Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таким образом, мы с вами рассмотрели физическое и познавательное развитие младенца и переходим к эмоциональному развитию.
Социальная ситуация развития. На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным и эмоциональное развитие. Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ», что означает неразрывное единство ребенка и взрослого. По словам Л. С. Выготского, эта социальная ситуация развития состоит в том, что все поведение ребенка, вся его деятельность реализуются либо опосредованно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. В отсутствие взрослого, говорил он, у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, возможность передвижения, изменения положения, захватывания желаемых предметов. Короче говоря, буквально все потребности — и органические, и социальные — удовлетворяются взрослым. В результате в человеке как в предмете их удовлетворения воплощаются и фиксируются все указанные потребности, и он становится притягательным центром всякой непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации. Таким образом, в младенчестве жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта — взрослый человек. Как заметил Д. Б. Эльконин, пустышка и покачивание — образцы, заменители взрослого, говорящие ребенку: «Все спокойно!», «Все в порядке!», «Я здесь». Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б.ЭльконинаиМ. И.Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — суть общения. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. По мнению Л. С. Выготского, общение с взрослым в этом возрасте — основной путь проявления собственной активности ребенка. М. И. Лисина говорила об упреждающем влиянии взрослого — «общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение — главнейший фактор общего психического развития детей». Важно подчеркнуть, что при этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, оно определяет опосредованное строение специфически человеческих психических процессов. М. И. Лисина указывала на существование трех групп факторов, доказывающих решающую роль общения в общем психическом развитии младенца: 1) изучение детей-«Маугли»; 2) исследование природы и причин так называемого госпитализма; 3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах. Дети-«Маугли» изредка находят среди животных (главным образом волков), и они всегда привлекают к себе пристальное внимание ученых и неспециалистов. Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие. Явление госпитализма обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название госпитализма. Грубые формы госпитализма привлекали внимание общественности также в период второй мировой войны, когда в европейских странах многократно увеличилось количество сирот. Дефицит общения с взрослым, составляющий сущность явления госпитализма, проявляется в речевом недоразвитии, в более поздних возрастах — в неспособности любить окружающих, неспособности к избирательному отношению к взрослым и сверстникам, в отсутствии волевого поведения, инициативы, преобладании репродуктивных действий. Третьей группой факторов, доказывающих ведущую роль общения со взрослым в психическом развитии младенца, явились результаты собственных многолетних исследований М. И. Лисиной и ее сотрудников, осуществлявшихся в процессе формирующих экспериментов и специально организованных сеансов общения. Эти занятия длились по 7—8 мин в день и состояли в том, что экспериментатор ласкал ребенка, поглаживал и тормошил, улыбаясь и приговаривая нежные слова, примерно так, как это делает со своим малышом очень любящая мать в минуты особой нежности. Эти эксперименты были впоследствии дополнены исследованиями по облегчению формирования у детей, содержащихся в учреждениях закрытого типа, пассивной и активной речи. Они позволили М. И. Лисиной выдвинуть гипотезу о механизмах влияния общения на психическое развитие ребенка. Во-первых, общение с ухаживающим за ним взрослым становится для ребенка источником не сравнимых ни с чем другим ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений. Во-вторых, общение со взрослым — это обогащение опыта ребенка. В самом общении взрослый, обращаясь к детям и откликаясь на их призыв, дает детям возможность испытывать сладость утешения, впервые открыть для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами мудрого и намного более опытного старшего человека. Далее, в общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким-то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваются того, что ребенок с нею справляется. В этом, по мнению М. И. Лисиной, проявляется третий механизм влияния общения на развитие младенца — подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержка и коррекция. Таким образом, влияние эмоционального непосредственного общения как ведущего типа деятельности на развитие младенца огромен. Эта деятельность движется потребностью в другом человеке. Д. Б. Эльконин считал, что эта потребность — первая, которую взрослые должны воспитать у детей. В этом смысле М. И. Лисина говорила об «упреждающем влиянии взрослого»: он обрушивает на ребенка огромный арсенал средств, которые лишь постепенно станут индивидуальными средствами его психической деятельности. Первые признаки общения, были описаны М. И. Лисиной. Это внимание, интерес к другому человеку (ребенок смотрит, прислушивается к голосу); эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание, стремление добиться от взрослого поощрения, отношения к тому, что ребенок делает. Психологи говорят: «Младенец беспомощен, если он один, но пара «мать и дитя» не только не беспомощны, но и поражают своей жизнестойкостью». По сути, сущность общения со стороны ребенка проявляется в том, что он свидетельствует о своих потребностях.
|