Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сегментация рынка
Введение. Происхождение сегментированного рыночного пространства Мы цитировали в главе 1 родоначальника современных теорий бизнеса Питера Друкера, утверждавшего, что по-настоящему серьезное значение для организации бизнеса имеют только две вещи — маркетинг и инновации. В данной главе рассматривается первая из них. Мы коснемся, в частности, способа, используемого специалистами по маркетингу для того, чтобы найти будущих потребителей своих продуктов путем сегментации рыночного пространства в соответствии с рядом различных критериев. В предыдущей главе указывалось, что концепция маркетинга, делающая акцент на желаниях, потребностях и предпочтениях потребителя, появилась в середине 1950-х гг. В это же время в качестве одного из аспектов данного подхода, ориентированного на потребителя, а не на цели производителя, был введен термин «сегментация рынка» [1]. Массовое производство стало преобладать в развитой экономике еще в период промышленной революции, однако производители не особо заботились о сбыте своего товара, так как спрос превышал предложение. То немногое, что делалось в сфере маркетинга, заключалось в реализации товаров массового производства; т. е. потребители рассматривались как единый, недифференцированный рынок сбыта. То, что различные группы населения — не говоря уже об отдельных потребителях — могут иметь различные пожелания относительно того или иного товара, считалось более или менее неуместным. В этом контексте стоит еще раз вернуться к известному высказыванию Генри Форда, приведенному в предыдущей главе: «Модель Т может иметь любой цвет, который вы захотите, если она будет оставаться черной». С коммерческой точки зрения это не имело никакого смысла. Ну во что бы обошлось Форду использование в конце сборки небольшого количества красной, белой или синей краски вместо черной? Дополнительные затраты были бы весьма незначительными. Тогда почему ж не порадовать потребителей, поставляя им машины тех цветов, которые они выбрали сами? Мы думаем, что утверждение Форда обретает свой подлинный смысл, если трактовать его психологически, и в этом контексте в нем речь идет о власти и контроле. В действительности Форд хотел сказать: «Я могу дать вам машину любого цвета, какого вы только захотите, но я намерен отказать вам в исполнении вашего желания. Более того, вам придется довольствоваться тем цветом, который я выберу для вас, и никаким другим». И каждая из 15 млн выпущенных им на протяжении всей жизни моделей Т была черного цвета, что лишь подтверждало его слова. Подобное высказывание ассоциируется с поведением сурового и строгого родителя, что, как нам кажется, может быть типичным примером широко распространенных отношений потребителя и производителя, олицетворением которых в 1920-е гг. был Генри Форд. Они имели манипулятивный характер, выражавшийся в «отеческом пренебрежении» интересами потребителя. Как мы увидим далее, подобное отношение к потребителю не вполне себя изжило и после появления маркетинговой концепции. Чему действительно способствовала маркетинговая концепция, так это смещению ориентации производителя с безотчетного контроля и доминирования во взаимоотношениях «производитель—покупатель» к усложнению этих отношений. Сегментацию рынка принято рассматривать как сущностное ядро маркетинговой концепции, но, хотя сам этот термин появился только в середине 1950-х гг., наиболее чутко реагирующие на происходящие изменения производители стали применять этот подход очень давно, фактически со времен Форда. В начале 1920-х гг., когда на автомобильном рынке доминировала Ford Motor Company, пять маленьких и слабых американских компаний, производящих автомобили (Chevrolet, Pontiac, Oldsmobile, Buick и Cadillac), объединились в корпорацию General Motors1. Будучи частью одной корпорации, каждая из пяти компаний сохраняла тем не менее свою индивидуальность в качестве отдельной дочерней компании и реализовывала свою продукцию на разных сегментах рыночного пространства. «Шевроле» относился к классу самых дешевых автомобилей, предназначенных для молодых людей, первый раз садящихся за руль. «Кадиллак», конечно же, принадлежал к классу наиболее престижных машин, создаваемых для потребителей, уже «сделавших себя в этом мире». Остальные три марки предлагались как промежуточные стадии на жизненном «пути на колесах» и реализовывались в соответствии с этим. Подобная базовая схема рыночной сегментации оказалась крайне удачной, так как многие потребители стали пожизненными приверженцами GM. Через некоторое время GM обошла Ford, и в течение последующих 60 лет доминировала на рынке американских машин [2]. То, что сегодня каждая крупная автомобильная компания старается выпускать модели различных ценовых диапазонов, выглядит совершенно естественным. В отличие от компании Генри Форда. И одним из наиболее впечатляющих аспектов успеха GM было то, что она достигла этого, используя практически те же самые, что и у Форда, комплектующие для своих моделей и даже (за исключением «кадиллака») ту же самую сборочную линию [3]. Пример GM также подчеркивает важность позиционирования товара на рынке — процедуры, тесно связанной с сегментацией рыночного пространства. Позиция товара на рынке отражает