Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания.
Рабочие записки-конспект (рукопись), которыми Л. С. Выготский пользовался при чтении лекций по психологии детей дошкольного возраста, были переданы им автору этой книги. Первые десять тезисов посвящены общим вопросам психического развития и как не имеющие прямого отношения к пробле-, мам психологии игры опущены. Упоминание в нескольких местах фамилии Д. Б. Эльконина связано с критикой или положительной оценкой его доклада по игре, непосредственно предшествовавшего лекциям Л. С. Выготского. Имеющиеся в записках ссылки на Спинозу связаны с тем, что Л. С. Выготский в это время усиленно работал над проблемой соотношения аффекта и интеллекта. Некоторые положения Л. С. Выготского, содержащиеся в записках, более подробно изложены в опубликованной стенограмме его лекции по психологии игры (см.: Вопросы психологии, 1966, № 6). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Абрамович Р. Я. Развитие предметных действий у ребенка на первом году жизни / Канд. дис. — Л., 1946. Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. — М., 1935. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. — М., 1948. Базанов А. Г. Вогульские дети // Советский Север, 1934, № 3. Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. — Л., 1939. Басов М. Я. Общие основы педологии. Изд. 2-е. — М.-Л., 1931. Блонский П. П. Педология. — М., 1934. Богораз-Тан. Н. Г. Чукчи. — Л., 1934. Ч. I. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. Божович Л. И„ Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АНН РСФСР, 1951. Вып. 36. Богуславская 3. М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры // Известия АПН РСФСР, 1955. Вып. 64. Брайантп А. Т. Зулусский народ до прихода европейцев. — М., 1953. Бутинов Н. А. Проблема экзогамии / В сб.: Родовое общество. Этнографические материалы и исследования. — М., 1951. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / Пер. с нем. — М., 1924. Вайян Дж. История ацтеков / Пер. с англ. — М., 1949. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. — М., 1913. Виноградов Н. Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. — М., 1916. Ч. II. Вундт Вильгельм. Этика. — СПб., 1887. Выготская Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей / В сб.: Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. Выготский Л. С. Педология подростка. (На правах рукописи). — М.-Л., 1931. Выготский Л. С. Проблема речи и мышления в учении Ж. Пиаже / Предисловие к русскому переводу книги Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка». — М., 1932. Выготский Л. С. Проблема развития структурной психологии / В кн.: Коффка К. Основы психического развития. — М.-Л., 1934. Выготский Л. С. Предыстория письменной речи / В кн.: Умственное развитие детей в процессе обучения. — М.-Л., 1935. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии, 1966, № 6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е. — М., 1957. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / В кн.: Психологическая наука в СССР. — М., 1959. Т. I. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / В сб.: Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. Гальперин П. Я; Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии мышления / Послесловие к книге Джона X. Флей-вела «Генетическая психология Жана Пиаже». — М., 1967. Гаупп Р. Психология ребенка / Пер. с нем. — Л., 1926. Гегель. Сочинения. Энциклопедия философских наук. Философия духа. — М., 1956. —Т. III. Гроос К. Душевная жизнь ребенка / Пер. с нем. — Киев, 1916. Гуг Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста / Пер. с нем. — Л., 1926. Денисова М. П., Фигурин Н. Л. Экспериментальное изучение реакции на новое у ребенка до одного года / В сб.: Вопросы генетической рефлексологии и педологии младенчества. — М.-Л., 1929. Дунаевский Ф. Р. Попытка изучения развития высшей нервной деятельности при экспериментальном расширении возможностей ее проявления у детей первых лет жизни // Известия АПН РСФСР, 1956. Вып. 75. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. — Пг., 1919. