операторская техника, осветительная техника, автотранспорт и др.) выдается на сумму приобретения необходимой техники и оборудования с учетом затрат на доведение до состояния, пригодного к использованию, на таможенные пошлины и сборы, если аппаратура импортируется. Чаще всего для съемочного процесса независимые производители арендуют необходимые основные средства. В этом случае сумма кредита рассчитывается исходя из согласованных лизинговых или арендных платежей за весь срок съемочного процесса. Процент (цена кредита) устанавливается кредитным комитетом банка и зависит от размера совокупного риска реализации аудиовизуального проекта, доли собственных вложений, валюты, в которой предоставляются средства, а также от степени участия банка в будущих доходах от проката. Схема погашения кредита также влияет на размер процентов, которые устанавливаются банком. Чем чаще предполагается списывать задолженность, тем меньший процент назначается. Существуют четыре базовые схемы погашения кредита. 1. Вся сумма задолженности списывается в конце срока разовым платежом. Источником финансирования при такой схеме является реализация полностью или частично прав на прокат (показ) АВП, характерным примером является экранная продукция, создание которой, занимает непродолжительное время: реклама и клипы. 2. Сумма кредита списывается равными долями в течение всего срока договора. Этот способ погашения выбирается банками для списания суммы предоставленного кредита. При этом основной долг с каждым следующим платежом уменьшается. 3. Сумма задолженности списывается по частям методом треугольника вверх. Источником финансирования при такой схеме являются средства от проката (показа). Авторские права на готовую продукцию остаются у производителя. Этот способ погашения выбирается банками для погашения процентов по ссуде. Проценты рассчитываются от суммы остатка основного долга. 4. Сумма кредита списывается по частям методом треугольника вниз. Источником финансирования при этой схеме могут быть средства, полученные в качестве новых кредитов, предоплаты, оплаты за первые серии. Ставка рефинансировании я — цена, по которой Центральный банк Российской Федерации продает кредиты другим коммерческим банкам, — фиксируется на дату начала кредитования. Началом считается перевод денежных средств на счет заемщика. Ставка рефинансирования используется как мера возможного отнесения начисляемых процентов по кредиту на себестоимость предприятиями-заемщиками в соответствии с Налоговым кодексом РФ от 2002 г. С последующими дополнениями и изменениями. Формула расчета процентов позволяет определить общую сумму долга по кредиту. Различают простые, сложные проценты, полную формулу сложных процентов и непрерывное начисление. Расчеты процентов предполагают процедуру наращивания первично вложенного капитала до некоторой величины в будущем. Процедуру наращивания за последнее время принято называть компаундингом. Обратная задача поиска первоначальной суммы при известных значениях процента, срока и наращенной суммы в будущем называется дисконтированием. Размер кредитной линии показывает уровень финансового имиджа заемщика. Может открываться лишь для того, чтобы привлечь прочих инвесторов. Реально же средства кредитной линии не используются при производстве и прокате (показе) АВП, являясь мерой финансовой прочности и гарантией привлекательности кинопроекта. Развитие банковской системы привело к необходимости использовать группы экспертов, которые оценивают стоимость драгоценных камней и изделий, художественную и историческую ценность предметов залога, творческие идеи, театральные и кинопроекты и пр. Открытие кредитной линии свидетельствует о проведенной экспертизе и ее положительном результате, что обеспечивает приток новых инвесторов.
ПРИВЛЕЧЕННЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ К привлеченным источникам финансирования относятся деривативы* (финансовые инструменты). В телеиндустрии практикуются разновидности деривативов - опционы, фьючерсы и форварды. Опцион — двухсторонний договор о передаче права купли-продажи базисного актива по фиксированной цене на и (или) до определенной даты в будущем. Фьючерс — ценная бумага, удостоверяющая вид срочной сделки на бирже по купле-продаже активов по фиксированной цене на момент заключения сделки, с исполнением операции через определенный промежуток в будущем. Форвард — разновидность срочной внебиржевой сделки с договорной ценой на актив. Производные источники финансирования рассматриваются в качестве нетрадиционных источников финансирования. Телеорганизация — производитель в процессе съемок или перед их началом может выпускать в обращение (продавать) права на прокат(показ), перепродажу или тиражирование АВП, запускаемого в производство. Права продаются с фиксированной ценой и заданным объемом (например, право на 2000 копий рок-концерта, телевизионной программы, серии матчей по цене 100 руб. за DVD диск). Производные ценные бумаги также являются инструментами хеджирования (страхования) активов от различных видов рисков, возникающих на финансовых рынках (например, изменение процентной ставки на кредиты, колебание курса валют и т. д.). В телеиндустрии существенную роль играют также и другие виды и источники финансирования, такие как деньги меценатов и спонсоров. Производство программ осуществляется и в соответствии с целевым финансированием под конкретный заказ. В этом случае финансовые средства поступают соответственно от бюджетов (государства, республики, муниципалитета) либо от частных заказчиков в форме авансирования или предоплаты.
