Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В вышестоящий орган или суд
Конечно, лучше, чтобы документы, которые подтверждают вашу правоту в споре с налоговиками, были приложены непосредственно к возражениям либо представлены в инспекцию в согласованные сроки до рассмотрения материалов проверки. Тогда у вас есть реальный шанс повлиять на принятие решения по итогам проверки. Однако может случиться так, что вы будете располагать документами только после вынесения решения. Можно ли представить их непосредственно в вышестоящий орган или суд? Сразу отметим, что практикой, которая отражала бы позицию вышестоящих налоговых органов по этому вопросу, мы не располагаем. Но в отношении арбитражных судов такая практика есть. И она дает основания полагать, что при обжаловании в административном порядке подход должен быть аналогичным. Итак, суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы. Такая позиция изложена в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. При этом ВАС РФ отметил, что налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Правильность этого вывода подтвердил и Конституционный Суд РФ в Определении от 12.07.2006 N 267-О. Приведенная позиция Пленума ВАС РФ была высказана до внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми ст. 100 НК РФ распространена на камеральные проверки. Соответственно, разъяснения касались только актов выездных проверок. Однако и после изменений правила представления возражений на акт проверки остались прежними. А значит, разъяснения Пленума ВАС РФ актуальны и сейчас для возражений на акт камеральной проверки. Такого мнения придерживается большинство судов (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2009 N А27-9393/2009, ФАС Московского округа от 28.01.2010 N КА-А41/15384-09, ФАС Поволжского округа от 24.04.2008 N А55-14752/07, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.2010 N А53-11849/2009, ФАС Центрального округа от 28.01.2010 N А48-4035/2009). Однако есть судебные решения, при вынесении которых не были приняты к рассмотрению документы, представленные непосредственно в суд (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.2005 N Ф04-2835/2005(11145-А75-31), ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2006 N А19-9502/06-24-Ф02-6601/06-С1). При этом ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 13.12.2006 N А19-9502/06-24-Ф02-6601/06-С1 отверг ссылку на п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ, потому что данный пункт, по мнению суда, касается только выездных проверок. Следует учитывать, что указанные судебные решения относятся к периоду, когда ст. 100 НК РФ действительно распространялась только на выездные проверки. Имейте в виду, что указанный выше подход Пленума ВАС РФ не распространяется на ситуацию, когда документы были истребованы < 2> налоговиками в ходе проверки, но не были представлены в инспекцию до вынесения решения без уважительной причины. Суды в таких ситуациях зачастую документы не принимают (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 24.04.2008 N КА-А40/13262-07-2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2006 N А19-4615/06-38-Ф02-6434/06-С1). -------------------------------- < 2> Напомним, что в ходе камеральной проверки у вас могут потребовать подтверждающие документы только в трех случаях: - при применении льгот по проверяемому налогу (п. 6 ст. 88 НК РФ); - при проверке декларации по НДС с заявленной суммой налога к возмещению (абз. 2 п. 8 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 176, п. п. 1, 11 ст. 176.1 НК РФ); - при камеральной проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
В то же время, если причину, по которой вы не представили документы, суд сочтет уважительной, документы у вас примут. Так, уважительной причиной может быть ненадлежащее вручение вам требования о представлении документов (Постановления ФАС Московского округа от 03.08.2009 N КА-А40/6159-09, ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2009 N А56-12787/2008).
Примечание Дополнительно с судебной практикой по данному вопросу применительно к выездным проверкам вы можете ознакомиться в разд. 15.3.2 " Представление подтверждающих документов в вышестоящий орган или суд".
Точно так же суд не примет у вас документы, если по закону вы обязаны были их представить вместе с декларацией, но не подали без уважительной причины. Так, например, суды считают, что решение налогового органа о снятии вычетов НДС по нулевой ставке принято обоснованно, если экспортер не представил вместе с декларацией документы, которые подтверждают применение ставки 0% (п. 10 ст. 165 НК РФ, Постановления Президиума ВАС РФ от 18.04.2006 N 16470/05, ФАС Северо-Западного округа от 24.09.2007 N А56-938/2007). При этом, если документы невозможно было представить по уважительной причине (например, они были изъяты), суд должен их исследовать (п. п. 2, 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65).
Примечание Подробнее о представлении документов, подтверждающих право на применение " нулевой" ставки НДС, см. разд. 16.1.1.1 " Можно ли подать документы по ставке 0% после представления декларации с данными по экспортной операции" Практического пособия по НДС.
|