![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».
При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом: 1. Эстетическое изображение - выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту " Автопортрет", в частности, всегда можно различить лиц, обладающих " рукой художника". Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей. 2. Схематическое изображение - в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению. 3. Реалистическое изображение – изображение, выполненное с мелкими подробностями (прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды). Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю. 4. Метафорическое изображение - человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора. 5. " Автопортрет в интерьере " - изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. 6. Эмоциональный автопортрет - человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны, к такого рода, рисунку. Причем, переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п. 7. Изображение позы или движения - человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями увлеченностью спортом, танцами и т. п. 8. Изображение автопортрета со спины - вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.
Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:
- органический рисунок - на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. - мыслительный интроверт; - гаптическии рисунок - изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни " болит зуб", " болит голова" и т. д. - сенсорный интроверт; - эмфатический рисунок - изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, - сенсорный экстраверт. - декоративный рисунок - изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора - сенсорный экстраверт; - имажинарньй рисунок - изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном изображении - эмоциональный интроверт; - ритмический рисунок - изображение, в котором подчеркивается движение, то есть изображение движущегося человека - идущего, бегущего по лестнице и т. д. - интуитивный экстраверт; - структурный рисунок - изображение себя " как есть": голова, руки, ноги и т. д. (может быть изображено одно лицо, бюст; может быть изображение в полный рост)- интуитивный интроверт. Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения.
Методика ДДЧ «Дом, дерево, человек». Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 году. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Интерпретация признаков в тесте: «Дом» Дом старый, развалившийся – иногда субъект, таким образом может выразить отношение к самому себе. Дам вдали — чувство отвергнутости (отверженности). Стены. Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями - субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью. Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы. Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно. Двери. Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма) Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна. Окна - первый этаж нарисован в конце – отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности. Окна, сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Крыша. Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли. Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация. Комната. Ассоциации могут возникнуть в связи с: 1) человеком, проживающим в комнате, 2) интерперсональными отношениями в комнате, 3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску. Ванна. Труба. Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей. Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами. Дорожка. Хорошие пропорции, легко нарисована — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль. Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце. Символ авторитетней фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы. Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Цвет. Конвенциальное, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым, отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна, 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух или не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения. Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений. Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома. Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности. Цвет пурпурный – сильная потребность власти. Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения. Цвет желтый — сильные признаки враждебности.
|