Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итак, можно сделать вывод, что общение определяет успешность развития младенца.






 

А, мы с вами переходим к следующему вопросу:

 

Основные новообразования.

 

Общение ребенка со взрослым определяет все основные новообразования этого возраста. Как указывала Л. И. Божович, на протяжении первого года постепенно развива­ется сознание младенца: в нем выделяются отдельные пси­хические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности мла­денца все больше и больше начинают воплощаться («крис­таллизоваться») в предметах окружающей действительно­сти. В результате этого сами предметы приобретают побу­дительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, находивши­еся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответству­ющем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздра­жителями.

Таким образом, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, от­вечают их потребностям.

С точки зрения возникновения основных новообразо­ваний возраста период младенчества можно условно раз­делить на два подпериода: с 2 до 5—6 месяцев и с 5—6 до 12 месяцев.

Первый подпериод характеризуется тем, что идет чрез­вычайно интенсивное развитие сенсорных систем. В зри­тельной системе присутствуют слежение, конвергенция, сосредоточение, реакция на новое. Дело в том, что даль­нейшее развитие движений проходит под контролем сен­сорных систем. Н. М. Щелованов установил принципиаль­ное отличие онтогенеза ребенка от онтогенеза животных; оно заключается в том, что у всех животных вначале разви­ваются именно двигательные системы. У человека сенсор­ные процессы в своем развитии опережают развитие дви­гательной системы [10].

Развитие сенсорных механизмов составляет основу ориентировочных реакций (сосредоточение, слежение, круговые движения глаз). В четыре месяца появляется реакция на новизну. Реакция на новизну — это сенсорная реакция, она в том числе заключается в длительности удержания взгляда на новом предмете. Возникают само­подкрепляемые круговые реакции, когда каждую минуту предмет меняет свои свойства. Развивается слуховое вос­приятие. Появляются реакции на голос матери. Развивает­ся тактильная чувствительность, которая имеет важное значение, для возникновения акта хватания и обследова­ния предмета.

Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы — попытки привлечь взрослого с помощью голоса, что свидетельствует о перестройке голосовых ре­акций в поведенческие акты. Уже в первые месяцы жизни развиваются разные типы голосовых реакций: гуление, гу­канье, лепет. При правильном и достаточном общении ре­бенка и взрослого фонематический состав лепета соответ­ствует фонематическому составу родной речи.

Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка и начинается второй подпериод младенческого возраста. Он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания подготавливается всей предшествую­щей его жизнью. Он организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым, но это обычно не замечают.

Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Поэто­му для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскры­лась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не мо­жет стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.

В хватательном акте ребенок впервые движет руку к предмету под контролем зрения. Иначе говоря, здесь на­лицо некое восприятие пространства. И можно наблю­дать, как оно формируется: сначала ребенок сосредоточи­вается на предмете, потом поднимаются руки, он что-то ловит в воздухе и, наконец, схватывает предмет.

На основе акта хватания у ребенка развивается манипулятивная деятельность, поддерживающаяся посредством ориентировочной реакции на новое. Манипуляции ребен­ка не только приобретают характер предметных действий,

но и получают функцию способа его общения со взрослы­ми. Ребенок использует эти действия для привлечения их внимания. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Как указывал Д. Б. Эльконин, развитие действий у мла­денца — это не спонтанный процесс, взрослые руководят действиями ребенка, в частности, через игрушки. Д. Б. Эль­конин говорил, что человек очень давно придумал про­граммированное обучение для детей первого года жизни. Это — игрушки, в которых запрограммированы те дейст­вия, которые с их помощью должен осуществить ребенок. Манипулирование ребенка с игрушками — это скрытая со­вместная деятельность. Здесь взрослый присутствует не непосредственно, а опосредованно, будучи как бы запрог­раммированным в игрушке.

Хватание, направление к предмету стимулирует воз­никновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Снова проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром. Перед ребен­ком открывается многообразный мир предметов, который начинает так интересовать ребенка, что это приводит к разрыву слитности ребенка со взрослым.

Итак, основные новообразования мы разделили на два подпериода, и подробно рассмотрели, так как ближе к 1 году происходит расширение интересов ребенка и его мир становится больше, наступает кризис 1 года.

 

И наш следующий вопрос:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал