Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних 5 страница






 

6.4.12. Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних в воспитательных колониях*(109)

 

В ходе проверок деятельности воспитательных колоний прокурорами обращается внимание на исполнение требований Конституции РФ, УИК, Законов РФ от 21.07.1993 N 5473-1 " Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", " Об образовании", Федеральных законов " О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 21.12.1994 N 69-ФЗ " О пожарной безопасности", " О лицензировании отдельных видов деятельности", " О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и др. Задачи рассматриваемого направления определяются в соответствии с приказами Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 N 19 " Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 17.12.2007 N 200 " О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации", от 15.02.2011 N 33 " Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" и др.

Проверке должен предшествовать предметный анализ состояния дел и складывающихся тенденций состояния преступности, нарушений режима в воспитательных колониях, основанный на ознакомлении со статистическими и иными данными (материалами инспекторских проверок, осуществленных органами ведомственного контроля, данными, имеющимися в комиссиях по делам несовершеннолетних, жалобами, заявлениями, ходатайствами и обращениями осужденных, другой информацией).

Изучению прокурором подлежат вопросы:

- обоснованности назначения судом осужденному данного вида исправительного учреждения;

- обоснованности помещения его в соответствующие условия отбывания наказания;

- законности оставления лиц, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии или перевода в изолированные участки, функционирующие как колонии общего режима;

- соблюдения требований закона о раздельном содержании в воспитательной колонии различных категорий осужденных;

- соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства об основных средствах исправления осужденных, обеспечения их прав, свобод, законных интересов;

- законности применения к ним администрацией воспитательной колонии мер поощрения и взыскания.

К проведению проверок привлекаются сотрудники региональных управлений по исполнению наказаний, управлений юстиции, специалисты в сферах образования, здравоохранения, технологического и экологического надзора, соответствующих структур субъектов РФ, органов местного самоуправления и др.

При проверках выясняется состояние исполнения законов:

- при организации режима в колонии, в следственных изоляторах (СИЗО);

- организации медико-санитарного и материально-бытового обеспечения несовершеннолетних осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- привлечении к труду несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы;

- соблюдении безопасных условий труда несовершеннолетних воспитанников и техники безопасности;

- соблюдении требований пожарной безопасности в следственных колониях и СИЗО;

- организации воспитательной работы, в том числе при применении мер поощрения и взыскания как к осужденным, так и к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений;

- организации образования в колониях;

- организации ведомственного контроля в колониях и СИЗО;

- организации работы с жалобами и заявлениями граждан, несовершеннолетних осужденных и подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- организации работы по освобождению осужденных из воспитательной колонии и др.

Особое внимание при этом обращается на состояние инженерно-технических сооружений, а также зданий колонии, СИЗО, на создание строгих, облегченных, льготных и обычных условий отбывания наказания в колониях и соответствующих условий в СИЗО, на осуществление контроля за осужденными и подозреваемыми и обвиняемыми в ночное и дневное время и др.

Непосредственно проверку рекомендуется начать с обхода жилых, производственных помещений, а также школы, профессионально-технического училища, столовой, медико-санитарной части, банно-прачечного комплекса и других коммунально-бытовых помещений, дисциплинарного изолятора и т.д. В обходе должны участвовать должностные лица колонии для представления прокурору пояснений по возникающим вопросам. В первую очередь проверяется законность содержания лиц в дисциплинарном изоляторе.

Нередко выявляются факты необеспечения администрациями колоний права осужденных на безопасность, несоблюдения законодательства о привлечении осужденных к труду, правил техники безопасности, в сфере медико-санитарного обеспечения и др.

 

6.4.13. Надзор за исполнением законов, регулирующих деятельность молодежных организаций и правовых актов, направленных на борьбу с экстремизмом*(110)

 

Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с экстремизмом (по вопросам надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму см. также 5.8), прокуроры обращают внимание на реализацию норм Конституции РФ, УК и УПК, КоАП, Законов РФ " О средствах массовой информации", Федеральных законов " О противодействии экстремистской деятельности", " О Федеральной службе безопасности", " О полиции", " Об оперативно-розыскной деятельности", " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", " О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", " О политических партиях", " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", " О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и др. При организации соответствующих проверок необходимо руководствоваться приказами Генпрокурора РФ от 28.11.2007 N 190, от 05.12.2007 N 194.

Для осуществления проверки состояния законности по указанному направлению могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел, ФСБ России, региональных управлений по исполнению наказаний и юстиции, сферы образования и др. Работа на этом направлении прокурорской деятельности осуществляется в координации с органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами, участвующими в пределах своей компетенции в борьбе с терроризмом, а также с региональными антитеррористическими комиссиями.