то, каким способом потребители воспринимают его в ряду конкурирующих товаров. Индивидуальные свойства (атрибуты) товара и способы его продвижения на рынок становятся компонентами стратегии, используемой производителем для позиционирования товара в соответствующем целевом сегменте рынка. Это подразумевает, конечно, что производители прежде всего сегментируют рынок и выявляют предпочитаемые сегменты. Все попытки позиционировать продукцию, предварительно не проведя подобной работы, будут тщетными. Сегодня рыночная сегментация достигла своей кульминации: американский потребитель может выбирать более чем из 300 моделей автомашин, а ассортимент обычного супермаркета насчитывает более 21 тыс. товаров [4]. Подобному резкому расширению сегментации рынка и, конечно же, маркетинга за последние сорок лет во многом способствовало параллельное развитие компьютерных технологий. Компьютеры способны хранить огромное количество информации и анализировать ее с очень большой скоростью. Их использование идеально подходит для ситуации, когда существует глобальный рынок из сотен миллионов людей, а потребитель, которому предназначен именно ваш товар, — женщина, зеленоглазая вегетарианка, левша, с высшим образованием, поклонница футбола, ростом чуть более метра восьмидесяти, старше 25 лет, живущая в арендуемом коттедже за городом. Мы уже достигли той стадии, когда компьютерные базы данных позволяют специалистам по маркетингу составлять списки лиц, входящих в целевой рыночный сегмент, и посылать адресованную лично им информацию, опираясь на данные о том, кто они, где живут, чем занимаются и т. д. Этот процесс получил название «индивидуальной сегментации»- [5]; он представляет собой предельный случай рыночной сегментации, знаменуя возвращение к тому типу отношений между производителем и потребителем, который предшествовал возникновению массового производства и массового сбыта. Сегодня общепризнанно: для того чтобы стратегия сегментации работала, рынок должен отвечать определенному ряду условий: ■ Индивидуальность: насколько распознаваем и отличен от других предполагаемый рыночный сегмент и насколько просто собрать необходимую информацию о людях, входящих в него. ■ Доступность: насколько просто донести до людей, входящих в определенный рыночный сегмент, маркетинговую информацию. ■ Размер: оправдывает ли количество этих людей и их покупательная способность затраты на донесение до них маркетинговой информации. Вся последующая часть данной главы будет посвящена наиболее важным формам маркетинговой сегментации: географической, демографической, психологической, а также сегментации по потреблению и выгодам. Географическая сегментация При этом типе сегментации используется деление рынка на отдельные сегменты в соответствии с их географическим расположением. При этом предполагается, что люди, живущие в одном месте, обладают схожими потребностями, желаниями и предпочтениями и будут значимо отличаться от людей, живущих в другом месте. Существуют некоторые очевидные ограничения, связанные с таким предположением. Например, во всем мире люди пьют кока-колу и покупают японскую электронику. Более того, некоторые маркетологи высказывали мысль, что глобальные коммуникационные системы, такие как спутниковое телевидение, например, приводят к стиранию географических границ. Данный вопрос крайне сложен, тем не менее необходимо очень внимательно изучать значимые воздействия глобальной коммуникации (и мы по-разному пытаемся сделать это в следующих главах). Например, компания «Кока-кола», прославившаяся своей глобальной маркетинговой стратегией, разработала стратегии и для более ограниченных рынков сбыта [6]. Другая всемирно известная фирма, Campbell's soup, разделила американский рынок на 22 региона и попыталась разработать отдельную стратегию реализации товара для каждого из них. Более того, такой подход использовался и для дифференциации самого товара, например калифорнийский вариант сырного супа Campbell отличается от своего средневосточного «собрата» большей остротой [7]. Такой процесс известен сегодня как микромаркетинг. Один из случаев, когда принцип географической сегментации приобретает принципиально важное значение, связан с необходимостью учитывать различные климатические условия при разработке продукта. В штате Флорида, например, необходимость в автомобилях с откидным верхом и плавательных бассейнах значительно выше, чем в Иллинойсе. Этот фактор нужно учитывать и при сбыте товара в других странах. США имеют один из немногих внутренних рынков, который сам по себе велик настолько, что климат становится значимым маркетинговым фактором, однако в странах гораздо меньшего размера другие аспекты географической сегментации могут оказаться не менее важными. В Великобритании, например, из-за геологических различий вода на большей части территории Шотландии более мягкая (меньше примесей и мыло пенится легче) по сравнению с Лондоном. Это, естественно, учитывается при сбыте как мыла и шампуней, так и смягчителей воды. Если посмотреть на все это с позиции потребителя, то можно обнаружить, что большая часть покупательского поведения на самом деле территориально специфична: люди демонстрируют склонность приобретать товары и услуги там, где они живут и работают (это не относится к