Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При нарушении срока камеральной проверки
Итак, срок проведения камеральной проверки не является пресекательным и его нарушение не может быть единственным основанием для отмены решения налогового органа, которое принято по результатам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ, п. 9 Обзора).
Примечание О том, почему нарушение срока камеральной проверки не является основанием для отмены решения налогового органа, рассказано в разд. 3.4.1 " Отмена решения по камеральной проверке в связи с нарушением срока ее проведения".
Это значит, что независимо от того, как долго велась камеральная проверка, вы обязаны исполнить решение, которое принято по ее итогам, и уплатить недоимку, пени и штрафы на основании выставленного вам требования об их уплате (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.11.2007 N А65-9497/07).
Примечание О том, в какой срок должно быть выставлено и исполнено требование об уплате налога, вы можете узнать в разд. 24.2 " Исполнение вступившего в силу решения по итогам налоговой проверки".
Однако необходимо отметить, что существует и судебная практика в пользу налогоплательщиков. Она, в частности, свидетельствует о том, что если камеральная проверка проводится слишком длительное время (например, в течение двух лет), то налоговики могут пропустить срок на взыскание. И в этом случае недоимку, пени и штраф с вас взыскать не смогут (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.11.2008 N А33-2084/08-Ф02-5802/08). При этом срок на взыскание судьи отсчитывают от даты, когда по закону должна была окончиться камеральная проверка. К сожалению, в настоящее время у данной позиции нет достаточно твердого правового основания. Это связано с тем, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ порядок взыскания недоимки по налогам, пеней и штрафов, которые выявлены в ходе камеральной проверки, напрямую не зависит от срока ее проведения. В настоящее время налоговики вправе взыскать с налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей недоимку по налогам, пени, штрафы в бесспорном (внесудебном) порядке, если требование об их уплате не было исполнено в установленный срок (п. 2 ст. 45 НК РФ). При этом решение о таком взыскании должно быть принято не позднее двух месяцев после срока уплаты налогов, пеней или штрафов, который указан в требовании об уплате налога (ст. 46 НК РФ). Если в бесспорном порядке недоимка, пени и штраф не будут взысканы, налоговый орган может обратиться в суд (абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ). Срок, в течение которого налоговики могут подать иск в суд, составляет шесть месяцев со дня окончания срока, который указан в требовании на уплату. Таким образом, срок, в течение которого налоговый орган может взыскать недоимку по налогу, пени и штрафы, рассчитывается исходя из срока исполнения требования об уплате. Данный вывод подтвержден судебной практикой (Постановления Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 N 4618/07, ФАС Московского округа от 11.06.2008 N КА-А40\4389-08). Однако этот срок зависит от того, когда налоговый орган фактически завершил проверку, а не от даты, когда он должен был бы ее завершить исходя из трехмесячного срока, который установлен п. 3 ст. 88 НК РФ < 1>. -------------------------------- < 1> Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу решения (п. 2 ст. 70 НК РФ). Решение по итогам налоговой проверки вступает в силу в течение 10 рабочих дней с момента вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). А вынесено оно должно быть в течение 10 рабочих дней после истечения срока на представление возражений на акт налоговой проверки (15 рабочих дней), который, в свою очередь, отсчитывается от даты получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ). При этом акт камеральной проверки составляется в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).
В заключение добавим, что был период, когда у арбитражных судов в подобных спорах при вынесении решений в пользу налогоплательщиков была более прочная правовая позиция. Дело в том, что до 1 января 2007 г. Налоговый кодекс РФ не предусматривал специального срока для принятия решения по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ). На основании этого суды приходили к выводу, что проверка должна быть завершена и решение по ее результатам вынесено в пределах трех месяцев, установленных ст. 88 НК РФ. С учетом этого они точно определяли, когда истек срок на принудительное взыскание недоимки, пеней и штрафов. Такой подход нашел отражение в Постановлениях ФАС Уральского округа от 15.10.2008 N Ф09-7343/08-С3, от 13.10.2008 N Ф09-7242/08-С3. Его придерживался и Президиум ВАС РФ (п. 9 Обзора).
|