Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Надзор за исполнением законов в сфере экономики 3 страница
- ущемлялись ли права предпринимателей недобросовестной конкуренцией; - допускалось ли необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; - устанавливались ли запреты и ограничения в отношении свободного перемещения товаров в России, иные ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; - выдавались ли хозяйствующим субъектам указания о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; - устанавливались ли для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
5.2.7. Надзор за исполнением законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве*(23)
Основу правового регулирования рассматриваемой сферы составляют: Конституция РФ, ГК и ЖК, Федеральные законы от 31.03.1999 N 69-ФЗ " О газоснабжении в Российской Федерации", от 26.03.2003 N 35-ФЗ " Об электроэнергетике", от 30.12.2004 N 210-ФЗ " Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", от 27.07.2010 N 190-ФЗ " О теплоснабжении", постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 " О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", от 23.05.2006 N 306 " Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и от 06.05.2011 N 354 " О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", от 14.07.2008 N 520 " Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". ГК закрепляет конкретные условия отношений энергоснабжения (§ 6 гл. 30). Установленные Кодексом правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом и водой, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 548 ГК). ЖК определяет структуру платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от прав лица на жилое помещение (ст. 154), порядок внесения данной платы, ее размер, определяет иные расходы собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 155-158). В соответствии с ч. 2 ст. 165 ЖК органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах. Федеральный закон " Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Федеральный закон " О теплоснабжении" определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций. Постановлением Правительства РФ " О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также являются основным правовым актом, регламентирующим отключение электроэнергии. В п. 79-86 Правил перечислены случаи (когда исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через месяц после письменного предупреждения (уведомления)) и порядок приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг. К типичным нарушениям, допускаемым при принятии органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления правовых актов в рассматриваемой сфере, относятся: - превышение предоставленных федеральным законодательством полномочий при установлении тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг; - нарушение процедуры принятия тарифов (нарушение сроков процедур извещения организаций об открытии и рассмотрении дел об установлении тарифов; сроков проведения экспертизы представленных предложений и подготовки экспертных заключений; отсутствие таких экспертиз при установлении тарифов); - введение органами местного самоуправления тарифов и надбавок в действие ранее, чем через месяц с момента их принятия, либо распространение их на прошлые периоды времени; - нарушение порядка досрочного пересмотра тарифов и надбавок; - нарушение органами исполнительной власти субъектов РФ порядка согласования своих решений об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного ФСТ России; - неопубликование правовых актов об установлении тарифов и надбавок; - превышение объемов и сроков выполнения мероприятий, закрепленных в инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, установленных программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований; - необоснованное взимание и навязывание управляющими компаниями жителям многоквартирных домов платежей за потери энергоресурсов, на " общедомовые нужды" и т.д.; - незаконные отключения электроэнергии; ограничение потребления электроэнергии. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 ФСТ России осуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, а также регулирует деятельность естественных монополий. В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона " Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования. Необходимую информацию о правонарушениях прокурор получает из следующих источников: заявлений и обращений граждан, должностных лиц, организаций о неправомерных действиях органов государственной власти и органов местного самоуправления; сообщений СМИ; материалов уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел; материалов прокурорской и правоприменительной практики. Кроме того, в качестве сведений о деятельности на поднадзорных объектах и возможных нарушениях при ее осуществлении необходимо использовать: материалы ранее проведенных органами прокуратуры проверок, а также проверок органов контроля и надзора (например, территориальных управлений ФАС России); переписку органов прокуратуры с органами власти, правоохранительными органами, организациями; отчеты о работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе осуществляющих тарифное регулирование. При проведении проверки исполнения законодательства в органах