В ходе проверки прокуроры изучают исполнение законов:

- при организации работы органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов по исполнению Федерального закона " О противодействии экстремистской деятельности", осуществлению необходимых мер по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде и привлечению несовершеннолетних и молодежи к участию в деятельности объединений с экстремистской и фашистской идеологией (выявление фактов пропаганды идей экстремизма (терроризма) с использованием СМИ и сети Интернет, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению этой деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления в местах массового пребывания людей, особенно в образовательных учреждениях;

- при организации индивидуально-профилактической работы комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних и другими структурами органов внутренних дел с лицами, состоящими на учете как члены неформальных молодежных объединений, выявлении фактов нахождения детей в состоянии безнадзорности и трудной жизненной ситуации, изучении причин и условий, способствующих различным правонарушениям, в том числе экстремистской направленности; выявлении лиц, поддерживающих идеи национальной, расовой и религиозной нетерпимости;

- при регистрации молодежных и детских общественных организаций, движений и объединений, образовательных учреждений (установление случаев отказа и их обоснованности в регистрации этих объединений по причине представления учредительных документов, содержащих недостоверную информацию, либо наименования, оскорбляющего нравственность, национальные или религиозные чувства граждан, и др.). а также контроле за их деятельностью с целью недопущения противоправного использования в политических, экстремистских, оккультных, религиозных целях;

- при организации работы правоохранительных органов по своевременному выявлению, учету, закреплению следов преступлений экстремистской направленности в молодежной среде, причин и условий, способствовавших преступлениям, источников финансирования преступной деятельности виновных лиц, а также работе органов предварительного следствия по выявлению в ходе расследования уголовных дел вышеназванной категории причин, способствовавших совершению преступлений экстремистской и террористической направленности, в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК;

- в деятельности молодежных общественных и религиозных объединений, иных организаций, СМИ и физических лиц, обращая при этом особое внимание на вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних;

- в ОРД и уголовно-процессуальной деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений экстремистской направленности в молодежной среде, в том числе в отношении приверженцев исламских экстремистских течений, а также при решении вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц, вовлекающих в эту деятельность несовершеннолетних;

- при принятии правоохранительными органами решений по материалам, заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях экстремизма в детской среде, а также задержании и привлечении к уголовной ответственности по ст. 150 и 151 УК взрослых лиц, осуществляющих экстремистскую деятельность и вовлекающих в нее подростков;

- при взаимодействии соответствующих государственных структур с негосударственными организациями, общественными и религиозными организациями и объединениями, политическими партиями, обращая внимание при этом на защиту прав несовершеннолетних;

- при вынесении решений об отказе в возбуждении уголовных дел с изучением всех материалов проверки, а также прекращении уголовных дел или уголовного преследования по преступлениям экстремистской направленности, в том числе с участием несовершеннолетних;

- при обучении религии в государственных, муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательных программ, в детских и молодежных объединениях, а также в деятельности традиционных и нетрадиционных конфессий (выявление фактов распространения в молодежных (детских) военно-патриотических объединениях и образовательных учреждениях материалов экстремистского характера, незаконного осуществления преподавательской деятельности в государственных образовательных учреждениях иностранными гражданами и лицами без гражданства, случаев осуществления религиозного образования в ущерб общему, отказов несовершеннолетних посещать общеобразовательные учреждения по религиозным мотивам);

- при установлении языков обучения в государственных образовательных учреждениях (выявление фактов осуществления процесса обучения и воспитания на нерусском (неродном) языке).

Проверке подлежит также соответствие программ обучения по предметам религиозной тематики требованиям Федерального закона " О свободе совести и религиозных объединений" и Закона РФ " Об образовании"; наличие в регионах программ (подпрограмм), направленных на формирование толерантного сознания несовершеннолетних и молодежи, профилактику экстремизма в их среде, включая финансирование этих программ, эффективность проводимых мероприятий, влияние на криминогенную обстановку в регионе.

Систематически анализируя качество и полноту результатов прокурорских проверок, осуществляя эту работу в координации с органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами, участвующими в пределах своей компетенции в борьбе с экстремизмом (терроризмом), можно значительно повысить эффективность прокурорского надзора.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: материалы " круглого стола" / отв. ред. О.В. Пристанская. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

2. Правовые и криминологические проблемы защиты прав несовершеннолетних: сб. науч. трудов. Ч. I / О.В. Пристанская [и др.]. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.

3. Правовые и криминологические проблемы защиты прав несовершеннолетних: сб. науч. трудов. Ч. II / О.В. Пристанская [и др.]. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

4. Пристанская, О.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних: методич. пособие / О.В. Пристанская, О.В. Сальникова. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.

5. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / под рук. Н.П. Дудина. - СПб.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

6. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в условиях перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления: пособие / под науч. ред. О.В. Пристанской. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал