Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава III демонстративная праздность
Непосредственный результат такой борьбы, как та, ' которая только что была описана в общих чертах, если бы в ее процесс не вмешивались другие экономические силы или другие особенности соперничества, заключался бы в том, чтобы делать людей трудолюбивыми и бережливыми. И такой результат " наблюдается в' той 'мере и постольку, поскольку он касается низших слоев, для которых производительный труд является обычным средством к приобретению материальных' ценностей. Это справедливо " главным образом в отношении трудящихся слоев оседлой общности людей, находящейся на аграрной ступени общественного производства, в которой существует значительное дробление собственности и где законами и обычаями этим слоям обеспечивается более или менее определенная доля продукта общественного производства. Этим низшим слоям в любом случае не избежать труда, и трудовая повинность поэтому не является для них особо унизительной, по крайней мере в пределах своего слоя. Они, поскольку труд является тем образом жизни, который ими осознан и с которым они примирились, скорее, испытывают некоторую соревновательную гордость оттого, что их работа носит производительный характер. Причем это нередко единственная доступная им область, соперничества. Среди тех, для кого приобретение и соперничество возможны только в сфере производительности и бережливости, борьба за денежную престижность в известной мере выливается в повышенное усердие и крайнюю осмотрительность в расходах. Однако в процессе соперничества выдвигаются определенные вторичные факторы, о которых еще будет идти речь, видоизменяющие весьма существенным образом соперничество и удерживающие его в рамках этих направлений как среди слоев, лежащих ниже в денежном отношении, так и среди денежного класса. Совсем иначе, однако, обстоит дело с занимающим высшее положение денежным классом, который представ- 6«83
ляет для нас здесь непосредственный интерес. Этот класс также не.лишен стимула к усердию и экономии, однако вторичные факторы денежного соперничества столь сильно определяют его действие, что практически подавляется всякая тенденция в этих направлениях и стимул к усердию не получает практически никакого выражения. Самым сильным из вторичных факторов соперничества, как и самым широким по масштабам воздействия, является требование воздержания от производственной деятельности. Это особенно справедливо в отношении варварской стадии развития культуры. В привычном мышлении людей в условиях хищнической культуры труд начинает.ассоциироваться со слабостью и подчинением хозяину. Труд, следовательно, является показателем более низкого положения и становится недостойным высокого звания человека. Благодаря этой традиции труд воспринимается как унижающий достоинство, и традиция эта отнюдь не умерла. Наоборот, с развитием социальной дифференциации она приобретает силу аксиомы благодаря старинному, неписаному и не вызывающему сомнения закону. Для^того чтобы заслужить и сохранить уважение лю-.дей, недостаточно лишь обладать богатством и властью. Богатство или власть нужно сделать очевидными, ибо ува-" женйё" оказывается только по представлении доказа-_Ъельств. _И_, с; видетельство богатства не только служит тому, чтобы внушать другим представление о своей важности' и поддерживать вживе н в бдении ощущение своей значимости в других людях, — оно едва ли не так же полезно в создании и оберегании своего самодовольства. На всех ступенях развития культуры, кроме низших, человек обычного склада ума находит утешение в чувстве уважения к самому себе и поддерживает его «приличным окружением» и.устранением от «низких обязанностей». Вынужденный отход от привычного ему уровня приличий, будь то в личном имуществе или в виде и размере его повседневной деятельности, воспринимается — даже помимо осознания того, имеет ли он одобрение или неодобрение со стороны товарищей, — как ущемление его человеческого достоинства. Архаичное представление о различии низкого и почетного в образе жизни человека и сегодня остается весьма и весьма сильным. Настолько сильным, что мало кто из «класса лучших» не обладает инстинктивным отвращением к черной работе. Мы живо воображаем себе нечистоту, Которую стало ритуалом приписывать в особой степени тем.'занятиям, что по привычке мысленно связываются у нас с домашней прислугой. Как представляется всякой личности изысканного вкуса, определенные обязанности, которые, по обыкновению, возложены на слуг, неразрывно связаны с осквернением души. Плебейское окружение, захудалые, т. е. недорогие, жилища и грубые занятия в общем производстве подвергаются безоговорочному презрению и избегаются. Эти вещи несовместимы, с жизнью на удовлетворительном духовном уровне — с «высокими мыслями». Известная...степень праздности и освобождения от...непосредственного контакта с такими производственными процессами, которь1е" отвёчают первоочередным повседневным целям человеческой жизни, со времен древнегреческих 'философов и' до" настоящего" времени неизменно воспринимаются-теми, кто над этим задумывается, как предпосылка к достойной, или красивой, или даже безупречной жизни. Сама по себе праздная жизнь (и все < Пге~й'~ связанное) " облагораживает человека и " является прекрасной в глазах всех цивилизованных людей___ __.. Это личное, субъективное значение праздности и дру В-течение собственно хищнической стадии и особенно следующих за ней ранних стадий квазимиролюбивого развития производства праздная жизнь являлась самым наглядным и убедительным доказательством денежной силы, а-следовательно, " и превосходства в силе вообще. Причем всегда нри условии, что праздный господии может продемонстрировать свой.покой и блаженство. На этой стадии богатство состоит главным образом из рабов, а выгоды, происходящие из обладания таким; богатством и властью, имеют форму в основном личного услужения и его непосредственных плодов. Демонстративное воздержание от труда становится, таким образом, традиционным признаком превосходства в денежных успехах и общепризнанным показателем степени заслуженного почета. И наоборот, так как прилежание в производительном, тру- 85. § т де ~есть признак бедности и подчинения, оно становится: 'несовместимым с престижным положением в общесгёгег Таким образом, привычки прилежания и бережливостй~н& = получают постоянной поддержки со стороны денежного* соперничества, широко распространенного в обществе. Наоборот, этот вид соперничества вовсе не содействует участию в производительном труде. Труд неизбежно стал бы позорным, будучи свидетельством бедности, если бы даже-он не стал считаться неблагопристойным занятием уже-при той древней традиции, что была унаследована от более ранней культурной