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. — М., 1963. Запорожец А. В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII века (1771—1772). — М., 1947. Игры народов СССР / Сборник материалов, составленный В. И. Всеволодским-Гернгроссом и др. — М.-Л., 1933. Колоцца Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение / Пер. с итал. — М., 1909. Компере Габриель. Умственное и нравственное развитие ребенка. —М., 1912. Королева Н. В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста/В сб.: Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. — М., 1957. Косвен М. Осколок первобытного человечества. — М., 1927. Косвен М О. Переход от матриархата к патриархату // Труды Института этнографии им. Миклухо-Маклая. — М., 1951. Т. XIV. Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. — М., 1953. Коффка К. Основы психического развития / Пер. с нем. — М.-Л., 1934. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. (Путешествия 1737—1741.гг.) — М., 1949. Левингстон Давид. Путешествия по Южной Африке. — М., 1947. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика, 1944. № 8—9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. — М., 1965. Лехтман-Абрамович Р. Я„ Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и предметных действий в раннем детстве. — М., 1949. Липе Юлиус. Происхождение вещей / Пер. с нем. — М., 1954. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет / Докт. дис. — М., 1974 а. Лисина М. И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослыми / В кн.: Развитие общения у дошкольников. — М., 1974 б. Гл. IV. Луков Г. Д. Об осознании ребенком речи в процессе игры. / Канд. дис. — Л., 1937. Мануйленко 3. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14. Маркова Т. А. Влияние советской детской литературы на творческие игры. / В сб.: Творческие игры в детском саду. — М., 1951. Менджерицкая Д. В. Игра // Дошкольная педагогика, 1946. Миклухо-Маклай Н. Н. Собрание сочинений. — М., 1951. Т. III. Ч. I. Михайленко Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в раннем детстве / Канд. дис. — Л., 1975. Неверович Я. 3. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14. Недоспасова В. А. Психологический механизм преодоления «центрации» в мышлении детей дошкольного возраста / Канд. дис. — М., 1972. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. — Новосибирск, 1941. Оберталлер П. М. Материалы о хантыйских куклах // Советская этнография, 1935. № 3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с франц. — М., 1932. Пиаже Ж. Психология интеллекта / В кн.: Жан Пиаже. Избранные труды / Пер. с франц.— М., 1969. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. — М., 1958. Т. V. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские. — М., 1887. Прейер В. Духовное развитие в первом детстве. — СПб., 1894. Рейнсон-Правдин А. Н. Игра и игрушка народов Обского Севера / Канд. дис. — М., 1948. Рейнсон-Правдин А. Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Советская этнография, 1949. № 3. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. — М., 1948. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. Изд. 2-е. — М., 1946. Рубцова Е. С. Материалы по языку и фольклору эскимосов. — М., 1954. Рудик П. А. Игры детей и их педагогическое значение. — М., 1948. Селли Джеме. Очерки по психологии детства / Пер. с англ. — М., 1901. Сикорский А. И. Воспитание в возрасте первого детства. — СПб., 1884. Славина Л. С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14. Соколова Н. Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста / Канд. дис. — М., 1973. Соколянский И. А. Подготовка слепоглухонемого подростка к производственному труду в условиях домашнего воспитания / В сб.: Обучение слепоглухонемых детей — М., 1962. Спенсер Гербарт. Основания психологии. — СПб., 1897. 350 Старцев Г. Самоеды. — Л., 1930. Стебницкий С. Н. Коряцкие дети // Советский Север, 1930. № 4. Стебницкий С. У коряков на Камчатке. — М., 1931. Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1947. Т. 56. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. — М.-Л., 1950. Т. 8. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976. Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения ребенка от рождения до одного года / В сб.: Вопросы генетической рефлексологии и педологии младенчества. Сборник 1. — М.