Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Престиж органов прокуратуры
Мнение рядовых граждан демократического общества имеет большое значение в работе социальных институтов и организаций. Роль общественного мнения важна также в правовом регулировании общественных отношений, обеспечении законности в обществе и вовлеченности россиян в решение проблем укрепления правопорядка. Немаловажную роль в функционировании всей правовой системы государства играет и то, как люди воспринимают деятельность специализированных институтов - правоохранительных органов. Степень удовлетворенности населения качеством их работы служит показателем эффективности их деятельности. А мнение людей об их авторитетности и влиятельности - в современной терминологии социальный престиж - играет существенную роль в профессиональной мотивации их сотрудников, удовлетворенности своим трудом. Общественная оценка деятельности органов прокуратуры как важнейшего государственного института, признание ее особой социальной значимости и ценности могут выступать побудителем и мотиватором определенных действий и поступков людей. Следовательно, социальная оценка престижности органов прокуратуры является действенным регулятором правового поведения российских граждан. Кроме того, высокие показатели престижа прокуратуры оказывают существенное влияние на: а) взаимоотношения с властными институтами по всей " вертикали"; б) осуществление профессиональной деятельности и взаимодействие с другими правоохранительными органами и судом; в) взаимоотношения с общественными организациями и СМИ; г) отношение населения к деятельности прокуратуры, обращение граждан в ее органы и укрепление их веры в правовую защищенность; д) профессиональный отбор и кадровое обеспечение органов прокуратуры; е) социально-психологическое самочувствие и психологический комфорт работников прокуратуры, удовлетворение жизненных потребностей в социально-профессиональной самореализации и социальном признании. Таким образом, очевидно, что от того, как граждане оценивают престиж прокуратуры, во многом зависит качество полномасштабного функционирования этого важного института. В свою очередь, сам уровень социальной значимости прокуратуры определяется ее реальным вкладом в удовлетворение общественной потребности - социально-правовой безопасности граждан, их правовой защищенности. На протяжении ряда лет юридические психологи Академии Генеральной прокуратуры РФ, опираясь на результаты опросов общественного мнения ведущими социологическими службами страны (ВЦИОМ, Фонд " Общественное мнение", Левада-Центр и др.) и данные собственных прикладных исследований, изучают представление населения о прокуратуре, ее престиже и динамику его отдельных показателей. Например, было зафиксировано, что в новейшей российской истории в период бурных социальных преобразований 1990-х гг. авторитет и влиятельность прокуратуры в обществе неуклонно снижались. Это отмечали и сами прокурорские работники, и рядовые граждане, и представители СМИ. В частности, измеряемый социологами уровень доверия граждан и различных групп населения прокуратуре (один из показателей престижа как сложного социального явления) в конце прошлого столетия был порядка 5-8%. Так, в 1998 г. только 6, 7% опрошенных Фондом " Общественное мнение" высказывали свое доверие органам прокуратуры. Причин такого положения дел было несколько. Низкий уровень доверия и даже отчуждение населения объяснялись в немалой степени тем, что правоохранительные органы, в том числе и прокуратура, воспринимались большинством граждан не в качестве защитников их прав, а скорее как механизмы запретительно-карательной системы. Однако уже в те тяжелые для органов прокуратуры годы в социологических опросах была зафиксирована определенная тенденция, которая только крепла в последующем: когда люди оценивали ее деятельность в социальном, общественном масштабе (т.