стадии. Старинный обычай" хищнической культуры заключается в том, что произво--дительных усилий следует остерегаться как недбстойных для здоровь1х~Тё" лом людей, и этот обыч'ай укрепляется, а " " отнюдь не отбрасывается при переходе от хищнического-к квазймиролюбивому образу жизни. Если бы институт праздного класса не возник сразу же с появлением частной собственности, уже в силу бесславия, приписываемого занятости в производительном труде, он появился бы в любом случае в качестве одного из первых последствий обладания собственностью. И нужно заметить, что, хотя праздный класс существовал в принципе со времен зарождения хищнической культуры, с переходом от хищнической к следующей за ней денежной стадии культуры институт праздного класса наполняется новым смыслом. Именно с этого времени и впредь он и является «праздным классом» как на деле, так и в теории. К этому моменту институт праздного класса восходит в своем законченном виде. J3 течение собственно хищнической стадии различие между праздным классом и трудящимися слоями является до некоторой степени лишь формальным. Здоровые мужчины^ревностно чуждаются всего, что в их представлении является рабской повинностью, однако на самом деле их деятельность ощутимым образом способствует под-дерн-; анию...жизни группы. Последующая стадия квази-'мирного производства обычно характеризуется установившейся системой рабского труда, стадами скота, слоем подневольных табунщиков и пастухов; производство продвинуто настолько, что общество уже больше не зависит от средств к существованию, добываемых охотой или каким-либо другим видом деятельности, которую можно безусловно отнести к разряду доблестной. С этого момента и далее отличительной чертой в жизни праздного клас- «а является демонстративное освобождение от всяких по--лезных занятий. Обычные, характерные занятия праздного класса в значение для рассматриваемого вопроса, что основным" мотивом участия праздного класса в этих" занятиях, не- " " •сомненью, не является, увеличение состояния посредством' производительных,.усилий. На этой, как и на любой другой", " стадии развития общества правление и войны', по крайней'мере отчасти, " осуществляются для денежной'прибыли" тех, кто в них' участвует, 'но это — прибыль, ' получаемая почетным способом: захватом и " обращением в свою-'полЪ* зу. Эти занятия носят характер хищнического, а не производительного промысла. Нечто подобное можно сказать и об охоте, но с одним отличием. Когда общество выходит дз собственно охотнической стадии, в охоте начинают выделяться два различных занятия. С одной стороны, это занятие, осуществляемое главным образом ради прибыли, и элемент доблести в нем практически отсутствует либо, во всяком случае, не присутствует в достаточной степени, чтобы на это занятие не падала тень прибыльного про-доысла. С другой стороны, охота — это также развлечение, попросту проявление хищнического побуждения. В качестве такового она не представляет собой никакого ощутимого денежного стимула, • однако, содержит более или ме-.нее явный элемент доблести. Именно это" последнее обстоятельство избавляет рхоту_ от ^неблаговидности, которой обладают ремесла, поэтому она достойна поощрения 'и весьма хорошо вписывается в образ жизни развитого.праздного класса. ...• Воздержание от труда теперь является не только по-» летным или похвальным делом, но становится тем, что.необходимо для благопристойности. Собственность как.основа почтенности является самым простым и настоятельным требованием на протяжении ранних стадий на-'копления состояния. Воздержание от труда традиционно.свидетельствует о состоятельности и, следовательно,. явля- ш Ф ется общепризнанным показателем положения в обществе; и это неотступное требование того, чтобы богатство' вознаграждалось, 'ведет'к еще более сильному настоянию-па праздности! ' Nota notae est nota rei ipsius. Согласно-установленным законам человеческого бытия, праздность,, являясь общепризнанным свидетельством обладания бо-гатством, закрепляется в образе мыслей людей как нечто,, что само по себе обладает значительными достоинствами1 и существенно облагораживает, тогда как производитель-* ный труд в то же самое время и по той же причине в двой-ном смысле становится недостойным. В довершение всего-тД)У.Й^Я-^0лько^г£ Озррен, ветглазах общества, но и морально' невозможен _ для благородных, рожденных свободными1 людей и несовместим с достойной жизнью/ Этот запрет на труд имеет значение для дальнейшей производственной дифференциации классов. Когда растет плотность населения и хищническая группа превращается в оседлую общность, законные власти и обычаи, регули^ рующие систему собственности, получают больший простор и согласованность в своих действиях. Вскоре затем1 практически становится невозможным накапливать богат-ство простым захватом и, что логично и последовательно, одинаково невозможным приобретать богатство путем производственной деятельности людям неимущим, но гордым. Им открыта другая возможность — жизнь в нужде или нищете. Везде, где срабатывает критерий демонстративной праздности, появляется второстепенный и в некотором смысле незаконнорожденный праздный слой — крайне бедный и кое-как перебивающийся в нужде и неудобстве, но морально не способный снизойти до прибыльных занятий. Опустившийся господин или дама, видавшая лучшие времена, — явление весьма частое и в наши дни. Это распространяющееся повсюду чувство унижения собственного достоинства при самой незначительной физической работе знакомо не только всем цивилизованным народам, но и народам менее развитого уровня денежной культуры. У лиц с повышенной чувствительностью, которым в течение долгого времени прививаются аристократические манеры, чувство постыдности физического труда может стать столь сильным, что в критической ситуации и при необходимости выбора голос инстинкта самосохранения будет оставаться без внимания. Так, например, рассказывают о некоторых полинезийских вождях, которые под давлением хороших манер предпочитали голо- дать, но не подносить пищу ко рту собственными руками. -Правда, по крайней мере отчасти, такое поведение могло произойти из-за чрезмерной святости или табу, связываемых с личностью вождя. Это табу сообщалось через прикосновение пальцев и делало все, чего касался вождь, 'негодным в качестве пищи человеку. Однако табу само является производным понятием от представления о не-.