Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Акт выездной проверки
По итогам проведенной выездной проверки составляется акт (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). В нем отражаются результаты проверки, а именно выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства.
Акт составляется в любом случае, даже если нарушений не обнаружено. Этот вывод следует из положений п. 1 и пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ и подтверждается налоговиками (Письмо ФНС России от 16.04.2009 N ШТ-22-2/299@). В этом случае указывается на отсутствие нарушений налогового законодательства.
Если же акт не будет составлен, то решение по результатам проверки не может быть принято на законных основаниях. Такой вывод следует из анализа п. 1 ст. 101 НК РФ, согласно которому решения по результатам проверки выносятся руководителем инспекции (его заместителем) после рассмотрения акта и других материалов налоговой проверки.
Примечание
Подробно информация об обжаловании решения по результатам налоговой проверки приведена в разд. 25.2 " Обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения при налоговых проверках".
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ АКТА ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
Акт составляют уполномоченные сотрудники налоговой инспекции, проводившей проверку (п. 1 ст. 100 НК РФ). По смыслу п. 2 ст. 100 НК РФ уполномоченными являются те инспекторы, которые проводили проверку в соответствии с решением о ее проведении, поскольку именно они подписывают акт.
Примечание
Подробнее о подписании акта выездной налоговой проверки проверяющими и налогоплательщиком речь пойдет в разд. 14.2.6 " Подписание акта выездной проверки".
Форму акта и требования к его заполнению определяет ФНС России (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства России от 30.09.2004 N 506).
Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ) утверждены форма акта выездной проверки (Приложение 4 к Приказу) и Требования к составлению акта налоговой проверки (Приложение 6 к Приказу).
В п. 3 ст. 100 НК РФ перечислены обязательные требования к содержанию акта выездной проверки. Этот перечень существенно дополнен в Требованиях к составлению акта налоговой проверки.
Согласно указанным нормам акт выездной проверки составляется с учетом следующих правил.
1. Акт составляется на бумажном носителе и должен иметь сквозную нумерацию страниц (п. 1.2 Требований к составлению акта налоговой проверки).
2. В акте допускаются только исправления, оговоренные и заверенные подписями как проверяющего, так и проверяемого (п. 1.3 Требований к составлению акта налоговой проверки).
3. Акт составляется на русском языке, все использованные аббревиатуры и сокращения должны быть расшифрованы (п. п. 1.2, 1.5 Требований к составлению акта налоговой проверки).
4. Ко всем стоимостным показателям в иностранной валюте обязательно должны быть приведены рублевые эквиваленты по курсу ЦБ РФ (п. 1.4 Требований к составлению акта налоговой проверки).
5. Если проверке подвергалась организация, включая ее обособленные подразделения, то факты, относящиеся к этим подразделениям, отражаются в акте в виде отдельных разделов (абз. 3 п. 1.1 Требований к составлению акта налоговой проверки).
По содержанию акт делится на три части: вводную, описательную и итоговую (п. 1.6 Требований к составлению акта налоговой проверки). Рассмотрим, какие сведения отражаются в каждой из них.
Часть акта выездной проверки
| Регулирующие нормы
| Содержание части акта выездной проверки
| Вводная часть
| пп. 1 - 11 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 1.7 Требований к составлению акта налоговой проверки
| 1. Сведения о налогоплательщике: - наименование (полное и сокращенное), ИНН, КПП; - место нахождения (а также фактический адрес, если он отличается от юридического); - должности и Ф.И.О. руководителя и главного бухгалтера, работавших в течение проверяемого периода; - наличие лицензии на определенные виды деятельности; - фактически осуществляемые виды деятельности (в том числе запрещенные или осуществляемые без необходимой лицензии). Если проводится проверка организации с обособленными подразделениями, то по подразделениям должны быть представлены те же сведения, что и по организации в целом. 2. Сведения о проверке и проверяющих лицах: - номер, дата и место составления акта; - наименование проверяющего налогового органа с указанием должностей и Ф.И.О. лиц, проводивших проверку. Если в проверке участвовали сотрудники органов внутренних дел, то они также должны быть перечислены в акте; - номера и даты решений о проведении проверки, ее приостановлении и возобновлении; - перечень налогов (сборов), в отношении которых проведена проверка; - период, за который проведена проверка; - даты начала и окончания проверки (иными словами, дата решения о проведении проверки и дата справки о проведенной выездной налоговой проверке); - место проведения проверки; - метод проведения проверки и степень охвата первичных документов. При этом должны быть перечислены все виды проверенных документов; - мероприятия налогового контроля в рамках проведенной проверки (осмотр территорий и помещений налогоплательщика, истребование документов, допрос свидетелей, выемка документов, экспертиза и др.). Акт должен содержать указание на то, что проверка произведена в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах
| Описательная часть
| пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 1.8 Требований к составлению акта налоговой проверки