регионального тарифного регулирования надлежит проверить: - выполняются ли возложенные на указанный орган задачи в части достижения баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов; - установлены ли тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках определенных ФСТ России (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии; - определены ли сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков электрической энергии и соответствуют ли они действующему законодательству; - введены ли тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, в рамках установленных ФСТ России предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на эту энергию и соответствуют ли они действующему законодательству; - установлены ли для территориальных сетевых организаций плата за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы; - определены ли тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных ФСТ России предельных и (минимального и (или) максимального) уровней тарифов. Имеют ли место факты превышения предельных максимальных уровней тарифов на электрическую энергию для населения, а также случаи необоснованного установления (пересмотра) тарифов в течение года после принятия закона субъекта РФ о бюджете, нарушения сроков действия утвержденных цен (тарифов), включения в тарифы затрат на проведение проверок хозяйственной деятельности организаций и на другие не предусмотренные законодательством цели; - соблюдается ли требование об обязательном проведении экспертизы экономической обоснованности предложений об установлении тарифов и составлении экспертных заключений, их соответствии требованиям законодательства; - осуществляется ли контроль за применением регулируемых цен (тарифов) и проводятся ли проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов); - осуществляется ли контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые тарифы, каков характер этого контроля; - контролируется ли деятельность гарантирующих поставщиков по обеспечению надежного энергоснабжения населения; - запрашиваются ли у органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаций материалы по вопросам регулирования цен (тарифов) и контроля за их применением; - имеют ли место случаи отмены региональным органом тарифного регулирования решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных ему полномочий и противоречащих законодательству об электроэнергетике или принятых с превышением компетенции; - соблюдаются ли требования законодательства по согласованию производственных программ и даче заключений на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, выполняются ли в соответствии с полномочиями обязанности по мониторингу выполнения программ; - соблюдаются ли требования законодательства о порядке обращения в ФСТ России по возникающим разногласиям в отношении тарифов и надбавок между региональным органом тарифного регулирования, органом местного самоуправления и организациями, имелись ли для этого основания; - соблюдается ли региональным органом тарифного регулирования порядок согласования с ФСТ России решения об утверждении ими тарифов в установленных законодательством случаях; - имели ли место факты принятия региональными органами тарифного регулирования решений по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, не соответствующих действующему законодательству; - осуществляется ли финансирование регионального органа тарифного регулирования за счет средств, предусматриваемых на эти цели в бюджете субъекта РФ; - производятся ли расходы на содержание указанного органа за счет отчислений, предусмотренных в структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; - исполняются ли региональным органом тарифного регулирования иные полномочия, связанные с регулированием тарифов. В органах местного самоуправления, в том числе осуществляющих тарифное регулирование, надлежит проверить: - выполняются ли полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; - имеют ли место отключения потребителя от сетей электроснабжения неуполномоченным лицом; - нарушается ли порядок предоставления услуг электроснабжения при проведении ремонтных и профилактических работ; - созданы ли органы тарифного регулирования; - изданы ли правовые акты о порядке деятельности органов регулирования муниципальных образований, соответствуют ли они законодательству; - соблюдаются ли требования при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; - соблюдаются ли органами местного самоуправления при установлении тарифов принципы экономической обоснованности тарифов, осуществляется ли их регулирование с проведением экспертизы экономической обоснованности затрат на предоставление услуг; - обеспечивается ли установление тарифов на очередной период их действия менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия; - имели ли место случаи принятия решений по указанным вопросам без наделения полномочиями и с превышением компетенции; - исполняются ли требования о порядке обращения в ФСТ России по разногласиям в отношении тарифов и надбавок, возникающим между региональным органом тарифного регулирования, органом местного самоуправления и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. В зависимости от характера установленных в ходе проверки правонарушений прокурор принимает адекватные меры реагирования.