достойности труда или несовместимости труда с принципами морали; так что истолкованное в этом смысле поведение полинезийских вождей вернее следует канону почтенной праздности, чем может показаться вначале. Лучшим примером, или по крайней мере более очевидным, является случай с одним из королей Франции, который простился с жизнью из-за чрезмерной моральной стойкости при соблюдении правил хорошего тона. В отсутствие должностного лица, в обязанности которого входило передвижение кресла господина, король безропотно сидел перед камином, позволяя своей королевской персоне поджариться настолько, что его уже нельзя было спасти. Однако, поступая таким образом, он спасал свое Наихристианское высочество от осквернения низкими усилиями. Главное, верь — нечестиво душу предпочесть стыду, И из-за жизни погубить основы бытия. Уже отмечалось, что слово «праздный», в том смысле, -в каком оно здесь употребляется, _]не " означает лень или неподвижность. Оно ознадает|, непр.ризводительнре потреб-> ление времени. Время потребляется непроизводительно, • во-первых, вследствие представления о недостойности производительной работы и, во-вторых, как свидетельство возможности в денежном отношении позволить себе жизнь в безделье. Однако праздный господин не проводит всю свою жизнь на глазах у зрителей, которых нужно впечатлять сим зрелищем почтенного досуга, по идеальному замыслу эту жизнь и составляющего. На некоторое время его жизнь по необходимости удаляется от взоров, и об этом личном времени, которое проводится не на публике, праздный господин должен ради своего доброго имени уметь дать убедительный отчет. Ему следует найти какое-нибудь средство для очевидного доказательства досуга, проводимого не на виду у зрителей. Это можно сделать только косвенно, посредством осязаемых, неэфемерных результатов досуга, проведенного таким образом, — аналогично уже знакомой демонстрации осязаемых плодов
il' -tl тения некоторой опытности в соблюдении внешних приличий. Та часть достопочтенной праздной жизни, которая проводится не на глазах у зрителей, лишь в той мере может служить поддержанию репутации, в какой она приводит к осязаемым, наглядным результатам, которые можно сравнить и соизмерить с результатами такого же рода, предъявляемыми соперничающими соискателями почета. Подобные явления в области праздного поведения, умение себя держать и прочее логически вытекают просто из постоянного воздержания от труда, даже когда субъект не задумывается о сути дела, усердно проникаясь духом праздной власти и состоятельности. Особенно верным представляется тот факт, что праздная жизнь, продолжающаяся таким образом в течение нескольких поколений, будет оказывать постоянное, прослеживаемое действие на личность конкретного индивида, а еще более — на его привычное поведение, манеру себя держать. Однако можно придать еще больше совершенства всей той опытности в соблюдении декорума, что приходит в результате пассивного усвоения привычки, а также всему тому, что указывает на накопленный поколениями опыт праздной жизни. Для этого нужно заботливо и усердно приобретать признаки достопочтенной праздности, а затем энергично и систематически демонстрировать эти побочные признаки освобожденности от работы. Попросту говоря, это тот момент, в котором достижению благопристойной опытности в приличиях праздного класса могут существенно •содействовать прилежные усилия. и денежные расходы. И наоборот, чем больше степень опытности и чем очевиднее высокая степень усвоения привычки следовать тому, что не служит никакой прибыльной или какой другой полезной цели, тем значительнее потребление времени и денег, подразумеваемое как необходимое для приобретения нужных навыков, и тем значительнее создающееся в результате доброе имя. В условиях соперничества за совершенное овладение хорошими манерами развитие необходимых навыков отнимает немало усилий; отдельные элементы благопристойности развиваются во всеохватыва-. ющпй порядок, подчинение которому требуется от всех, кто хочет считаться безупречным в смысле репутации. И следовательно, с другой стороны, та демонстративная праздность, которая способствует развитию хороших манер, превращается постепенно в старательные упражне- ния по умению держать- себя, в воспитание вкуса, т. е. в умение разбираться в том, какие предметы потребления отвечают приличию и каковы отвечающие приличию способы их потребления. В этой связи стоит обратить внимание на то обстоятельство, что в преднамеренном производстве культурного-класса использовалась возможность выработки в человеке,, в его поведении патологических и других индивидуальных особенностей путем тонкого имитирования и систематичен ской тренировки, что часто сопровождалось очень благо^ приятным результатом. Таким образом, в процессе развит тия того, что попросту называется снобизмом, в значительном ряде случаев в семьях и родословных достигается «синкопированное» благородное воспитание, ускоренная-эволюция знатного происхождения. Это «синкопирован-ное» благородное происхождение приводит к тому, что среди факторов, определяющих положение праздного-класса в обществе, знатное происхождение никоим образом не уступает другим факторам, которые, быть может,, соответствуют и более долгой, но не столь энергичной под-^ готовке в соблюдении денежных приличий. Наблюдается, далее, соизмеримая степень соответствия: признаваемому в данное время обществом кодексу щепе--тильных особенностей в отношении приличествующих способов и средств потребления. В этом отношении можно1 сопоставить различия между двумя людьми в степени1 соответствия идеалу, можно также с некоторой степенью-точности сортировать людей, ранжируя их по шкале хоро^ ших манер и воспитанности. В этом отношении оказание почтения производится обычно слепо, на основании соответствия принятым канонам вкуса и без сознательного-учета, денежного положения или степени праздности, в которой живет какой-либо данный кандидат в почтенные люди; однако каноны благовоспитанности, согласно которым производится такая оценка, находятся в.постоянном подчинении закону демонстративной праздности, на самом деле претерпевая постоянные изменения и подвергаясь пересмотру для приведения в тесное согласие с его требованиями. Так что, хотя непосредственное основание для различий.и может быть иным, все-таки общим принципом1 благовоспитанности и ее испытанной пробой является требование существенного и очевидного расхода времени. В пределах этого принципа может наблюдаться значительный диапазон отклонений, однако это — видоизменения которые заняты самым явным и непосредственным обслу^ После того, как достаточное распространение получает практика использования особого корпуса слуг, чтобы тат ким образом являть публике свою демонстративную праздг ность, в тех службах, где слуги должны выставляться напоказ, предпочтение начинает отдаваться мужчинам. Мужчины, особенно здоровые, красивые лицом парни-, каким подобает быть слугам у дверей и прочим лакеям, явно более впечатляющи, да и обходятся дороже, чем женщины. Они лучше подходят для. такой работы, так как выказывают большее расточение времени и сил. Следовательно, в экономическом укладе праздного класса работающая жена-хозяйка времен раннего патриархата со свог ей свитой усердных служанок вскоре уступает место неработающей госпоже и лакею. Во всех сферах и областях общественной, жизни, на Однако BojMHoroM^3Tii службы, относимые в сегодняшней повседТйвТюй жизни к_заботам_о„доме, а также многие из «удобстк»", требующиеся культурному человеку для благополучного существования, носят характер церемоний; 100 ': Следовательно, их нужно должным образом отнести к про-.