![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В ходе камеральной проверки. Документы, которые налоговики получают или оформляют в ходе мероприятий налогового контроля, являются частью материалов налоговой проверки
Документы, которые налоговики получают или оформляют в ходе мероприятий налогового контроля, являются частью материалов налоговой проверки. Именно на их основании принимается решение по итогам камеральной проверки.
Примечание Подробнее о материалах камеральной проверки см. разд. 23.5.1 " Состав материалов налоговой проверки".
В связи с изложенным возникает вопрос, могут ли налоговики при принятии решения по итогам проверки ссылаться на полученное в ходе мероприятия налогового контроля доказательство, если: - при мероприятии допущены нарушения установленной процедуры его проведения; - проведение данного мероприятия не допускается в рамках камеральной проверки. Из буквального смысла абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ следует, что не могут. Однако использование доказательств, которые получены с нарушением закона, не является безусловным основанием для отмены решения < 3>. А значит, тот факт, что налоговики нарушили правила проведения, к примеру, допроса свидетеля, не будет достаточным основанием для отмены решения, принятого с учетом показаний этого свидетеля. -------------------------------- < 3> Напомним, что безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
В то же время суды отказываются принимать в качестве доказательств результаты мероприятий налогового контроля, которые получены с нарушением налогового законодательства. Особенно в ситуациях, когда есть основания сомневаться в их доказательственной силе. Основание - ч. 3 ст. 64 АПК РФ. К примеру, ФАС Центрального округа в Постановлении от 30.09.2008 N А54-1011/2008С21 не принял к рассмотрению протокол осмотра, который был составлен в отсутствие представителя налогоплательщика и не имел отношения к предмету проверки. При этом суд также подчеркнул, что проведение осмотра при камеральных проверках не допускается. Правильность такого подхода подтверждает и Высший Арбитражный Суд РФ. Так, в Письме ВАС РФ от 25.05.2004 N С1-7/УП-600 указано, что арбитражный суд не вправе использовать доказательства, которые получены с нарушением положений гл. 14 НК РФ. Следовательно, если позиция налоговиков базируется только на одном или нескольких порочных доказательствах, у налогоплательщика есть шанс доказать необоснованность выводов налоговой инспекции. В этом случае решение может быть отменено. Добавим, что шансы налогоплательщика на успешное судебное обжалование решения инспекции в подобной ситуации значительно увеличатся, если он дополнительно сможет представить суду убедительные доказательства своей правоты.
|