5.2.8. Надзор за исполнением законодательства о налогах*(24)
Основу правового регулирования сферы налоговых правоотношений НК, которым установлены виды налогов, порядок их взыскания, основные понятия, используемые в области налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, контролирующих и правоохранительных органов, осуществляющих предоставленные законом полномочия в сфере налогообложения. НК предусматривает ответственность за совершение налоговых правонарушений, перечень которых, а также субъекты и размер санкций определены ст. 116-129.1. Помимо налогового законодательства ответственность за правонарушения в области налогов и сборов установлена КоАП. За налоговое преступление, отличающееся от правонарушения лишь формой вины, определенным способом совершения и большей суммой неуплаченного налога, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в соответствии с УК. Налоговые правоотношения регулируются также отдельными законами*(25), постановлениями Правительства РФ, детализирующими ряд положений законов и устанавливающими порядок их применения (например, по вопросам проведения взаимозачетов между налогоплательщиками, реструктуризации налоговой задолженности, лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, установления порядка регистрации юридических лиц и т.д.). По отдельным вопросам налогообложения налоговые органы издают инструкции, методические рекомендации о механизме взыскания налоговых платежей, направляют на места многочисленные документы, содержание которых затрагивает права и интересы неограниченного числа налогоплательщиков (например, письма, телеграммы, совместные указания и т.д.). Функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему России налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему России других обязательных платежей, возложены на налоговые органы (ФНС России и ее территориальные органы). Задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность налоговых органов регламентируются помимо НК, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 " О налоговых органах в Российской Федерации". Определенными полномочиями по надзору за своевременностью, полнотой и правильностью перечисления налоговых платежей в бюджет наделен ЦБ РФ, в функциональные обязанности которого согласно Федеральному закону " О Центральном банке Российской Федерации" входит надзор за деятельностью кредитных организаций. Для осуществления надзора ЦБ РФ вправе использовать определенные меры воздействия на коммерческие банки. В частности, соответствующими приказами, инструкциями, распоряжениями он устанавливает для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. В соответствии с вышеназванным Законом и Федеральным законом " О банках и банковской деятельности" ЦБ РФ имеет право запрашивать и получать у кредитной организации необходимую информацию о ее деятельности, в том числе данные по конкретным операциям; устанавливать и предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов и главным бухгалтерам кредитной организации; выдавать и отзывать лицензии, требовать замены руководителя банка, взыскивать штрафы, а также имеет право на принудительную ликвидацию банков. Контроль за исполнением банками сроков перечисления налогов возложен также и на органы Казначейства России, которые согласно ст. 284, 304 БК правомочны взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций в установленных законом размерах за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств. Действующее законодательство предоставляет широкие полномочия налоговым органам в части осуществления налогового контроля с целью выявления должников и принятия мер для погашения задолженности. Достаточно назвать такие, как: взыскание налога, сбора и пени в бесспорном порядке, т.е. путем списания со счета налогоплательщика сумм неуплаченного им налога и перечисление в соответствующие бюджеты (ст. 46 НК); взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика (как юридических, так и физических лиц) (ст. 47-48 НК); наложение ареста на имущество с санкции прокурора (ст. 77 НК); приостановление операций по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов (п. 5 ч. 1 ст. 31 и ст. 76 НК); предъявление предусмотренных законодательством исков в суды общей юрисдикции и арбитражные суды (п. 14 ч. 1 ст. 31 НК); привлечение налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений и взыскание с них в судебном порядке штрафных санкций (ст. 116-129 НК) и др. Однако, осуществляя контроль, налоговые органы не в полной мере используют предоставленные им полномочия по принудительному взысканию недоимки, пеней, налоговых санкций, в результате чего в бюджет не поступают значительные суммы налоговых платежей. Нередко допускаются нарушения при привлечении налогоплательщиков к ответственности за совершение ими налоговых правонарушений, проведении налоговых проверок и оформлении решений по их результатам, в связи с чем при их обжаловании в суды общей юрисдикции или арбитражные суды данные решения признаются незаконными. Налоговыми органами не всегда исполняются требования закона о порядке