явлению праздности в том смысле, в каком здесь употребляется этот термин. Хотя эти службы могут быть главным образом или всецело церемониальными по своему характеру, тем не менее иногда они являются настоятельно необходимыми условиями личного блага. Однако, даже если они лишаются таких свойств, они все же остаются настоятельно необходимыми, так как потребность в них воспитывалась в нас под традиционным страхом нечистоты или неблагопристойности. При их отсутствии мы испытываем чувство неудобства, но не потому, что это прямо приводит к физическому неудобству; чувство вкуса, не привыкшего различать, что считается дурным и что считается хорошим, не будет оскорблено и при их отсутствии. В той мере, в какой сказанное справедливо, : труд, затрачиваемый на выполнение таких служб, следует относить к праздности, и, если только они выполняются не экономически независимым главой хозяйства, их следует относить к подставной праздности. Подобная праздность хозяек дома и лакеев, называясь заботами о доме, может зачастую превращаться в утомительную тяготу — особенно в окружении достойных соперников, когда борьба за почтенность дома принимает напряженную форму. Так нередко бывает в современной жизни. В этих случаях службу, включающую выполнение обязанностей домашней прислугой, можно было бы справедливым образом назвать расточительными усилиями, а не подставной праздностью. Однако последний термин имеет то преимущество, что указывает на происхождение и развитие функций прислуги, а также дает точное указание на реальную экономическую, основу их полезности, ибо эти занятия полезны главным образом как. способ придания денежной почтенности хозяину дома или членам его семьи на том основании, что в доддержку этой почтенности демонстративным образом расточается определенное количество времени и сил. Таким образом, возникает побочный, или производный, праздный слой. Его функция — представлять праздность подставным образом, ради почета первичного, законнорожденного праздного класса. Этот подставной праздный слой отличается от собственно праздного класса по характерному признаку — свойственному ему образу жизни. Праздность слоя господ—. это проявление предрасположения, по крайней мер°. показного, избегать труд, эта празд- -101 ; I, a РТ> -Н8 '. ность, как полагают сами господа, приумножает их благополучие и заполняет жизнь; а праздность слоя слуг, освобожденных от производительного труда, является в некотором роде вынужденной и обычно не направлена или 'направлена не в первую очередь на их собственное благо. Праздность слуги — это не его собственная праздность. Покуда он является в полном смысле слугой, не будучи в то же самое время представителем низшего слоя собственно праздного класса, его праздность протекает обычно под видом специализированной службы, отвечающей тому, чтобы способствовать проявлению жизни своего господина во всей ее полноте. Свидетельство такого отношения подчиненности очевидным образом присутствует в поведении и образе жизни слуги. Подобное часто справедливо и в отношении жены хозяина дома на протяжении продолжительной экономической стадии, в пределах которой жена все еще является прежде всего служанкой, т. е. пока остается в силе семья с мужчиной во главе. С тем чтобы отвечать требованиям образа жизни праздного класса, слуга не только должен выказывать подчиненность своего положения, но и демонстрировать специальную выучку и навык подчинения. Жена или слуга должны не только выполнять определенные функции, но и выказывать подчиненное положение; столь же настоятельным требованием является то, что они должны обнаруживать приобретенные навыки в тактике подчинения — сообразно с усвоен-' ными канонами демонстративной праздности. Даже сегодня именно эта способность, это приобретенное искусство внешних проявлений подчиненного положения составляет главный элемент полезности наших высоко оплачиваемых слуг, равно как и одно из главных украшений благовос-• пптанной хозяйки дома. Хороший слуга должен знать свое место — это первое необходимое качество, и его наличие должно быть заметно. Не достаточно, чтобы он умел выполнять те или иные нужные физические операции, он обязан, помимо всего прочего, уметь выполнять их по должной форме. Можно было бы сказать, что домашнее услужение является не физической, а духовной функцией. Постепенно вырастает разработанная система приличий, специфическим образом регулирующая способ должного представления подставной праздности слуг. Всякий отход от этих формальных канонов должен вызывать резкое осуждение не только потому, что он выказывает недостаток в физической результатив- ности или же потому, что говорит об отсутствии рабского расположения, темперамента, но и потому, что при ближайшем рассмотрении свидетельствует об - отсутствии специальной подготовки. Специальная подготовка в лич^ ном услужении стоит сил и времени, и там, где она явно присутствует в достаточно высокой степени, она доказывает, что слуга, ее имеющий, не занят производительным трудом и никогда не был к нему привычен. Специальная подготовка — prima facie свидетельство подставной праздности, распространяющееся не только на настоящий момент, но имеющее обратную силу. Так что услужение со специальной подготовкой имеет ту полезность, что но только удовлетворяет инстинктивную расположенность господина к доброму, искусному мастерству, его наклонность к демонстративному господству над теми, чьи жизни подчинены его собственной, но и ту, что оно делает очевидным гораздо большее потребление человеческого труда, чем демонстрировалось бы просто текущей праздностью в исполнении слуги, не получившего специальной подготовки. Слуга, разливающий вино за столом благородного господина, или лакей, открывающий дверцу его экипажа, будет наносить серьезный урон, если он исполняет, свои обязанности так неуклюже, что наводит на мысль о том, что, быть может, он больше привык пахать землю или пасти овец. Такая неуклюжая работа будет означать, что господин не в состоянии обеспечить себя слугами, прошедшими специальную выучку; другими словами, это будет предполагать его неспособность платить за потребление времени, сил и наставлений, требующихся для того, чтобы подготовить слугу для специальной службы в условиях жесткого кодекса внешних приличий. Если в исполнении слугой своих функций обнаруживается недостаток средств со стороны его господина, это исполнение не достигает фактически самого основного своего назначения, ибо главная польза от прислуги — это то, что она представляет собой доказательство. платежеспособности хозяина. Может сложиться такое представление, что под только что сказанным имелось в виду, будто ущерб от неподготовленного слуги заключается в прямом намеке на его недорогую стоимость или бесполезность. Это, конечно, не так. Существующая связь гораздо более опосредованна. Здесь происходит то, что вообще часто имеет место. Все, что поначалу представляется нам оправданным на той пли. иной основе, вскоре становится для нас привлекательным
