Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проводящий выездную проверку
По общему правилу выездную проверку проводит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ). Исключений из этого правила два: 1) проведение выездной проверки в отношении крупнейшего налогоплательщика. В этом случае решение о проведении проверки выносит соответствующая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ); 2) проведение самостоятельной выездной проверки филиала или представительства организации. Здесь решение о проведении выездной проверки выносит налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ).
Примечание О том, какая инспекция и в каких случаях вправе провести выездную проверку иностранной организации, см. гл. 18 " Выездные проверки иностранных организаций".
Все прочие налоговые органы, в том числе и те, в которых конкретный налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения недвижимости и транспортных средств, проводить выездные проверки в отношении данного налогоплательщика не вправе (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2008 N А56-31372/2007).
Примечание Дополнительно о судебной практике по данному вопросу вы можете узнать в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
СИТУАЦИЯ: Смена места налогового учета (регистрации) в период выездной проверки
Случается, что в ходе выездной проверки налогоплательщик меняет место нахождения (адрес прописки) и в связи с этим должен перейти в новую инспекцию. В этой ситуации необходимо учитывать следующее. На основании сведений из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) налоговый орган по прежнему адресу снимает вас с налогового учета, передает все документы по новому месту, и новая инспекция ставит вас на учет (п. 4 ст. 84 НК РФ) < 1>. -------------------------------- < 1> При смене официального адреса необходимо сообщить об этом в вашу налоговую инспекцию либо в ту инспекцию, которая занимается регистрацией налогоплательщиков в вашем районе (пп. " в" п. 1, пп. " д" п. 2 ст. 5, п. п. 1, 4 ст. 18, п. 4 ст. 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). При этом сведения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) будут изменены в течение пяти дней с даты представления всех необходимых документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 22.2 Закона N 129-ФЗ).
По срокам это должно происходить так. В течение одного дня после внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) налогоплательщика должны снять с учета в старой инспекции. Затем в однодневный срок сведения должны быть направлены в новую инспекцию. И в течение одного дня с момента их получения налогоплательщика должны поставить там на учет. Учетное дело пересылается в новый налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня снятия с учета в старой инспекции. Однако датой постановки на учет в новом налоговом органе является дата внесения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) записи об изменении места нахождения (жительства) (п. п. 3.6 - 3.6.3, 3.8.1.1 - 3.8.1.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (утв. Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178)). Что же будет, если в инспекции по прежнему адресу в период " переезда" идет выездная проверка? Из норм действующего законодательства однозначный вывод сделать нельзя. С одной стороны, как видно, налоговики должны в установленный срок передать все материалы вашего дела в новую инспекцию. А значит, у них не должно быть времени заканчивать проверку. С другой стороны, Налоговый кодекс РФ не обязывает их прекратить текущую проверку в связи с переездом налогоплательщика. На практике налоговики в старой инспекции заканчивают проверку и составляют акт выездной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Решение по проверке в этом случае выносит тот налоговый орган, который ее проводил (п. 1 ст. 101 НК РФ). Судебная практика подтверждает правомерность такого подхода (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2009 N Ф04-4497/2009(11781-А03-37), ФАС Поволжского округа от 21.07.2009 N А57-178/2009, от 19.12.2007 N А72-2117/2007). Отметим, что в состав группы проверяющих, как правило, включаются сотрудники новой инспекции. Они и проводят мероприятия налогового контроля по новому месту нахождения (жительства) налогоплательщика. При этом, к сожалению, не всегда четко соблюдаются приведенные выше сроки снятия и постановки на налоговый учет. Поэтому зачастую налогоплательщик переходит в новую инспекцию с опозданием. Такие действия налоговиков можно обжаловать (ст. ст. 137, 138 НК РФ). Но на результаты выездной проверки это вряд ли повлияет. Добавим, что если в ходе проверки будет выявлена неуплата (неполная уплата) налога, то требование об уплате недостающей суммы сможет выставить только налоговый орган по новому месту учета (п. 5 ст. 69 НК РФ).
|