![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Человек».
Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности. Нечеткая голова — застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт. Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса. Плечи, их размеры — признак физической силы или потребности во власти. Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты. Туловище. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей. Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности. Лицо. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подбородок слишком выделен — потребность доминировать. Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. Уши слишком выделены — возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике людей. Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее. Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены – грубость, черствость. Глаза маленькие — погруженность в себя. Подведенные глаза — грубость, черствость. Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. Полные губы на лице мужчины — женственность. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами. Зубы четко нарисованы — агрессивность. Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное — незащищенность. Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности. Брови редкие, короткие — презрение, изощренность. Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней). Конечности. Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях. Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию. Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений. Руки слишком длинные — доминируют амбициозные устремления. Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность. Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте. Руки изображены близко к телу — напряжение. Сужающиеся руки и ноги — женственность. Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке. Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Руки сильные — агрессивность, энергичность. Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия. Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая. Пальцы отделены - вытесненная агрессия, замкнутость. Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие. Пальцы длинные — открытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест. Кулаки далеко от тела — открытый протест. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враждебность. Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства. Ноги непропорционально длинные — сильная потребность к независимости и стремление к ней. Ноги слишком коротки – чувство физической или психологической неловкости. Ступни не изображены — замкнутость, робость. Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность). Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости. Ноги акцентированы – грубость, черствость. Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях. Ступни непропорционально длинные — потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость. Поза Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости. Голова изображена в профиль, а тело - в анфас - означает тревогу, вызванную социальным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание найти выход из ситуации, страх/одиночество, подозрение. Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек без определенных частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость. Человек — абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции. Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Кукла — уступчивость, переживание доминирования окружения. Фигура из палочек — может означать увиливание и негативизм. Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
Фон, окружение. Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность.
Оружие – агрессивность. Многоплановые критерии. Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта. Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость. Контур, нажим, штриховка, расположение. Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация. Закругленные (округленные) линии — женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость. Контур неяркий, неясный — боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность. Линии неодинаковой яркости — напряжение Тонкие продленные линии — напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру — изоляция. Эскизный контур — тревога, робость. Разрыв контура — сфера конфликтов. Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали). Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии — амбиции, рвение. Яркая линия — грубость. Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность. Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность. Линии с нажимом - агрессивность, настойчивость. Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность. Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения. Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи — импульсивное поведение.
Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные — напряжённость, замкнутость. Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость. Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность. Штрихи слева направо — наличие мотивации. Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия. Стирания — тревожность, опасливостъ. Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак. Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта. Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует). Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности. Недостаток симметрии — незащищенность. Край листа, рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе. Детали. Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность. Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности. Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми. Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости. Ориентация в задании. Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии наличия контакта с реальностью. Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования. Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность. По ходу рисования уменьшается темп и продуктивность — быстрое истощение. Название рисунка — экстраверсия, потребность в поддержке, мелочность. «Дерево» Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека). Корни – коллективное бессознательное. Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви — пассивность или противостояние жизни. Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Земля приподнимается к правому краю листа — задор, энтузиазм. Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений. Корни. Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое. Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке реальности; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении. Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, могущая быть источником внутреннего конфликта Заторможенные моральные проблемы. Форма листвы. Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему. Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего. Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет. Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Толстые ветви – хорошее различение действительности. Зигзаги в листве – осторожность и скрытность. Листва – сетка – уход от неприятных ощущений. Листва похожая на узор – женственность, приветливость, обаяние. Пальма – стремление к перемене мест. Плакучая ива – недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений. Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность. Ствол зачернен – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым, скрытая агрессивность. Ствол – желание походить на мать, делать все как она или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач. Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять. Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, податливость. Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внушаемость. Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, продуктивность. Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир. Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связана. Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу. Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры, изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира. Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти. Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость. Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. 1/8 — недостаток рефлексии и контроля (норма для ребенка четырех лет); 1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты; 5/8 — интенсивная духовная жизнь; 6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов; 7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты. Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности. Пейзаж — означает сентиментальность. Переворачивание диета — независимость, признак интеллекта, рассудительность. Земля. Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Земля изображена несколькими различными чертами — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю, в совокупности и касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
Методика «Незаконченные предложения».
|