'Hi trl как что-то само по себе благодатное, уже покоящееся в Когда уровень состояния, признаваемый общественным мнением престижным, становится выше, усложняется система владения прислугой и ее использования. Приобретение в собственность и содержание рабов, занятых в материальном производстве, свидетельствует о богатстве и доблести, а содержание ничего не производящих слуг — о еще большем размере состояния и более высоком положении. На основании этого принципа возникает сословие прислуги — чем многочисленнее, тем лучше, — у которой одна обязанность — тупо прислуживать особе своего владельца и таким образом служить очевидным доказательством его способности, не производя, использовать значительное количество подчиненного труда. Затем происходит разделение труда среди прислуги и тех, кто находится в зависимости и чья жизнь проходит в поддержании почета праздного господина. При этом, тогда как одни занимаются за пего материальным производством, другие, обычно во главе с женой или главной женой, потребляют за него, демонстрируют праздность, представляя тем самым очевидное доказательство, что их хозяин способен нести большие денежные убытки, которые не вредят его незаурядной состоятельности. Этот очерк, дающий в несколько идеализированном и схематичном виде картину развития домашнего услужения и указывающий на его природу, оказывается в наи- более близком сходстве с той культурной стадией, рая была названа здесь квазимиролюбивой стадией производства. Именно на этой стадии личное услужение впервые поднимается до положения экономического института и занимает значительное место в образе жизни общества. В ходе развития культуры квазимиролюбивая стадия идет за собственно хищнической стадией — это две последовательные фазы варварства. Характерная черта -квазимиролюбивой стадии — официальное соблюдение мира и порядка, при всем том, что на этой стадии в жизни общества существует слишком много элементов принуждения и классового антагонизма, чтобы называть ее миролюбивой в полном смысле этого слова. Для многих целей с любой другой точки зрения, отличной от экономической, можно было бы с тем же успехом назвать ее стадией ста-'туса. Этим термином вполне подытоживается способ установления различий между людьми, а также духовное-состояние людей на этом культурном уровне. Но в качестве описательного термина как для указания на тенденцию развития производства, так и для характеристики; преобладающих в этот момент экономического развития: способов производства термин «квазимиролюбивый» кажется предпочтительным. В том, что касается обществ западноевропейской культуры, эта фаза экономического развития, вероятно, ушла в прошлое, за исключением малочисленной, хотя весьма бросающейся в глаза части членов общества, в ком привычки мышления, свойственные варварской культуре, претерпели лишь относительно слабое разложение. Личное услужение все еще является элементом большой экономической важности, особенно в том, что касается распределения и потребления благ, но даже и здесь его относительное значение ранее было несомненно меньше. Наивысшее развитие подставной праздности приходится на прошлое, а не на настоящее, а его наилучшее выражение в настоящее время следует искать в образе жизни высших слоев праздного класса. Современная культура многим обязана этому классу: сохранением традиций, обычаев и образа мышления, бытовавших на уровне более архаичной культуры, где они получили самое широкое1 распростра--нение и наиболее результативное развитие.:..,;.:, " В современном.промышленном обществе 'так; высоко развиты, механические приспособления, - 'используемые; в.повседневной жизни'для 'создания-.благ и удобств, что I f til > \; •пая прислуга или, вернее, любого рода домашняя прислу-та нанимается кем-либо практически лишь в силу канона 'почтенности, перенесенного традицией из прежнего общественного уклада. Единственным исключением будет прислуга, нанимаемая для ухода за лицами нездоровыми и Слабоумными. Однако такую прислугу надо относить не к категории домашних слуг, а к категории квалифицированных сиделок, являющихся, следовательно, видимым, а не •действительным исключением из правила. - Непосредственным мотивом того, чтобы содержать •домашнюю прислугу, к примеру, в умеренно обеспеченном семействе в наши дни, выступает (внешне) тот факт, что члены семейства не способны, не испытывая при этом неудобства, охватить всю работу, необходимую такому современному институту, как дом. А причинами того, что они не в состоянии сделать это, являются, во-первых, то, что у (шх чересчур много «общественных обязанностей», и, во-вторых, то, что работа, которую нужно сделать, -слишком трудна и ее слишком много. Эти две причины можно переформулировать следующим образом. (1) В условиях подчинения кодексу благопристойности силы и -время членов такого семейства должны представительным •образом тратиться в" актах демонстративной праздности, ! вроде визитов, катаний, клубов, кружков кройки и шитья, Спортивных, развлечений, участия в благотворительных 'организациях, а также в других подобных социальных -функциях..Те лица, чье время и энергия заняты в таких -делах, признаются, что все эти церемоний, как и внимание, которое, между прочим, уделяется одежде и другим •вида'м' демонстративного потребления, очень утомительны, но совершенно неизбежны. (2) В условиях подчинения: требованию демонстративного потребления атрибуты.человеческой.'; жизни — такие, как жилище, обстановка, экзотические безделушки, гардероб, питание, '—стали столь сложными и обременительными, что потребители не могут должным образом справиться, с ними без посторонней помощи. Личный контакт с нанятыми людьми, которые призваны " на помощь для выполнения заведенного благопристойного порядка, обыкновенно вызывает неудовольствие домашних, но их присутствие терпят, за него платят, с тем чтобы передавать им долю обременительного потребления. материальных благ. Присутствие в доме прислуги,; а в~особой мере— категории личной прислуги является уступкой в физическом удобстве ради удовлетворения -106 моральной потребности в денежной благопристойности. Проявления подставной праздности в современных