направления материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, когда в них имеются признаки налогового преступления. Подразделения ЦБ РФ, а также органы Казначейства России также не во всех необходимых случаях применяют к коммерческим банкам предусмотренные законом меры ответственности при выявлении фактов несвоевременного перечисления ими налогов в бюджеты соответствующих уровней. Исходя из специфики налоговых правоотношений, надзором должны быть охвачены: - налоговые органы - в части законности осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему России налогов и сборов; - органы Казначейства России - в части соблюдения ими действующего законодательства при исполнении доходной части федерального бюджета за счет налоговых поступлений; - банки и другие кредитные организации - в части соблюдения требований законодательства о своевременности исполнения поручений налогоплательщиков о перечислении денежных средств в бюджет и государственные внебюджетные фонды; - представительные (законодательные), исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления - в части принятия ими законов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов налогообложения; - руководители коммерческих и некоммерческих организаций - в части неисполнения ими обязанности по уплате налогов в случае поступления в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования с целью защиты государственных интересов. Необходимым условием выявления налоговых правонарушений является обладание информацией о состоянии дел в налоговой сфере на территории субъекта РФ, города, района. Особенно важно, чтобы сведения поступали своевременно, информация была оперативной. С этой целью должен быть разработан определенный механизм их получения и достигнуто такое взаимодействие с контролирующими и правоохранительными органами, чтобы они систематически направляли в прокуратуру необходимые статистические и отчетные данные за определенный период, которым может быть квартал или полугодие. Для повышения эффективности надзора в прокуратуре субъекта РФ должны сопоставляться данные различных контролирующих органов и другие сведения, полученные органами прокуратуры: о поступлении налоговых платежей в бюджеты всех уровней; о выполнении плановых заданий по сбору налогов; о суммах налогов и сборов, не уплаченных в установленный законодательством срок (недоимке), а также задолженности по пеням и налоговым санкциям; о предоставленных льготах, в том числе отсрочках и рассрочках по уплате налогов и сборов; о принятых и принимаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами власти субъекта РФ правовых актах о налогообложении. Эти сведения содержатся в соответствующих формах статистической отчетности налоговых органов, которые целесообразно ежегодно запрашивать и анализировать для последующего планирования работы. Сравнительный анализ статистических данных, полученных из различных контролирующих органов, органов статистики, регистрирующих органов и т.д., обобщения по жалобам, обращениям, поступающим в прокуратуру, могут стать обоснованием к проведению целевых проверок по исполнению налогового законодательства. Обладание подобной информацией позволит дифференцировать задания для разных городов и районов субъекта РФ в зависимости от состояния законности на определенном направлении деятельности налоговых и других органов, имеющих отношение к налогообложению. Учитывая специфику, сложность налогового законодательства, многоаспектность деятельности налоговых и других органов в сфере налогообложения, не рекомендуется проводить комплексные проверки, так как в данной области надзора они являются малоэффективными. Прокурор должен четко определить задачи конкретной целевой тематической проверки. Только в этом случае она может быть глубокой и прокурор имеет возможность выявить действительные нарушения, допускаемые в процессе осуществления контроля за исполнением налогового законодательства. Тематика таких целевых проверок может быть следующей: а) исполнение налоговыми органами требований закона о постановке налогоплательщиков на налоговый учет; б) исполнение налоговыми органами законодательства о взыскании налоговой задолженности; в) законность привлечения к налоговой и административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов; г) законность проведения камеральных и выездных налоговых проверок; д) законность предоставления налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей; е) исполнение налоговыми органами законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции; ж) правильность распределения по уровням бюджета органами Казначейства России регулирующих налогов; з) правильность учета доходов органами Казначейства России при проведении взаимозачетов и изменении сроков уплаты налогов (отсрочек и рассрочек налоговых платежей); и) использование органами Казначейства России полномочий по контролю за банками и другими кредитными организациями по перечислению налоговых платежей в бюджет; к) законность принимаемых органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативных правовых актов в сфере