Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии оценки рисков
В Приказе предусмотрены так называемые Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Сами по себе они представляют собой не столько критерии оценки (признаки), сколько те обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых налогоплательщик, на взгляд налоговиков, попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. А это дает основания включить его в план выездных проверок. Всего таких критериев 12. Перечислим их. 1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности) > > >. 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов > > >. 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период > > >. 4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) > > >. 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ > > >. 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы > > >. 7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год > > >. 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (" цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) > > >. 9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности > > >. 10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (" миграция" между налоговыми органами) > > >. 11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики > > >. 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском > > >. Прежде всего, как следует из Концепции, данными критериями руководствуются сами налоговики для выборки налогоплательщиков на выездную проверку. Однако это не все критерии оценки рисков, по которым налоговики могут оценивать налогоплательщика. Им не запрещено учитывать и другие обстоятельства < 1>. -------------------------------- < 1> К сожалению, в Приказе приведены только Общедоступные критерии оценки риска. Иных критериев оценки налоговых рисков в открытом доступе нет. Поэтому в дальнейшем в настоящей главе мы будем анализировать только Общедоступные критерии налоговых рисков.
В частности, налоговому органу при оценке соответствия налогоплательщика критериям предписано анализировать возможность извлечения необоснованной налоговой выгоды (абз. 15 разд. 4 Концепции). Но даже если такой анализ ничего не показал, налоговикам ничто не мешает включить организацию в план проверок. В Концепции не сказано, соответствие скольким критериям гарантирует включение налогоплательщика в план проверок. Поэтому даже при соответствии хотя бы одному критерию налогоплательщик может попасть под выездную проверку.
Обратите внимание! С помощью критериев оценки рисков Концепция предлагает налогоплательщикам систематически самостоятельно проверять риски по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности и с их учетом своевременно уточнять свои налоговые обязательства (разд. 4 Концепции). Следует подчеркнуть, что критерии носят рекомендательный характер и не обязательны для использования налогоплательщиками. Ведь такая обязанность не предусмотрена налоговым законодательством (п. 1 ст. 4 НК РФ). Поэтому уточнять налоговые обязательства необязательно. Но периодически оценивать риск включения в план выездных проверок, возможно, имеет смысл. Во всяком случае внимание со стороны налоговиков не станет для вас неожиданностью.
Ниже в настоящей главе мы рассмотрим каждый критерий в отдельности.
|