было обязанностью женщин, а потреблять — прерогативой мужчин благородного происхождения и воспитания. Пьянство и другие патологические последствия свободного употребления алкогольных напитков и наркотиков, следовательно, могут стать почетными, будучи второстепенными признаками превосходящего статуса тех, кто в состоянии позволить себе такое удовольствие. Отклонения от нормы, вызванные подобными злоупотреблениями, широко почитаются среди некоторых народов за неотъемлемо мужские качества. Нередко названия определенных болезненных состояний человека, возникающих на такой почве, входили в разговорную речь в качестве синонимов слов «знатный» или «благородный». Симптомы дорогостоящих пороков являются общепринятыми признаками более высокого положения в обществе только на относительной ранней ступени развития культуры, имея тем самым тенденцию к тому, чтобы превратиться в достоинства и вызывать почтительное отношение общества; почтенность, закрепляющаяся за определенными дорогостоящими пороками, в течение долгого времени настолько сохраняет свою силу, что заметно ослабляет осуждение, с которым общество смотрит на мужчин состоятельного или знатного слоя, позволяющих себе неумеренную приверженность удовольствиям. Распространению неодобрения такого рода удовольствий, когда их позволяют себе малолетние, женщины или подчиненные, придает силы все то же завистное различие. Там, где в установлении условностей сохраняется сильное влияние примера, подаваемого праздным классом, можно наблюдать, как женщины все еще живут в том же традиционном воздержании от потребления «стимуляторов». Такой характер воздержания от употребления алкогольных напитков и наркотиков, которому следуют женщины из почтенных слоев, может показаться чрезмерной логической изощренностью в ущерб здравому смыслу. Однако факты, имеющиеся у каждого, кому интересно в них разобраться, постоянно говорят о том, что женщины проявляют большую умеренность благодаря принятой в обществе условности. Эта условность, -вообще говоря, проявляется сильнее всего там, где патриархальная традиция — традиция считать.женщину рабыней — по-прежнему удерживается и особенно сильна. В том понимании, -которое сильно видоизменилось по.-.-масштабам и строгости приложения, но которое ни в коем случае не утратило до •сих пор своего значения, эта традиция гласит, что женщи- \f.мышления в народе с самого основания формировался (1 ствий, потребление которых зависимым сословием ощу- '•*, тимым образом умаляло бы благо или. удовольствие *-.господ, а также тех предметов, потребление которых счи- лении многочисленного консервативного среднего класса ! • заслуживает неодобрения по меньшей мере по одной, если , не по обеим указанным причинам; является слишком зна- ' чительным, чтобы остаться незамеченным, тот факт, что .именно среди этих - слоев в странах германской • культуры, сохраняющих сильное чувство патриархальных -приличий, женщины должны в значительной степени подчиняться запрету на алкогольные напитки и наркотики. С многочисленными оговорками — их. становилось больше по мере того, как постепенно ослаблялись старые патриархальные обычаи, — общим правилом, которое представляется справедливым и обязательным, является то, что женщины должны участвовать в потреблении только ради блага их господ. Конечно, можно возразить, что расходы на женское платье и убранство дома — оче- • видное исключение из этого правила, однако впоследствии На ранних стадиях экономического развития потреб- • пение товаров, особенно высокосортных (идеально — все IU .-•Г. жит обыкновенно праздному классу. Это ограничение, вероятно, исчезает, по крайней мере формально, после того, как общество достигает в своем развитии более поздней, миролюбивой стадии с частной собственностью на.материальные ценности и системой производства, основанной на наемном, труде либо на мелком домашнем промысле.. Однако на ранней квазимиролюбивой стадии, когда формировалось и обретало постоянство так много традиций, посредством.которых институт праздного класса оказывал действие на дальнейшее развитие экономической жизни общества, это правило имело силу общественного закона. Оно служило.в качестве нормы, с которой стреми--лось сообразовываться потребление, и всякий заметный отход от нее следует рассматривать как отклонение, которое, конечно же, будет, исключено в ходе дальнейшего развития. Квазимиролюбивый праздный господин, далее, пе только вкушает хлеб насущный сверх необходимого - минимума для поддержания жизни и здоровья — его по • почетным, и наоборот, несостоятельность в потреблении Растущая разборчивость до мелочей в качестве еды, питья и т. д. вскоре затрагивает.не' только образ жизни, но также воспитание и духовное развитие праздного господина. Это уже не просто удачливый воинствующий самец, сильный мужчина, обладающий находчивостью, выдержкой и отвагой. Чтобы избежать -посмешища, он должен воспитывать свой вкус, ибо теперь, на него ложится хобязаность уметьгкак следует отличать в> потребляемых товарах «знатное происхождение» от «низкого». Он ста Для господина, живущего в праздности, демонстративное потребление материальных ценностей есть средство достижения уважения. По мере того как богатство сосредоточивается в его руках, его собственные усилия не обеспечат ему без посторонней помощи доказательств своего могущества. Следовательно, он приводит на подмогу друзей и соперников, прибегая к ценным подаркам и устраивая дорогие пиры и увеселения. Подарки и пиры, вероятно, имели другое происхождение, нежели - наивное хвастовство, но удобную возможность использования их именно с этой целью они приобрели очень рано, сохраняя за собой указанное свойство до настоящего времени. Роскошные увеселения, такие, как потлач * или бал, особенно.