Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проведения мероприятий налогового контроля
Проведение камеральной проверки предполагает осуществление ряда мероприятий налогового контроля. В частности, налоговики в определенных случаях вправе истребовать у налогоплательщика документы (п. п. 6 - 9 ст. 88, ст. 93 НК РФ). Кроме того, они могут провести встречную проверку и потребовать информацию и документы, которые касаются деятельности налогоплательщика, у его контрагентов и третьих лиц (ст. 93.1 НК РФ), допросить свидетелей (ст. 90 НК РФ). Помимо этого на практике зачастую налоговики проводят и другие мероприятия (выемку документов, осмотр помещений и т.д.).
Примечание О правомерности проведения различных мероприятий налогового контроля в рамках камеральной проверки вы можете узнать в разд. 2.8 " Мероприятия налогового контроля в ходе камеральной проверки".
В связи с этим в налоговом законодательстве закреплен ряд прав, которые обеспечивают соблюдение интересов налогоплательщика при проведении соответствующих мероприятий. Прежде всего, каждый проверяемый налогоплательщик в ходе камеральной проверки имеет право представлять пояснения по исчислению и уплате налогов (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Кроме того, при проведении конкретного мероприятия налогового контроля вы вправе требовать от проверяющего соблюдения его процедуры (пп. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Примечание С перечнем правил, которые должен соблюдать проверяющий в ходе отдельных мероприятий налогового контроля, вы можете ознакомиться в разд. 16.3 " Право на соблюдение правил проведения мероприятий налогового контроля".
В частности, при производстве выемки и осмотра помещений и территорий должно быть обеспечено присутствие понятых. Их должно быть не менее двух. При этом в качестве понятого не может выступать сотрудник налогового органа или заинтересованный в исходе дела человек (ст. ст. 92, 94, 98 НК РФ). При допросе свидетеля, осмотре помещений и территорий, производстве выемки должен вестись протокол, в который вправе внести свои замечания все присутствующие при проведении мероприятия лица, включая понятых и самого налогоплательщика (его представителя), если он присутствует (ст. ст. 90, 92, 94, п. 3 ст. 99 НК РФ). Все установленные Налоговым кодексом РФ требования налоговики обязаны выполнять. Однако зачастую требования процедуры не выполняются. К сожалению, нарушение любого из них не является безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ) < 2>. -------------------------------- < 2> В качестве безусловного основания для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, может выступать отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
В то же время существенные нарушения (отсутствие понятых, несообщение налогоплательщику о мероприятии) могут привести к тому, что полученное в ходе соответствующего мероприятия доказательство суд признает недопустимым (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, Письмо ВАС РФ от 25.05.2004 N С1-7/УП-600). Если при этом у налоговиков не будет других доказательств, суд может счесть доначисление налогов и привлечение к ответственности неправомерными.
Примечание Подробнее о последствиях нарушения процедуры проведения мероприятий налогового контроля в ходе камеральной проверки см. разд. 2.9 " Последствия нарушений законодательства при проведении мероприятий налогового контроля в ходе камеральной проверки".
|