е. абстрактно по отношению к своим личным повседневным переживаниям), то они были более склонны к позитивным оценкам ее роли и места в обществе, и главное, демонстрировали высокую степень согласованности ответов на разные, но близкие по смыслу вопросы о ее работе. А вот когда речь заходила о конкретном, более личном отношении к прокуратуре (например, в связи со своей безопасностью или контактами с прокурорскими работниками), то оценки становились менее позитивными и согласованность в ответах снижалась. Это означало, что россияне в целом понимали важность прокурорской деятельности, осознавали ее высокую социальную значимость, но вот тем, как она осуществлялась на практике и как это сказывалось на их повседневной жизни, они не всегда были удовлетворены. Именно это определило направление и перспективу для формирования благоприятного имиджа органов прокуратуры - акцент на правозащитном аспекте деятельности, ее эффективная реализация при активном информировании общественности. Позднее, на рубеже веков, уровень доверия прокуратуре несколько подрос и колебался на отметке 10-12% опрашиваемых. Кардинальным образом ситуация с восприятием и оценкой населением деятельности российской прокуратуры начала меняться только в середине первого десятилетия нового века. В 2006 г. этот показатель составил 14%. Тенденция постепенного увеличения числа людей, высказывающих свое доверие прокуратуре, сохраняется на протяжении последних пяти лет. Сейчас это около 25% опрашиваемых. Это несколько больше, чем доверяют суду (24%), и значительно больше числа доверяющих органам внутренних дел (15%)*(14). На основании этих данных можно полагать, что россияне замечают происходящие изменения в деятельности органов прокуратуры и отмечают повышение ее авторитета, тем более что показатели престижа - это не отдельно взятая оценка социальной значимости какого-либо учреждения, а, в первую очередь, указание на его положение в обществе относительно других социальных объектов. Необходимо отметить, что формирование представления о прокуратуре в массовом сознании значительно отличается от формирования образов других правоохранительных органов. Для большинства людей информация о деятельности ведомства остается " на периферии" повседневной значимости и входит в центр внимания только в особых случаях, в связи с возрастанием степени ее важности, например, при контактах (своих или близких и знакомых) с прокуратурой, а чаще всего в связи с событиями в общественной жизни. Законопослушный гражданин редко непосредственно контактирует с прокурорами, если же это происходит, то на первый план для него выходит только какая-то одна сторона обширной деятельности прокуратуры. Следовательно, обычно люди довольствуются опосредованной информацией, преимущественно по сообщениям в масс-медиа. Тем не менее свой образ-представление о прокуратуре у каждого гражданина, безусловно, есть, и его с помощью специальных опросов вполне можно определить. Другим индикатором авторитетности социальных институтов являются оценки обществом их роли и места в жизни страны, или степени их влиятельности на социальные процессы. Очевидно, что этот индикатор даже в большей степени, чем уровень доверия, связан с понятием престижа. Вполне естественно, что люди судят о деятельности прокуратуры, во многом опираясь на мнение и отношение к этому учреждению представителей государственной власти - Президента, Правительства, парламента, органов местного самоуправления, а также так называемых " лидеров мнений" - известных общественных деятелей и других публичных персон. Согласно данным Левада-Центра роль прокуратуры в жизни России в 2010 г. была оценена респондентами в 3, 4 балла (по пятибалльной шкале), в то время как еще в середине десятилетия эта средняя оценка не превышала 3 баллов. В целом в XXI в. место прокуратуры среди других институтов страны довольно стабильно и находится в верхней части своеобразного " рейтинга влиятельности" из 16 социальных институтов. Выше здесь: Президент, Вооруженные Силы, органы госбезопасности, СМИ и Правительство. Но преувеличивать значение " рейтингов влиятельности" не стоит, поскольку в благополучном с точки зрения соблюдения законности обществе прокуратура и не должна быть на первых социально значимых местах, а чрезмерное возрастание ее роли может означать, что актуальное состояние законности оценивается людьми скорее все еще как недостаточно удовлетворительное. Собственно, в первую очередь на престиж органов прокуратуры в российском обществе влияет именно характер и эффективность ее деятельности по обеспечению законности и правопорядка. Немаловажную роль в формировании престижа играют и другие факторы: уровень, динамика и структура преступности в стране, криминальная ситуация в целом и, соответственно, уровень социального самочувствия граждан (уровень социальной защищенности, правового благополучия), а также оперативность прокурорского реагирования; количество и качество судебных разбирательств, особенно, что касается участия в них прокуроров и убедительности доказательной базы; уровень профессионализма и степень личной ответственности прокурорских работников. Естественно, что на престиж прокуратуры значительно влияет и публичное поведение ее руководителей, ведущих прокуроров, а также их индивидуальные авторитет и репутация. Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и социальный статус (высокие нравственные качества, общественный вес) прокурорских работников. Особенно это важно в современных условиях, когда престижность учреждения не в последнюю очередь определяется уровнем социальной состоятельности его работников. Кроме того, на престиж прокуратуры влияет также и то, как общество оценивает деятельность других правоохранительных органов, поскольку, как отмечалось, понятие престижа включает месторасположение оцениваемого объекта в социуме, что вовсе не означает их конкуренции, тем более что собственно престиж не может быть самоцелью деятельности прокуратуры. В этом смысле акцент переносится на согласованность работы правоохранительных органов и на координирующую функцию прокуратуры. Социологические исследования последних лет демонстрируют, что население страны в большинстве своем отмечает конструктивные изменения в деятельности российской прокуратуры. Так, в 2009 г. социологи ВЦИОМа провели масштабное специальное исследование отношения граждан к деятельности всех министерств и федеральных служб (в сумме 18-ти), которые принято объединять понятием " силовые". Наиболее важны данные этого исследования по оценке населением эффективности их деятельности, т.е. насколько хорошо они справляются с поставленными задачами. И показатели Генпрокуратуры РФ в полученном распределении ответов довольно высокие. В сумме 56% опрошенных считают, что сотрудники ведомства справляются с возложенными функциями " хорошо" (22%) или " удовлетворительно" (34%). Лучшие показатели - только у МЧС и Минобороны России. Схожие и довольно неплохие оценки эффективности деятельности органов прокуратуры по защите личных и имущественных интересов граждан получены и в аналогичном исследовании Фонда " Общественное мнение". В отличие от опроса ВЦИОМа объектом оценки здесь выступали правоохранительные органы, суд, а также некоторые государственные и общественные институты. Органы прокуратуры, согласно данным этого исследования, оказались в лидерах: их деятельность как эффективную оценили 43% респондентов, как неэффективную - только 24%. И в первую очередь, именно этим фактором - изменениями в оценках населения деятельности органов прокуратуры - объясняется повышение социального престижа ведомства в целом. Об этом говорят и сами прокурорские работники, которые, в частности, стали участниками специального исследования, проведенного сотрудниками лаборатории юридической психологии Академии в 2009 г. Так, более 2/3 опрошенных сотрудников прокуратуры уверены, что влияние прокуратуры в обществе либо " значительное" (59%), либо " такое, какое нужно" (10%), лишь треть считает, что все еще " недостаточное". При этом примерно 40% участников опроса высказали мнение, что престиж ведомства в последние годы в стране повысился, а повышение социальной значимости органов прокуратуры в регионах оценивалось даже несколько выше. Однако особенно ярко выглядят полученные результаты на фоне данных аналогичного исследования в 2000 г. В целом число прокурорских работников, оценивающих возрастание престижа и общественной влиятельности органов прокуратуры, увеличилось за прошедшее десятилетие вдвое. Конечно, собственно престиж, значимость того или иного социального института, учреждения измеряется общественным мнением, а не мнениями его работников. Но реальный авторитет прокуратуры в первую очередь ощущают именно они, в своей повседневной деятельности сталкиваясь с большим числом как рядовых граждан, так и ответственных лиц других организаций, чье отношение к самому учреждению и его представителям, как правило, сразу и довольно легко определяется. И в этом плане надо отметить, что в своих ответах на вопросы анкеты прокуроры продемонстрировали высокую социальную адекватность, объективность в оценке значимости органов прокуратуры и неплохую информированность о происходящих в российском обществе и массовом сознании процессах. Одной из задач исследования было выяснение основных причин изменения показателей престижа органов прокуратуры. Высказанные мнения и их частота приводятся в табличном виде в процентах от числа считающих, что престиж повысился (поскольку можно было дать несколько вариантов ответа, суммарное число превышает 100%).
|