хорошо служат своему назначению. Соперник, которого хозяин угощает и развлекает, желая установить сравнение, таким способом обращается в средство, помогающее достижению цели. Он. осуществляет за хозяина подставное потребление и в то же самое время является свидетелем потребления тех излишков благ, которыми хозяин не в состоянии распорядиться без посторонней помощи, кроме этого, он превращается в свидетеля той легкости, с которой хозяин владеет правилами этикета. * Потлач — индейский праздник, на котором раздаются по- ствующее положение в социальной структуре, а его образ Жизни и нормы достоинства представляют собой нормы. почтенности для всего общества. Соблюдение этих норм,, до некоторой степени приблизительное, становится долгом всех, кто стоит на более низких ступенях социальной лестницы. В современном цивилизованном обществе пограничная линия между его слоями становится размытой и подвижной, и в любом обществе, где имеет место такая картина, норма почтенности, устанавливаемая высшими классами, распространяет свое влияние сверху вниз на всю структуру общества до самых низких слоев. В результате в качестве своего идеала благопристойности представители каждого слоя общества принимают образ жизни, вошедший в моду в следующем соседнем, вышестоящем слое, и устремляют свои усилия на то, чтобы не отстать от этого идеала. Боясь в случае неудачи поплатиться своим добрым именем, а также потерять уважение к себе, они вынуждены подчиняться общепринятому закону благопристойности, по крайней мере внешне. " " • Основа, на которой в конечном счете покоится хорошая репутация в любом высокоорганизованном обществе, — денежная сила. И средствами демонстрации денежной силы, а тем самым и средствами приобретения или сохранения доброго имени являются праздность и демонстративное материальное потребление. Собственно, оба эти способа, пока остается возможным их применение по мере движения вниз по ступеням социальной лестницы, - остаются в моде; и в тех более низких слоях, где эти два способа применяются, и та и другая обязанность в значительной мере передается в семье жене и детям. На более низкой ступени, где для жены становится неосуществимой какая бы то ни была степень праздности, даже показной, все-таки сохраняется демонстративное материальное потребление, осуществляемое женой и детьми. Глава семейства также может что-то делать в этом направлении и обычно на самом деле делает, однако при погружении на еще более низкие уровни, где бедность граничит с жизнью в трущобах, мужчина, а вскоре и дети практически, перестают потреблять материальные ценности ради видимости и " женщина остается практически единственной, кто демонстрирует денежную благопристойность семьи. Любое демонстративное потребление, ставшее обычаем, - не -остается без внимания ни в каких- слоях общества, даже самых'обнищавших. От последних".предметов этой : статьи потребления отказываются разве что под давлением жесточайшей нужды. Люди будут выносить крайнюю нищету и неудобства, прежде чем расстанутся с последней претензией на денежную благопристойность, с последней безделушкой. Нет ни одного класса и ни одной страны, которые бы столь малодушно поддавались давлению 'физических потребностей, что отказывали бы себе в удовлетворении такой высшей, или духовной, потребности. Как представляется из предшествующего обзора развития демонстративной праздности и демонстративного потребления, возможность использования как одного, так и другого в целях приобретения и сохранения почтенности заключается в элементе расточительства, общем для них обоих. В одном случае это излишняя трата времени и сил, в другом — излишнее материальное потребленпе. В обоих случаях это способы демонстрации факта обладания богатством; и они оба общепринятым образом признаются равноценными. Выбор одного из этих способов есть просто вопрос очевидной сообразности с обстоятельствами в той мере, в какой этот выбор не находится под влиянием других норм приличия, проистекающих из другого источника. На различных ступенях развития экономики предпочтение на основе целесообразности может отдаваться одному или другому способу. Вопрос заключается в том, какой из них окажется 'наиболее действенным по отношению к тем людям, на чьи убеждения необходимо оказать влияние. На практике этот вопрос решался по-разному, в зависимости от различных обстоятельств. Пока общество или социальная группа довольно малы и достаточно компактны, чтобы находиться под влиянием одного только факта, что всем все друг о друге известно, •т. е. пока социальное окружение, адаптация к которому диктуется требованиями почета, заключается в сфере личных знакомств индивида и соседской молвы, до тех пор оба способа дают примерно одинаковые результаты. Следовательно, на более..ранних ступенях развития и тот и другой будут примерно равным образом соответствовать цели. Однако, когда углубляется дифференциация общества и становится необходимым оказывать влияние на более широкое социальное окружение, потребление начинает брать верх над праздностью в качестве обычного средства демонстрации благопристойности. Это особенно справедливо во время поздней, миролюбивой экономической
1|Й; ; стадии. Средства коммуникации и: подвижность населения? '; Й|! представляют индивида на обозрение многих людей, не- .< 1j~-; j' имеющих, никаких других возможностей судить о его поч- )|}! тенности, кроме тех материальных ценностей (и, вероят- М у но, воспитания), которые он, находясь под непосредствен- 1| II ным наблюдением, в состоянии выставить напоказ. ; || i том же направлении и другим путем. Потребности совре- t.J i; мениой производственной системы нередко располагают '};!:! ' бок о бок индивидов и целые семейства, отношения меж- Ц i1 ду которыми имеют вряд ли какой другой смысл, кроме- [|Н момента сопоставления. Формально говоря, соседи часто- :; |Н даже не знакомы и не являются соседями по обществен- i; || •; ному положению, и все же их преходящее мнение может ; j|; j - быть в высшей степени полезно. Единственным реальным Щ I; средством внушить этим не проявляющим сочувствия на- fi.fi; блюдателям вашей повседневной жизни представление о- ц ill! вашей денежной состоятельности является неустанная : j; ji| демонстрация платежеспособности. В современном обще- jj •; ; стве наблюдается более частое посещение больших сбо- ; || \\ ршц людей, которым не известна повседневная жизнь ин- щ\}., дивида; это такие места, как церкви, театры, балы гости- jjj'f нпцы, парки, магазины и пр. С тем чтобы поразить ''||'; ] мимолетных наблюдателей и сохранить под их взорами «И1 довольство собой, подпись в собственной денежной силе ^|{; | должна быть сделана такими буквами, которые бы чита- J-|A лись на бегу. Следовательно, очевидно, что тенденция ! -S|! i! развития в настоящий момент заключается в повышении jijili возможности полезного использования демонстративного •jflllE потребления по сравнению с праздностью. •; *: [ |; как средства для поддержания репутации, а также выдви- < н11; - жение его в качестве одной из основ благопристойности в viu '; ! полной мере проявляется в тех сферах общества, где наи- '?; ']• р.| более широкое распространение получают социальные
У контакты индивида и где подвижность населения наибо- , ||11}1 лее велика. От городского населения для демонстратив- ''itiSi ного потребления требуется сравнительно большая часть '•Sf'Hji дохода, чем от сельского, и требование это является более •''FrJiJ " - настоятельным. В результате для поддержания прилич- (4:: | Pi ного внешнего вида.городскому населению, в. большей сте- |fj; i пени, чем сельскому, свойственна привычка жить впро- -•Щ-1\ голодь. Поэтому американский фермер, его жена и дети " {•jifij, заметно уступают как в своих манерах, так и в модности: своей одежды семье, например, городского ремесленника с равным доходом. Дело не в том, что городское население по природе гораздо больше жаждет происходящей от демонстративного потребления особого рода удовлетворенности, и не в том, что у, сельского населения в меньшем почете находится денежная благопристойность. Но в городе более определенными являются как преходящий характер действия этого способа доказывать денежную состоятельность, так и побуждение к нему. Поэтому к такому способу прибегают с большей готовностью, и городское население в борьбе за то, чтобы превзойти друг друга, поднимает норму демонстративного потребления на более высокий уровень; все это приводит в городе к сравнительно более высоким расходам, требующимся для того, чтобы указать на данную степень денежной благопристойности. Требование сообразности с такой более высокой общепризнанной нормой становится обязательным. Норма благо- • пристойности растет от слоя к слою, и под страхом утраты своего привилегированного положения необходимо жить на уровне требований приличного внешнего вида. Потребление становится более существенным элементом уровня жизни в городе, чем в сельской местности. • Среди сельского населения место потребления до некоторой степени занимают сбережения и благоустройство дома, которые посредством соседской молвы становятся достаточно известными, чтобы служить таким же общим целям создания денежной репутации. Эти домашние удобства и праздность — там, где позволяют себе праздность, — следует, конечно, тоже большей частью относить к статьям демонстративного потребления; и почти то же самое можно сказать и о сбережениях. То обстоятельство, что слой ремесленников откладывает сбережения в меньшем размере, несомненно, имеет место в результате того, что для ремесленника сбережения являются менее эффективным средством рекламы, направленной на окружение, в котором он находится, нежели сбережения людей, живущих на фермах и в маленьких городках. Среди последних каждый знает о делах, особенно о денежном статусе, любого другого. Рассматриваемое просто само по себе — взятое в качестве главного, — это добавочное побуждение, которому подвержены слои ремесленников и городских трудящихся, не может серьезно уменьшить размеры сбережений; однако, действуя в совокупности с другими мотивами, повышающими норму благопристойности в расхо- даху оно не -может не сдерживать тенденцию к сбереже нию весьма значительным образом., Как осуществляется действие этого канона почтенности, видно на удачном примере обычаев «посидеть за кружкой пива», «угостить», «покурить» в общественных местах, обычаев, распространенных среди городских рабочих и ремесленников и особенно среди более низких слоев городского населения. Работающие по найму печатники могут быть названы в качестве одной из социальных групп, среди которых такая форма демонстративного потребления пользуется большой популярностью, неся с собой известные, четко выраженные последствия, которые часто подвергаются осуждению. Привычки, присущие в этом отношении данному слою, относятся на счет некоего рода весьма неопределенной моральной неполноценности, которая ему приписывается, или пагубного влияния, которое каким-то необъяснимым образом, как предполагается, оказывает на нравы этих людей выполняемая ими работа. Что касается положения тех, кто работает в наборных и печатных цехах обычных типографий, то его можно резюмировать следующим образом. Мастерство, приобретенное в какой-либо одной типографии или городе, без труда используется почти в любой другой типографии или городе, т. е. инерция, связанная со специальным обучением ремеслу, незначительна. К тому же этот вид занятий требует умственных способностей выше средних и такого же общего кругозора; таким образом, занятые в этой области люди могут легче, чем многие другие, извлечь выгоду из любого малейшего отличия в условиях найма в одном месте по сравнению с другим. Инерция из-за нежелания расставаться с родными местами является, следовательно, также незначительной. В то же время заработки в печатном ремесле достаточно высоки, чтобы можно было относительно свободно переезжать с места на место. В результате возникает большая текучесть среди занятых в печатном деле, возможно большая, чем в любой другой столь же-оформленной и значительной группе рабочих. Эти люди постоянно сталкиваются с новым кругом знакомых, устанавливая с ними непостоянные, преходящие отношения, однако тем не менее придавая в каждый конкретный момент большое значение их доброму мнению. Склонг ность людей к показному, усиленная чувством.товарищества, приводит к тому, что они свободно.тратят деньги на те -вещи, которые наилучшим образом служат указанной цели. Повсюду обычай,.после/, того как он приобретает популярность, возводится в неписаный закон и включается в состав общепринятой нормы благопристойности. Следующий шаг-— превращение этой нормы благопристойности в отправной пункт для дальнейшего движения в том же направлении, ибо ведь нет достоинства в том, чтобы просто жить в пассивной сообразности с нормой расточения, на том уровне, на котором само собой разумеющимся-образом живет всякий занимающийся данным ремеслом. Превалирование элементов расточительства в жизни печатников по сравнению с другими рабочими можно-соответственно отнести на счет, по крайней мере" в какой-то степени, большей свободы передвижения и более преходящего характера знакомств и общения людей этой профессии. Однако тщательный анализ показывает,. чтс реальной основой такого высокого уровня расточительств; является не что иное, как та же склонность к проявлению своего господства и денежной благопристойности, -которая делает французского крестьянина-собственника скупым и-бережливым и побуждает американского миллионера-основывать колледжи, больницы и музеи. Если бы закон демонстративного потребления в. значительной мере не-компенсировался действием других черт человеческой1 природы, ему чуждых, то для населения, занимающего-такое положение, какое занимают в настоящее время слои городских рабочих и ремесленников, всякое -сбережение-было бы логически невозможно, как бы ни были высоки их1 заработки или доходы. Однако, помимо наличия состояния и желания выста> вить его напоказ, существуют " другие нормы репутации и-другие, более или менее обязывающие каноны поведения; -некоторые из них входят в моду для того, чтобы-усилить или ограничить действие обширного, фундаментального-правила демонстративного расточительства. Так как~ •» эффективность праздности и показного материального потребления просто поверяется тем, насколько они могут-служить в качестве рекламы богатства, мы должны бы
|