Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деятельность с высоким налоговым риском
Налоговиков заинтересует деятельность налогоплательщика с высоким налоговым риском. То есть деятельность, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды (п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков). Что такое необоснованная налоговая выгода, можно понять из Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее - Постановление N 53). Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговых обязательств за счет, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (абз. 2 п. 1 Постановления N 53). Необоснованной такая налоговая выгода признается, если для ее получения вы (п. п. 3, 4 Постановления N 53): - исказили действительный экономический смысл совершенной хозяйственной операции; - специально осуществили операцию, которая не обусловлена разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера); - отразили в учете и отчетности хозяйственную операцию, которой не было в действительности.
Примечание Подробнее о том, что понимается под необоснованной налоговой выгодой для целей налога на прибыль и НДС, см. разд. 3.1.1.1.1 " Позиция высших судебных инстанций о налоговой выгоде и обоснованности расходов" Практического пособия по налогу на прибыль и разд. 13.1.1.4.2 " Необоснованная налоговая выгода" Практического пособия по НДС.
Заметим, что в Приказе сразу после Приложения N 5 приведены основные способы (схемы) ведения налогоплательщиками деятельности, которые налоговики считают направленными на получение необоснованной налоговой выгоды: 1) с использованием фирм-" однодневок"; 2) при реализации недвижимого имущества; 3) при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции; 4) с использованием труда инвалидов. Рекомендуем вам с ними ознакомиться. Если налоговики обнаружат признаки этих схем в вашей деятельности, это будет веским основанием для включения вас в план выездных проверок. Добавим, что информация о схемах размещена также на официальном сайте ФНС России в разделе " Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков" (https://www.nalog.ru). И согласно п. п. 7, 9 Приказа она должна периодически обновляться. К сожалению, пока на сайте приведены только те же четыре схемы. Однако внимание налоговиков привлекут не только налогоплательщики, деятельность которых содержит признаки налоговой схемы. В абз. 5 - 10 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков приведен список признаков, которые, на взгляд налоговиков, также будут свидетельствовать о ведении налогоплательщиком деятельности с высоким налоговым риском. Так, налоговики заподозрят вас в недобросовестности, если: - руководители (уполномоченные лица) покупателя и поставщика не присутствовали при обсуждении условий поставок и при подписании договоров; - отсутствуют документы, которые подтверждают полномочия руководителя (представителя) компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность; - нет информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей; - нет информации о контрагенте из открытых источников (например, рекламы); - нет информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ. Такую информацию можно посмотреть в открытом доступе на официальном сайте ФНС России (https://egrul.nalog.ru/fns/index.php). По мнению налоговиков, если у налогоплательщика имеются такие признаки, это говорит о высокой степени налогового риска в его деятельности. Контрагент может быть признан проблемным, а сделки, совершенные с ним, сомнительными (абз. 11 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков). Кроме того, в абз. 12 - 19 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков предусмотрены дополнительные признаки, которые, по мнению налоговиков, повышают налоговые риски (использование в деятельности услуг посредников, векселей, отсутствие доказательств реальности исполнения сделки и т.п.). Чем больше таких признаков у налогоплательщика, тем вероятнее, что он окажется в плане выездных проверок (абз. 20 п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков).
|