-Л., 1929. Флейвелл Джон X. Генетическая психология Жана Пиаже / Пер. с англ. — М., 1967. Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве. Генетические корни ролевой игры / Канд. дис. — Л., 1946. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / Пер. с нем. — М., 1925. Хайнд Р. Поведение животных / Пер. с англ. — М., 1975. Харузин Н. Н. Русские лопари // Известия об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. — СПб., 1890. Т. X. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. — Ростов-на-Дону, 1962. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Статьи об эстетике. — М.-Л., 1935. Шмальгаузен И. И. Проблемы дарвинизма. Изд. 2-е.— Л., 1969. Штерн (Стерн) Вильям. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / Пер. с нем. — Пг., 1922. Штернберг Л. Я, Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. — Л., 1933. Щелованов Н. Н„ Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. Изд. 3-е. — М., 1935. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры / В сб.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948. Элъконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1949. Эльконин Д. Б. Психология игры в дошкольном возрасте / В кн.: Психология личности и деятельности дошкольников. — М., 1965. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры / В сб.: Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966 а. Элъконин Д. Б. Символика и ее функции в игре // Дошкольное воспитание, 1966 б. № 3. Элъконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание, 1976. № 5. Alt R. Vorlesungen uber die Erziehung auf fruhen Stufen der Menschheitsent-wicklung. — Berlin, 1956. Axline Virginia Мае. Play Therapy. — Cambridge, 1947. Bruner Jerome S. Nature and Uses of Immaturity // American Psychologist, 1972. № 8. Bruner Jerome S. Play is Serious Business // Psychology Today, 1975.№ 1. BuhlerCh. Kindheit und Jugend. — Leipzig, 1931. 352 BuhlerK. Die Krise der Psychologie. — Jena, 1933. Buytendijk F. J. J. Wesen und Sinn des Spiels. — Berlin, 1933. Chateau J. Le jeu de 1'enfant // «Psychologie de 1'enfant» sur la direction de Maurice Debesse. — Paris, 1956. Chateau J. Le leu de 1'enfant apres trois ans, sa nature, sa discipline. — Paris, 1955. Claparede Ed. Sur la nature et la fonction de jeu / Archives de Psychologie, 1934. Vol. XXIV. Gallusser U. М. A First Survey of Research on the Play of Children below the Age of Nine Years. Copyright. London.* Groos K. Die Spiels der Menschen. — Jena, 1899. Groos K. Wesen und Sinn des Spiels / Zeitschrift Psychologie, 1934. В. 133. Hartley Rush E„ Frank Lawrence K., Goldersson Robert М. Understanding Children's Play. — N. Y., 1952. Hetzer Hildegard. Die symbolische Darstellung in der fruhen Kindheit. — Wien-Leipzig — New York, 1926. Hubsch und Reininger. Zur Psychologie des Kinderspiels und der Geschlecht-sunterschiede im Kindergartenalter // Zeitschrift fur AngewandtePsychologie, 1931. Band 40. Isaacs S. Intellectual Growth in Young Children. — London, 1936. Isaacs S. Social Development in Young Children. — London, 1933. Klein М. The Psycho-Analysis of Children. — London, 1932. Kollarits J. Quelques considerations sur la biologic et la psychologie du leu. Archives de Psychologie. — Geneve, 1940. Т. XXVII. * Гектографированное издание, год не обозначен. Levin К. A Dynamical Theory of Personality. — N. Y. and London, 1935. Lowenfeld M. Play in Childhood. — London, 1935. Manual of Child Psychology / Paul H. Mussen (Ed.) Third Edition. — N. Y., 1972. Mead M. Growing up in New Guinea. — London, 1931. Millar S. The Psychology of Play. — London, 1969. Miller N. The Child in Primitive Society. — N. Y., 1928. Fidget J. La formation du symbole chez 1'enfant. — Paris, 1945. Fidget J. et InhelderB. Psychologie de 1'enfant. — Paris, 1966. Play, its Role in Development and Evolution / Ed. J. S. Bruner, A. Jolly and K. Sylva. — London, 1976. Sliosberg S. Zur Dynamik des Ersatzes im Spiel und Ernst-situationen // Psychologische Forschung, 1934. Band 19. Schlosberg H. The Concept of Play // Psychological Review, 1947. № 57. Volz W. Im Dammer der Rumba. Sumatras Urwald und Urmensch. 3 Auflage. — 1925.
|