![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опросный лист. Образование__ Профессия____
Возраст________________________ Пол______________________ Образование__________________ Профессия________________ Количество и возраст детей_______________________________
Обработка результатов. Шкала отношения к семейной роли. Номера вопросов в опросном листе по шкале (1) – 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23. Каждый вопрос имеет свою характеристику: · Ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3). · Ощущение самопожертвования в роли матери (5). · Семейные конфликты (7). · Чрезмерный авторитет родителей (11). · Неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13). · «Безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17). · Доминирование матери (19). · Зависимость и несамостоятельность матери (23).
Шкала отношения родителей к ребенку. Номера вопросов в опросном листе по шкале (2) – 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 21, 22. Оптимальный эмоциональный контакт: номера в опросном листе – 1, 14, 15, 21.
Характеристики:
· Стимуляция словесных проявлений, вербализации (1). · Партнерские отношения (14). · Развитие активности ребенка (15). · Уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком: номера в опросном листе – 8, 9, 16.
Характеристики:
· Раздражительность, вспыльчивость (8). · Суровость, излишняя строгость (9). · Уклонение от контакта с ребенком (16).
Излишняя концентрация внимания на ребенке: номера в опросном листе – 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22.
Характеристики:
· Чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2). · Преодоление сопротивления, подавление воли (4). · Создание безопасности, опасение обидеть (6). · Исключение внесемейных влияний (10). · Подавление агрессивности (12). · Подавление сексуальности (18). · Чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20). · Стремление ускорить развитие ребенка (20).
Каждый из 23 признаков измеряется с помощью 5 суждений, всего их 115. Суждения расположены в определенной последовательности, и испытуемый выражает своё отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.
Предлагаемые ответы оцениваются следующими баллами:
4 балла – с данным положением согласен полностью (А); 3 балла – с данным положением скорее согласен, чем не согласен (а); 2 балла – с данным положением скорее не согласен, чем согласен (б); 1 балл - с данным положением полностью не согласен (Б).
Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака – 20; минимальная – 5; высокие оценки – 18, 19, 20; низкие – 8, 7, 6, 5. Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.
Примечание.
Несмотря на то, что методика является, на первый взгляд, громоздкой и объемной, тем не менее, она легка в обработке и информативна. Кроме предложенной интерпретации, психолог имеет возможность проанализировать мнение респондента по каждому из 23 признаков. Внимание! Если нет необходимости в изучении всех предлагаемых признаков, психолог может воспользоваться опросом по некоторым из них (выборочно), т. к. в процессе исследования заостряются те или иные моменты в позиции респондента, которые требуют прояснений и дополнений. Проективная методика «Автопортрет»
Е. С. Романова и С. Ф. Потемкина в своей книге проективным методикам предлагают вниманию читателей тест «Автопортрет», который вполне может быть использован и для диагностики личности. Здесь, также как и в авторском варианте, предлагаются две интерпретации этого теста: Р. Бернса (США) и их собственную, оригинальную.
По определению, автопортрет - это изображение человека, созданного им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать. Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие: · изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение; · изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет; · изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути; · автопортрет-метафора - становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате; · сюжетный автопортрет, выполненный в обычной и вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т д.; · исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности; · изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.
|