| В описательной части акта уполномоченные лица налогового органа должны изложить документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства < *> или сделать запись об их отсутствии. В частности, инспектор должен указать вид нарушения, описать способ, период и другие обстоятельства его совершения, привести расчеты сумм недоимки, указать статью Налогового кодекса РФ, по какой он считает необходимым квалифицировать выявленное нарушение, а также сослаться на первичные документы и другие доказательства совершения правонарушения < **>. Описание фактов нарушения налогового законодательства должно содержать ссылки на заключения экспертов, протоколы допросов свидетелей и иные протоколы. Кроме того, в данной части акта приводятся все прочие сопутствующие обстоятельства, которые влияют на решение вопроса о применении мер ответственности (информация о непредставленной отчетности, нарушениях при ведении бухгалтерского и налогового учета, обстоятельствах, которые исключают привлечение к ответственности)
| Итоговая часть
| пп. 13 п. 3 ст. 100 НК РФ, п. 1.9 Требований к составлению акта налоговой проверки
| 1. Выводы инспектора, а именно: сведения о суммах выявленных недоимок по налогу, рассчитанном в завышенном размере налоге с разбивкой по налогам и периодам, всех прочих нарушениях налогового законодательства, выявленных при проверке. 2. Предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и компенсации вреда, который понес бюджет, а именно: уплатить недоимку, уплатить пени, привести свой учет в соответствие с действующим законодательством. 3. Квалификация выявленных нарушений в соответствии с конкретными статьями Налогового кодекса РФ, а именно: указание на вид правонарушения и статью, в которой предусмотрена ответственность за соответствующее нарушение. 4. Количество листов приложений. 5. Указание на то, что налогоплательщик вправе представить возражения на акт проверки
| Приложения
| п. 1.13, абз. 4 пп. " а", абз. 2 пп. " г" п. 1.8.2 Требований к составлению акта налоговой проверки
| Приложения к акту бывают двух видов: 1. Приложения, которые оформляются в случае необходимости (по усмотрению проверяющих) как дополнения (пояснения) к тексту акта. В таких приложениях, как правило, отражаются: - расчеты количественного и суммового расхождения между заявленными налогоплательщиком и выявленными в ходе проверки данными, которые связаны с исчислением (перечислением, удержанием и т.п.) налога, расчеты пеней; - приведенные в табличной или другой удобной форме данные о выявленных массовых однородных нарушениях налогового законодательства с подробной расшифровкой по каждому нарушению и т.п. Приложения данной категории подписываются проверяющим наряду с актом, на них делается ссылка непосредственно из текста акта. Такие приложения прилагаются к акту в обязательном порядке, поскольку являются его неотъемлемой частью. 2. Кроме того, приложениями к акту могут быть копии документов, которые являются доказательствами нарушений, выявленных в ходе выездной проверки, и другие материалы, полученные в ходе проверки (например, протоколы допросов свидетелей, письменные ответы контрагентов налогоплательщика на запросы и т.п.), если такие материалы получены не от самого налогоплательщика. Однако на практике налоговики чаще предпочитают лишь знакомить налогоплательщика с такими материалами, но не передавать их на руки. Отметим, что налоговики не обязаны прилагать копии материалов к акту проверки, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. К такому выводу пришел ВАС РФ в Решении от 09.04.2009 N ВАС-2199/09. С этим часто соглашаются и нижестоящие суды (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2010 N А03-9764/2009, от 19.08.2009 N Ф04-5070/2009(13190-А03-49)). Следовательно, отсутствие приложенных документов не является нарушением. В то же время есть примеры решений и в пользу налогоплательщиков (Постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2009 N Ф09-2653/09-С3)
|
--------------------------------
< *> Факты нарушений должны быть исследованы всесторонне и полно, исключается их субъективная оценка. В акте факты нарушений должны быть изложены систематизированно, т.е. разделены по характеру нарушений и видам налогов и представлены в разрезе проверяемых периодов.
Отметим, что судьи при рассмотрении споров по итогам выездных проверок обращают внимание на то, как описаны факты нарушений в актах проверок. И если описание не соответствует Требованиям к составлению акта налоговой проверки, а нарушение повторено в решении по итогам проверки, это может служить основанием для оспаривания решения (п. 14 ст. 101 НК РФ). Ведь факты нарушений могут оказаться просто неподтвержденными (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 28.08.2008 N Ф09-6143/08-С3).
Примечание
Оспаривание решения по результатам проверки рассмотрено в разд. 25.2 " Обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения при налоговых проверках".
< **> В качестве доказательства допущенных нарушений, отражаемых в акте, могут использоваться не только выявленные в ходе проверки факты, но и сведения, которые получены до ее проведения (например, документы, запрошенные инспекцией в других государственных органах). К такому выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 26.11.2007 N Ф04-6637/2007(38501-А46-40).
К сожалению, указанные требования законодательства к содержанию акта выездной проверки соблюдаются не всегда.
Примечание
О последствиях нарушения налоговиками требований к содержанию акта выездной проверки см. разд. 14.2.2 " Нарушения при составлении акта выездной проверки и их последствия".
ПРИМЕР
|