заказам товаров по почте, которые переживают свое явное возрождение за последние годы, а также к некоторым популярным или специализированным магазинам). Такое положение остается истинным даже в отношении брендов, пользующихся мировой известностью. Поведение потребителя, живущего в конкретном месте, часто определяется присутствием достаточно крупной культурной группы или подгруппы, отличающейся от всего остального населения своими традициями. Более острый вариант сырного соуса Campbell, типичный для Калифорнии и юго-востока США в целом, несомненно связан с высокой концентрацией испаноязычного населения в этом регионе. Интересно, что иногда местный продукт, производимый какой-либо этнической группой, пользуется спросом на больших рынках сбыта. Достаточно вспомнить, например, бублики нью-йоркских евреев, или индийскую кухню Бирмингема, или же, наконец, музыку афроамериканцев. Кроме того, различия между потребителями не всегда можно объяснить только географической сегментацией, поскольку они могут быть обусловлены более глубокими и сложными причинами. Например, представляется отнюдь не очевидным, почему шотландцы едят больше конфет, чем англичане, или почему население западных штатов США пьет гораздо больше виски, чем их соотечественники на юге. Но знание подобных различий может оказаться важным при разработке стратегии реализации товара. Рекламирование товара по принципам географической сегментации также может быть прибыльным и эффективным способом создания целевого рынка. Реклама в местных газетах, на радио- и телевизионных каналах гораздо дешевле и более целенаправленна, нежели аналогичные действия в общенациональном масштабе. Еще в большей степени это относится к рекламе на местах продажи или внутри-магазинной рекламе. Маркетинговое продвижение товара на рынок, направленное на конкретный географический сегмент, известно под названием маркетинга на местах продажи (store-specific marketing) и часто используется в известных супермаркетах, расположенных в определенных районах. Например, Крафт недавно применил этот подход в США, воспользовавшись информацией со считывающих сканеров для выявления предпочтений местных покупателей, после чего активно рекламировал эти товары на специальных дисплеях в помещениях магазинов. Прибыли за год возросли на 150% [8]. Демографическая сегментация Демографическая сегментация опирается на различные способы статистической классификации всего населения страны. Например, население какой-либо страны может быть разделено на группы по полу, возрасту, доходу, образованию, роду занятий, социальному классу, размеру семьи, расе и вероисповеданию. В этом смысле существует множество способов рассмотрения одного и того же индивидуального потребителя, поскольку все мы, безусловно, входим в каждую из таких групп. При покупке разных товаров в разное время на передний план могут выходить различные аспекты нашей индивидуальности. Детское питание, например, будут покупать только родители очень маленьких детей, а среднестатистический менеджер среднего возраста со средним доходом, скорее всего, станет искать на рынке велотренажер, а не мотороллер. Многие из вышеупомянутых категорий будут подробно обсуждаться в следующих главах. Сейчас же, рассматривая демографическую сегментацию, мы лишь коснемся наиболее важных из них. Однако перед этим следует обратить внимание на некоторые общие демографические тенденции и их влияние на маркетинг. Наряду с тем что менеджеру важно знать количество людей, составляющих любую данную группу населения, не менее важно владеть информацией о том, как это количество меняется в течение определенного отрезка времени и как оно, вероятно, изменится в будущем. В современном индустриальном мире прослеживается несколько общих демографических тенденций: ■ Население стареет. Продолжительность жизни как мужчин, так и женщин, увеличивалась на всем протяжении XX в., так что теперь люди живут дольше и старики составляют гораздо большийпроцент всего населения. ■ Людям, родившимся во время послевоенного всплеска рождаемости, сегодня уже за сорок. Между 1946 (сразу после окончания Второй мировой войны) и началом 1960-х гг. наблюдался резкий скачок уровня рождаемости. Тем, кто появился на свет в то время, теперь от 35 до 55 лет, и сегодня это самая большая и наиболее влиятельная возрастная группа. ■ Процент молодых людей, особенно от 15 до 20 лет, снижается. ■ Средний размер домохозяйств снижается, параллельно этому наблюдается рост числа домохозяйств, состоящих из одного лица. ■ Женщины рожают меньше детей и во все более позднем возрасте. Сегодня маркетологи склонны направлять большую часть своих усилий на потребителей средних лет. Но наряду с этим существует и постоянно растет дополнительный рынок людей более пожилого возраста, часть из которых обладает значительно большим свободным доходом по сравнению с предыдущими поколениями. Дома для престарелых и сфера здравоохранения — разработанный сегмент рынка, умеете с тем дальнейшее улучшение физического здоровья и повышение образовательного статуса пожилых людей дают хорошие возможности для реализации товаров, необходимых для путешествий и отдыха. Принимая во внимание эти тенденции, мы остановимся теперь на некоторых наиболее важных чертах демографической сегментации.
|