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ Основным и наиболее значительным источником финансирования государственного телерадиовещания остается федеральный бюджет. Кроме ассигнований из федерального бюджета общий фонд финансовых средств государственных телерадиокомпаний формируется за счет поступления их из других источников, в которые входят: · ассигнования из местных бюджетов; · доходы от рекламно-коммерческой деятельности ГТРК, включая средства от проведения валютных операций; · спонсорские поступления; · финансирование отдельных мероприятий ГТРК из других внебюджетных источников. Анализ по конкретным видам поступлений для определения соотношения между различными источниками финансирования в региональных ГТРК показал, что ассигнования из регионального и местного бюджета в тех или иных размерах присутствуют в бюджетах более половины региональных ГТРК. Их величина в различных компаниях колеблется от 1 до 85%. В структуре фонда финансирования отрасли эта величина составляет 2–5%. Учитывая хронический недостаток финансовых средств, следует говорить о государственном заказе как о части программной деятельности правительства РФ и ТРК в области экранных искусств. Введение понятия «государственный заказ» преследует следующие цели: · создание равных экономических условий для всех игроков телерынка; · определение объема финансовых средств из федерального бюджета при разработке целевых программ развития отрасли; · составление среднесрочных прогнозов социального развития и других документов прогнозного и планового характера. Целесообразность введения госзаказа определяется совокупностью факторов. Под государственным заказом следует понимать создание и распространение программ определенного объема и содержательной структуры (виды и типы передач), контролируемые государством в лице уполномоченного на это органа и финансируемые за счет средств федерального бюджета. Доходы от рекламно-коммерческой деятельности для производителей АВП всех форм собственности являются наиболее весомым дополнительным средством финансирования. В категорию компаний, «живущих за счет рекламы», попадают телерадиокомпании, расположенные в основном в крупных культурно-промышленных центрах, однако четко закрепить этот фактор как основополагающий для развития рекламно-коммерческой деятельности в крупных городах пока, вероятно, преждевременно, так как во многих других городах, обладающих сходным потенциалом, эти доходы составляют значительно меньшую величину. Стабильно низкий удельный вес от рекламной деятельности имеют телерадиокомпании дотационных регионов. Средства от спонсорских вложений в создание телерадиопрограмм составляют весьма незначительную величину — от 1% до 2, 5 % в общем фонде финансирования ГТРК. Связано это, прежде всего с нелепостью существующего законодательства в области рекламы и отсутствием закона о телевидении, существующего в том или ином виде во всех развитых, не говоря о демократических, странах. В негосударственных телекомпаниях эти проблемы, но не в столь острой форме, также существуют. Основными факторами, обеспечивающими экономическую самостоятельность негосударственных компаний в отличие от ГТРК, следует считать: · «курирование» их преуспевающими в финансовом отношении негосударственными структурами; · разнообразие инструментов и способов финансирования АВП; · отсутствие жесткого идеологического контроля со стороны государства; · «необязательность» создания социально значимых передач, которые, как правило, менее привлекательны для рекламодателей по сравнению, например, с покупной зарубежной телепродукцией. Для компаний, специализирующихся на производстве программ внестудийного вещания, создаваемых многокамерным методом съемки, кроме вышеперечисленных форм и способов финансирования существенную роль играют также сдача комплексов ПТС в краткосрочную аренду, продажа прав на трансляцию, а для спортивного вещания — хостбродкастинг.
|