налогообложения; л) своевременность направления органами и организациями, перечисленных в ст. 85 НК, соответствующих данных в налоговые органы и применение к ним мер ответственности в случае выявления нарушений. Для осуществления функций в области банковского надзора в аппарате ЦБ РФ создан Департамент инспектирования кредитных организаций. В субъектах РФ этим вопросом занимаются управления (отделы) инспектирования коммерческих банков. Основными задачами данных структурных подразделений являются: определение реального финансового состояния коммерческих организаций; оценка уровня принимаемых рисков; определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и нормативным актам ЦБ РФ. В связи с этим прокурором могут проводиться проверки об использовании подразделениями ЦБ РФ требований закона о надзоре за своевременным перечислением банками и другими кредитными организациями налоговых платежей в бюджет. Задачей прокуроров в данном случае является не проверка самих банков (это должны осуществлять контролирующие органы), а надзор за исполнением вышеназванными органами контрольных и надзорных функций, предусмотренных законом. Именно в этом может выражаться деятельность прокуратуры по пресечению и предупреждению налоговых правонарушений, допускаемых банками. Проверки исполнения налогового законодательства не могут быть эффективными без соответствующей подготовки к ним. Прежде чем идти на проверку в контролирующие органы, нужно определиться, какое направление деятельности налогового органа или органа Казначейства России следует проверять и за какой период, решить, какие именно документы и в каком объеме для этого потребуются. Проверки чаще всего проводятся по фактам конкретных нарушений или по отдельным жалобам, заявлениям, поступающим в прокуратуру. Руководитель подразделения в прокуратуре субъекта РФ или городской (районной) прокуратуры обычно готовит задание, где обозначает сроки, объем и основания проведения проверки, ставит конкретные вопросы, подлежащие рассмотрению и оценке, а непосредственный исполнитель составляет план проверки. До начала ее проведения в проверяемом органе запрашиваются определенные сведения, цифровые данные, документы. В обращении к руководителю соответствующего контролирующего органа об их предоставлении необходимо обозначить основания проведения проверки, перечислить, какие конкретные документы, отчетные данные, за какой период и к какому сроку должны быть подготовлены. Прокурору, осуществляющему надзор, следует решить вопрос о месте проведения проверки и методе изучения документов (сплошном, выборочном), а также о привлечении специалиста. Более эффективными являются проверки, проводимые непосредственно в проверяемом органе, так как в этом случае у прокурора есть возможность знакомиться со всеми материалами, послужившими основанием для принятия должностными лицами определенного решения, вникнуть в существо вопроса, получить дополнительную, ранее не запрашиваемую информацию. Проведение проверок непосредственно по месту нахождения контролирующего органа целесообразно еще и в связи с большим объемом документов по одному и тому же проверяемому вопросу. Помощь специалистов может выражаться в таких формах, как: консультации, проведение обследований, дача заключений по вопросам, касающимся исполнения налогового законодательства, подготовка справок по поручению прокурора. Мнение специалиста учитывается прокурором при оценке имеющейся информации в ходе проводимого им надзорного мероприятия. В справках по результатам проверки необходимо приводить конкретные факты нарушений со ссылкой в каждом случае на законодательство. Целесообразно обеспечивать участие прокурора в рассмотрении налоговыми органами представлений об устранении выявленных нарушений. Полезно изучение судебной практики. Выявление причин отказов в удовлетворении исков налоговых органов и обобщение допущенных ошибок могут стать предметом обсуждения прокурорами на совместных коллегиях, совещаниях, проводимых контролирующими органами.
5.2.9. Надзор за исполнением законодательства о бюджете*(26)
Законодательной базой, определяющей основы организации и функционирования бюджетной системы РФ, бюджетного процесса и межбюджетных отношений, правовое положение субъектов этих отношений, формирование доходов и осуществление расходов, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства являются: БК; НК; федеральные законы о федеральном бюджете на год и на плановый период и бюджетах государственных внебюджетных фондов на год и на плановый период, а также Федеральные законы от 06.10.1999 N 184-ФЗ " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; от 06.10.2003 N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21.07.2005 N 94-ФЗ " О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; от 08.05.2010 N 83-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", иные федеральные законы. Самостоятельное место в правовом регулировании бюджетных отношений отведено законодательным актам субъектов РФ и правовым актам представительных органов муниципальных образований, регулирующим бюджетные правоотношения.
|