Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая программа. № п/п Тема занятия Содержание занятия, литература Кол-во часов Основные понятия инновационного






 

№ п/п Тема занятия Содержание занятия, литература Кол-во часов

       
  Основные понятия инновационного менеджмента (лекц.) Актуальность, предмет и задачи дисциплины; нововведение и общественные законы; инновационная спираль; определение, значение, функции, классификация инноваций; жизненный цикл инноваций. [1] с.11-30, 126-133.  
  Организационная структура системы инновационного менеджмента (лекц.) Научно-инновационная сфера в России, классификация, секторы и типология научных организаций; научные направления инновационного менеджмента; малый исследовательский бизнес; рисковый (венчурный) бизнес; фирмы-экспплеренты, фирмы-патиенты, фирмы-виоленты, фирмы-коммутанты. [3] с.18-27  
  Инновационная политика (лекц.) Определение, содержание и направления инновационной политики; методы реализации; состав: выбор направления политики, стратегическое и оперативное планирование и используемые при этом методы; прогнозирование, мотивация инноваций и используемые при этом методы. [1] с.75-108, 120-141.  
  Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта (пр. зан.) Написание сценариев, метод «мозговой атаки», метод игр, метод Делфи, имитация, метод Монте-Карло, метод ключевых вопросов, синектика, метод ТРИЗ, метод SWOT-анализа, SPASE-метод  
  Инновационный процесс (лекц.) Определение, структура; исследовательский проект: типы, научный коллектив, этапы прохождения и управление, экспертиза, оценка эффективности; методы поиска идеи инновации; продвижение и диффузия. [1]с.143-172; [2] с.128-143, 215-235; [3] с.35-55.  
  Анализ инновационного процесса (пр. зан.) Применение иррациональных методов активизации творческого процесса. Методы анализа финансовой, бюджетной и народнохозяйственной экономической эффективности.  
  Оценка эффективности инновационного проекта (пр. зан.) Срок окупаемости инвестиций, рентабельность инвестиций, учетная норма прибыли, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности.  
  Приемы инновационного менеджмента (лекц.) Сущность; система управления; этапы и схема организации инновационного менеджмента; сетевое планирование; классификация и содержание приемов инновационного менеджмента; инжиниринг, реинжиниринг, бенчмаркинг, бранд-стратегия, ценовое управление, мэрджер. [1]с.175-234.  
  Управление инновационным процессом. (пр. зан.) Виды планирования. Разработка сетевых графиков работ. Инструменты управления НИОКР.  
  Методы управления и выработки решений (лекц.) Общая задача и модель системы управления инновациями. Методы оптимального управления. Основные понятия теории выработки решений. Классификация задач выработки решений.  
  Методы решения задач выработки инновационных решений (пр. зан.) Однокритериальные задачи выработки инновационных решений. Многокритериальные задачи выработки инновационных решений. Множество Парето.  
  Однокритериаль-ные задачи выработки инновационных решений в условиях неопределенности (пр. зан.) Применение принципов гарантированного результата (максмина, минимакса), минимаксного риска (Сэвиджа), пессимизма-оптимизма (Гурвица), недостаточного основания (Бернулли).  
  Выработка инновационных решений с использованием нечетких множеств. (пр. зан.) Основные понятия теории нечетких множеств. Общий подход и задачи выработки инновационных решений при нечетких исходных условиях.  
  Методы экспертных оценок и прогнозирования инновационных решений. (пр. зан.) Задачи экспертных оценок. Экстраполяция, поисковый прогноз, нормативный прогноз, прогноз на основе анализа тенденций, интуитивный прогноз.  
  Статистические методы обработки экспертной информации. (пр. зан.) Оценка коллективного мнения, согласованности мнений и компетентности экспертов, при оценках и сравнении инновационных проектов. Информационные технологии в оценках проектов.  
  Основы патентных исследований и патентно-лицензионной работы. (лекц.) Цели и этапы патентных исследований. Классификация изобретений. Патентная документация. Покупка и продажа лицензий. Оформление патентов и лицензий в РФ и за рубежом.  
  Подача заявки на изобретение. (пр. зан.) Правовая охрана основных научно-технических результатов. Порядок оформления заявки на изобретение. Экспертиза заявки. Рационализаторское предложение.  

 


4. Методические материалы для усвоения курса

 

4.1 Влияние инноваций на формирование производственного потенциала фирмы

Понятие «нововведение» употребляется в широком и узком смысле. В первом случае имеется в виду «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (т. е. новшества) для новой или для лучшего удовлетворения уже известной общественной потребности»1. В узком смысле это понятие используется применительно к процессу внедрения новшества на уровне отдельного коллектива или предприятия, направленному на повышение эффективности его деятельности и воспринимаемому субъектом освоения (коллективом) как новое (Роджерс, 1980; Перлаки, 1980). Важна относительность новизны новшества. Оно является новым для той организации, в которой внедряется, может быть впервые внедряющимся в практику или заимствованным из практики других предприятий или отраслей.

Инноватика определяется А.И. Пригожиным как «новая область знаний, необходимых для более эффективного решения задач интенсификации и ускорения, - наука о нововведениях, которая стала формироваться в ответ на требования практики».[1]а

Нововведения как организационный механизм, как особая работа присутствуют во многих изменениях, а точнее – именно из нововведений и состоят подлинные изменения. Иначе говоря, нововведения есть своего рода «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений.

По мнению Б. Санто, [2] инновация – это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамики экономического развития.

В «Теории экономического развития» (1912) Шумпетер развил теорию предпринимательства в связи с технологическими инновациями.[3] Прибыль и доход предпринимателя он рассматривал как результат динамических изменений в экономике вследствие инновационной деятельности. Функциональная роль предпринимателя сводится к нарушению равновесия, созданию неравновесного состояния на рынках вследствие инноваций, что и приносит доход. По Шумпетеру, человек может быть предпринимателем лишь до тех пор, пока он осуществляет инновации, и утрачивает этот статус после налаживания бизнеса, осуществления его как рутинного процесса без дальнейших организационно-технологических и других усовершенствований.

Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкций и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д. Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Точка зрения Коробейникова, Трифиловой и Коршунова: [4] «Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.д. Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность»..

П. Друккер[5] отмечает, что нововведения совсем не обязательно должны быть техническими или «вещественными». Немногие чисто технические нововведения можно сравнить по силе воздействия с такими социальными нововведениями, как издание современных газет и страхование. А система покупки товаров в рассрочку (впервые ввел в практику Сайрус Маккормик) произвела настоящий экономический переворот.[6]

Характерный пример: в Японии сознательно пошли на то, чтобы сконцентрировать внимание и ресурсы на социальных нововведениях, имитации, импорте и адаптации технических новшеств. Как известно, все это было проделано с поразительным успехом. Более того, эта политика сохраняет свою актуальность для Японии и до сих пор. Все то, что не вполне уместно называется творческой имитацией, на самом деле является вполне сознательной и зачастую вполне высокоэффективной предпринимательской стратегией.[7]

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, предназначенный к коммерческой реализации в виде: 1) процесса, направленного на создание и осуществление принципиально новых или усовершенствованных идей, приемов, способов в какой-либо области деятельности, 2) объектов – принципиально новых или усовершенствованных продуктов, технологий, услуг или деятельности, имеющих завершенный вид товара, впервые используемого и готового к применению и распространению на рынке.

Анализ различных определений инновации (нововведения) приводит к выводу, что «специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения»[8].

В таблице 2 приведена классификация инноваций по различным признакам.

 

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал