Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация работы с кадрами в органах прокуратуры
От уровня организации работы с кадрами, правильного подбора, расстановки и воспитания прокурорских работников зависит эффективность выполнения стоящих перед органами прокуратуры задач по обеспечению режима законности в стране. Организация кадровой работы входит в число служебных обязанностей каждого руководителя прокуратуры. Все решения относительно кадров приобретают силу только после оформления приказом (распоряжением) руководителя органа прокуратуры. Наряду с прокурорами-руководителями работу с кадрами в прокуратуре осуществляют подразделения и (или) должностные лица, ответственные за кадровое обеспечение соответствующего органа, учреждения. Деятельность по кадровому обеспечению нуждается в эффективном управлении, заключающемся в целенаправленном воздействии на работников, объединенных общностью целей и осуществляющих согласованную и, как правило, совместную деятельность, а также в упорядочении, принятии мер организационного характера. Обычно кадровое обеспечение функциональной деятельности прокуратуры рассматривается в качестве постоянно развивающейся системы, элементами которой выступают основные направления, этапы, принципы, виды и формы работы с кадрами. При этом основное назначение этой системы состоит в обеспечении деятельности прокуратуры путем создания оптимальных организационных условий для формирования высокопрофессионального кадрового состава органов и учреждений прокуратуры, способного достигать цели, определенные Законом о прокуратуре. В свою очередь, успешность кадрового обеспечения профессиональной деятельности в системе прокуратуры во многом зависит от кадровой политики, связанной с выработкой определенной идеологии использования кадровых ресурсов на конкретно-историческом этапе развития экономических, социальных процессов в обществе и государстве, определяющих условия и перспективы функционирования прокуратуры. В настоящее время к числу основных направлений кадровой политики, стратегии работы с кадрами в системе прокуратуры следует отнести поиск новых подходов к определению условий повышения эффективности деятельности прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, обеспечению высокого уровня профессиональной подготовки, стабильности кадров и необходимой их ротации, последовательному развитию инициативы и творческого начала у работников прокуратуры с ориентацией значимости их вклада в результаты деятельности органов прокуратуры. При этом новизна подходов состоит в: совершенствовании форм и методов работы с кадрами, механизма отбора кандидатов на должности прокурорских работников с учетом характеризующих данных, результатов обязательного профессионального психологического обследования кандидатов на должности; обеспечении проверки достоверности представляемых гражданином, претендующим на замещение должности федеральной государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, представителю нанимателя сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи; повышении требовательности к служебному поведению работников органов и учреждений прокуратуры. Вместе с тем повышение требовательности к прокурорским работникам и государственным гражданским служащим должно одновременно сопровождаться мерами материального и морального стимулирования. Организация работы с кадрами, как и другие функции управления в органах прокуратуры, должна базироваться на качественной правовой основе. К числу важнейших правовых актов следует отнести Конституцию РФ (ст. 129), в соответствии с которой прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генпрокурором РФ по согласованию с ее субъектами РФ. Иные прокуроры назначаются Генпрокурором РФ. Эти положения наряду с разд. V Закона о прокуратуре определяют стратегию развития кадрового потенциала системы органов прокуратуры России, устанавливают порядок назначения на должности прокурорских работников, предусматривают требования, обязательные для принятия многих кадровых решений. Кроме Закона о прокуратуре кадровая работа в органах и учреждениях прокуратуры регулируется законодательством РФ о государственной гражданской службе, об образовании, трудовым и иным законодательством. Среди актов Президента РФ необходимо выделить Указы от 30.06.1997 N 659 " Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации", от 25.01.2011 N 90 " Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации" и ряд других. Различные аспекты социальной поддержки прокурорских работников регламентируются в постановлениях Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 " О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям", от 28.04.2003 N 247 " Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан" и др. На ведомственном уровне важное значение имеют приказы Генпрокурора РФ от 11.11.1996 N 66 " Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации", от 06.05.2009 N 142 " О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений", от 09.11.2009 N 983-к " Об утверждении Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации", от 30.12.2009 N 406 " О порядке установления в органах прокуратуры Российской Федерации времени фактического выполнения задач по обеспечению законности и правопорядка на территориях республик Северо-Кавказского региона Российской Федерации", от 02.02.2010 N 36 " Об утверждении Инструкции о порядке направления в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации", от 17.03.2010 N 114 " Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации", от 12.08.2010 N 316 " Об организации профессиональной переподготовки прокурорских работников, включенных в резерв для выдвижения на должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров", от 04.10.2010 N 373 " О мерах по совершенствованию подготовки, повышении квалификации и профессиональной переподготовки прокурорских работников" и др. Немаловажное значение для регламентации организации работы с кадрами в органах прокуратуры имеют методические рекомендации, подготавливаемые Генпрокуратурой РФ по различным проблемным вопросам кадровой работы, которые определяют направления и систему конкретных действий в рассматриваемой сфере, что в значительной мере способствуют повышению эффективности организации всех видов работы с кадрами в прокуратуре. Наряду с обязательным формированием качественных правовых основ, эффективность управления и организации работы с кадрами в прокуратуре обусловливается также существующей структурой построения системы органов прокуратуры, состоящей, как правило, из трех звеньев (уровней), отличающихся единством и централизацией построения системы этих органов, подчиненностью нижестоящих прокуроров вышестоящим и имеющимися особенностями прохождения ее работниками государственной службы. Прокуроры городов, районов, приравненных к ним специализированных прокуратур в пределах компетенции осуществляют работу с кадрами не только основного персонала, но и вспомогательного, в частности: а) ведут учет и подбор кандидатов для поступления в вузы в порядке целевой подготовки кадров; б) формируют список лиц, желающих поступить на службу в органы прокуратуры на вакантные должности помощников прокуроров и государственных гражданских служащих и отвечающих установленным требованиям; в) организуют работу по предаттестационной подготовке молодых специалистов, повышению профессиональной подготовки прокурорских работников и государственных гражданских служащих; г) готовят и подписывают аттестации на своих заместителей, помощников, специалистов; д) вносят предложения вышестоящему прокурору о назначении, перемещении и освобождении прокурорских работников и государственных гражданских служащих, их поощрении и дисциплинарной ответственности, присвоении им классных чинов; е) налагают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность. На уровне прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратур вместе с прокурорами-руководителями функции кадрового обеспечения осуществляются управлениями (отделами) кадров, старшими помощниками (помощниками) прокуроров по кадрам. Эти должностные лица и подразделения организуют кадровую работу не только непосредственно в аппарате данных прокуратур, но и в соответствующих прокуратурах районного звена. Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур в соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 18) руководят деятельностью прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур, могут вносить изменения в штатные расписания подчиненных прокуратур в пределах полномочий, численности и фонда оплаты труда, установленных Генпрокурором РФ. Кроме того, в пределах компетенции они назначают на должность и освобождают от должности работников подразделений аппаратов прокуратур (за исключением своих заместителей), а также заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров и других работников нижестоящих прокуратур. Этим прокурорам предоставлено право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначенных на должность Генпрокурором РФ (кроме своих заместителей), за исключением понижения их в классном чине, лишения нагрудных знаков " Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" и " За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации", а также увольнения из органов прокуратуры (приказ Генпрокурора РФ от 06.08.2002 N 48 " О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах"). Генпрокурор РФ, руководя системой прокуратуры РФ, реализует следующие полномочия по вопросам организации работы с кадрами: а) издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ, в том числе в сфере кадрового обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры; б) устанавливает в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда штаты и структуру Генпрокуратуры РФ, штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры; в) заключает трудовые договоры с первым заместителем и заместителями Генпрокурора РФ, руководителями подразделений и другими прокурорскими работниками Генпрокуратуры РФ. Кроме того, к исключительной компетенции Генпрокурора РФ относятся вопросы назначения, перемещения, увольнения прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров, их первых заместителей и заместителей, ректора и проректоров Академии Генпрокуратуры РФ, директоров и заместителей директоров институтов Академии, всех работников Генпрокуратуры РФ. Непосредственно кадровую работу в структуре Генпрокуратуры РФ обеспечивает управление кадров, состоящее из шести отделов. Первым отделом (кадров центрального аппарата) осуществляется кадровое обеспечение подразделений Генпрокуратуры РФ. В ведении второго отдела (штатов и методического обеспечения) находятся вопросы подготовки предложений по штатной численности и структуре органов и учреждений прокуратуры, а также проработки проектов документов по методическому обеспечению кадровой работы. Третьим отделом (кадров территориальных органов прокуратуры) проводится работа по кадровому обеспечению деятельности прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур. Отделом пенсионного обеспечения (четвертым*(9)) осуществляется работа по назначению пенсий, установлению ежемесячных пенсионных надбавок, взаимодействию с ветеранами и ветеранскими организациями органов и учреждений прокуратуры. Отделом подготовки и повышения квалификации кадров (пятым) организуется и контролируется деятельность по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовки кадров органов и учреждений прокуратуры. Отделом по вопросам государственной гражданской службы проводится работа по всему спектру вопросов кадрового обеспечения применительно к федеральным государственным гражданским служащим системы прокуратуры РФ. Управление кадров выполняет следующие основные функции: а) комплектование подразделений Генпрокуратуры РФ, территориальных и специализированных органов прокуратуры РФ прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими, обладающими необходимыми профессиональными и моральными качествами; б) реализация в пределах компетенции мероприятий по противодействию коррупции; в) осуществление приема граждан, должностных и иных лиц по отнесенным к компетенции Управления вопросам; г) обеспечение деятельности Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Генпрокуратуры РФ, аттестационной комиссии Генпрокуратуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению прокурорских работников и урегулированию конфликта интересов, комиссии Генпрокуратуры РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, а также аттестационной комиссии, конкурсной аттестационной комиссии гражданских служащих, комиссии Генпрокуратуры РФ по установлению выслуги лет; д) ведение резерва кадров для выдвижения на руководящие должности в системе прокуратуры РФ и кадрового резерва на федеральной государственной гражданской службе, организацию работы с лицами, состоящими в резерве кадров; е) сбор, обработку, накопление, анализ информации о состоянии штатов в системе прокуратуры РФ, методическое обеспечение работы с кадрами; ж) формирование статистической отчетности о состоянии работы с кадрами; з) организация подготовки, обучения и воспитания кадров для прокуратуры РФ, повышения квалификации и профессиональной переподготовки прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих; и) реализацию совместно с подразделениями Генпрокуратуры РФ мероприятий по мобилизационной подготовке кадров прокуратуры РФ; к) представление в установленном порядке информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера прокурорских работников и членов их семей для размещения на официальном сайте Генпрокуратуры РФ; л) ведение автоматизированных систем " Надзор", " Кадры" и " Пенсия", принятие мер по дальнейшей компьютеризации информационных потоков; м) участие в международном сотрудничестве Генпрокуратуры РФ; н) осуществление мероприятий, связанных с подготовкой и проведением в системе прокуратуры РФ государственных праздников, Дня работника прокуратуры Российской Федерации и Дня юриста; о) ведение в установленном порядке баз данных об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ветеранах и пенсионерах органов и учреждений прокуратуры, а также иных категориях граждан; п) выработку предложений о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности прокурорских работников и государственных гражданских служащих; р) внесение предложений, направленных на повышение материального уровня, улучшение условий труда, быта и отдыха работников прокуратуры РФ, совершенствование социальных гарантий, в том числе по обеспечению обязательного государственного страхования и дополнительного профессионального образования, социальной защищенности работников, ветеранов и пенсионеров прокуратуры; с) организацию и проведение спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы " Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", а также Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.03.2010 N 114. Важным направлением работы управления кадров является контроль соблюдения порядка и условий прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах прокуратуры, исполнения органами прокуратуры требований законодательства РФ, приказов и иных нормативных правовых актов Генпрокурора РФ по кадровым вопросам. Управление кадров также занимается подготовкой резерва для выдвижения на должности начальников главных управлений, управлений и отделов Генпрокуратуры РФ и их заместителей, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и их заместителей. Соответственно отделы управления кадров готовят материалы о назначении и об освобождении прокурорских работников по должностям, назначение на которые являются исключительной компетенцией Генпрокурора РФ, о присвоении классных чинов, по аттестации руководящих работников. Кроме того, в пределах полномочий готовят проекты организационно-распорядительных актов, регулирующих соответствующие вопросы кадрового обеспечения деятельности прокуратуры. Участие в решении различных вопросов кадровой работы в Генпрокуратуре РФ входит также в компетенцию первого заместителя и заместителей Генпрокурора РФ, начальников главных управлений, управлений и отделов, которые несут ответственность за формирование высокопрофессионального состава прокурорских кадров. Особо следует отметить роль в кадровом обеспечении органов прокуратуры заместителей Генпрокурора РФ и начальников управлений (главного управления) Генпрокуратуры РФ в федеральных округах в данных округах, которые принимают участие в рассмотрении вопросов, связанных с назначением и освобождением от должностей прокуроров субъектов РФ и их заместителей, прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, организацией их стажировки, с формированием резерва для выдвижения на должности руководителей прокуратур субъектов РФ. В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 06.08.2002 N 48 проекты аттестации на прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и их заместителей согласуются с заместителями Генпрокурора РФ в федеральных округах. В последние годы Генпрокуратурой РФ повышены требования к подготовке и отбору кадров, уровню профессиональной подготовки и воспитанию прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих системы прокуратуры, проведению ротации кадров. Прокуратура РФ обладает сбалансированным кадровым составом, обеспечивающим необходимое сочетание молодых и опытных работников, функционирует система подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, созданы необходимые условия продвижения по службе, стабильно невысоким остается количество вакантных должностей. Вместе с тем в работе с кадрами следует использовать современные методы и формы, передовой опыт отбора кандидатов на службу, больше внимания уделять профессиональной подготовке молодых специалистов, а также вопросам повышения качества аттестации, формированию и использованию резерва кадров, перемещения по службе, осуществления дисциплинарной практики; проведению воспитательной работы, профилактики коррупционных проявлений, организации психологического, пенсионного обеспечения и др. Данные обстоятельства нацеливают в первую очередь руководителей органов прокуратуры, работников кадровых подразделений, других лиц, ответственных за работу с кадрами, на качественное улучшение организации кадровой работы, поиск резервов по совершенствованию этой деятельности, повышение ответственности за результаты работы в рассматриваемой сфере.
|