![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рабочая программа. № п/п Тема занятия Содержание занятия, литература Кол-во часов Основные понятия инновационного
4. Методические материалы для усвоения курса
4.1 Влияние инноваций на формирование производственного потенциала фирмы Понятие «нововведение» употребляется в широком и узком смысле. В первом случае имеется в виду «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (т. е. новшества) для новой или для лучшего удовлетворения уже известной общественной потребности»1. В узком смысле это понятие используется применительно к процессу внедрения новшества на уровне отдельного коллектива или предприятия, направленному на повышение эффективности его деятельности и воспринимаемому субъектом освоения (коллективом) как новое (Роджерс, 1980; Перлаки, 1980). Важна относительность новизны новшества. Оно является новым для той организации, в которой внедряется, может быть впервые внедряющимся в практику или заимствованным из практики других предприятий или отраслей. Инноватика определяется А.И. Пригожиным как «новая область знаний, необходимых для более эффективного решения задач интенсификации и ускорения, - наука о нововведениях, которая стала формироваться в ответ на требования практики».[1]а Нововведения как организационный механизм, как особая работа присутствуют во многих изменениях, а точнее – именно из нововведений и состоят подлинные изменения. Иначе говоря, нововведения есть своего рода «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений. По мнению Б. Санто, [2] инновация – это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамики экономического развития. В «Теории экономического развития» (1912) Шумпетер развил теорию предпринимательства в связи с технологическими инновациями.[3] Прибыль и доход предпринимателя он рассматривал как результат динамических изменений в экономике вследствие инновационной деятельности. Функциональная роль предпринимателя сводится к нарушению равновесия, созданию неравновесного состояния на рынках вследствие инноваций, что и приносит доход. По Шумпетеру, человек может быть предпринимателем лишь до тех пор, пока он осуществляет инновации, и утрачивает этот статус после налаживания бизнеса, осуществления его как рутинного процесса без дальнейших организационно-технологических и других усовершенствований. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкций и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д. Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Точка зрения Коробейникова, Трифиловой и Коршунова: [4] «Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.д. Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность».. П. Друккер[5] отмечает, что нововведения совсем не обязательно должны быть техническими или «вещественными». Немногие чисто технические нововведения можно сравнить по силе воздействия с такими социальными нововведениями, как издание современных газет и страхование. А система покупки товаров в рассрочку (впервые ввел в практику Сайрус Маккормик) произвела настоящий экономический переворот.[6] Характерный пример: в Японии сознательно пошли на то, чтобы сконцентрировать внимание и ресурсы на социальных нововведениях, имитации, импорте и адаптации технических новшеств. Как известно, все это было проделано с поразительным успехом. Более того, эта политика сохраняет свою актуальность для Японии и до сих пор. Все то, что не вполне уместно называется творческой имитацией, на самом деле является вполне сознательной и зачастую вполне высокоэффективной предпринимательской стратегией.[7] Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, предназначенный к коммерческой реализации в виде: 1) процесса, направленного на создание и осуществление принципиально новых или усовершенствованных идей, приемов, способов в какой-либо области деятельности, 2) объектов – принципиально новых или усовершенствованных продуктов, технологий, услуг или деятельности, имеющих завершенный вид товара, впервые используемого и готового к применению и распространению на рынке. Анализ различных определений инновации (нововведения) приводит к выводу, что «специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения»[8]. В таблице 2 приведена классификация инноваций по различным признакам.
Таблица 2
|