Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Какие документы могут быть истребованы
Налоговики в связи с проводимыми налоговыми проверками вправе в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ истребовать любые документы и информацию. Единственное условие - документы или информация должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика (Письма Минфина России от 11.10.2007 N 03-02-07/1-438, от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209). Какие же документы (информация) касаются деятельности проверяемого налогоплательщика по смыслу ст. 93.1 НК РФ? В части документов на практике речь идет чаще всего о договорах, актах, счетах-фактурах, накладных и тому подобных документах, которые оформлены в связи с взаимодействием проверяемого налогоплательщика и лица, у которого они истребуются. В качестве информации налоговики могут потребовать представить имеющиеся у контрагента или третьего лица сведения о проверяемом налогоплательщике и (или) информацию о деталях их взаимодействия. Если же требуемые документы (информация) никак не связаны с таким взаимодействием или проверяемым налогоплательщиком, то его деятельности они не касаются и требовать их в порядке встречной проверки налоговики не вправе.
Например, у организации " Альфа" в связи с камеральной проверкой организации " Сигма" истребовано штатное расписание. Требование незаконно, поскольку штатное расписание организации " Альфа" никак не связано с деятельностью организации " Сигма".
К такому выводу приходят и некоторые суды (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.09.2009 N Ф03-5056/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 03.02.2010 N ВАС-681/10), ФАС Поволжского округа от 15.01.2009 N А12-10258/2008). Однако следует учитывать, что в каждом конкретном случае суд будет выяснять реальную связь истребованных документов (информации) с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Поэтому гарантировать, что суд однозначно встанет на вашу сторону, если вы не представите те или иные истребованные документы, нельзя. Добавим, что Налоговый кодекс РФ не ограничивает период, к которому могут относиться истребуемые документы. А значит, налоговики могут потребовать не только документы, касающиеся проверяемого в рамках камеральной (выездной) проверки периода, но и документы, которые относятся к другим периодам. На это указал Минфин России в Письме от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519.
Примечание Подробнее о судебной практике по истребованию у контрагента конкретных документов о деятельности проверяемого налогоплательщика вы можете узнать в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Также подчеркнем, что налоговикам не запрещено истребовать документы повторно. Запрет, который установлен п. 5 ст. 93 НК РФ на повторное истребование документов у налогоплательщика, на случаи встречных проверок не распространяется.
СИТУАЦИЯ: Правомерно ли истребование в рамках встречной проверки сведений о контрагентах проверяемого налогоплательщика
Контролирующие органы исходят из того, что при проведении встречной проверки можно истребовать документы, которые связаны с проверяемым налогоплательщиком не только прямо, но и косвенно. В том числе они считают возможным истребовать документы, которые содержат сведения о деятельности не самого проверяемого налогоплательщика, а его контрагентов (Письмо Минфина России от 30.08.2006 N 03-02-07/1-234 < 1>). -------------------------------- < 1> Указанное Письмо Минфина России принято в период действия старой редакции Налогового кодекса РФ, в которой употреблялся термин " встречные проверки". Однако в части документов и информации о налогоплательщике, подлежащих истребованию у третьих лиц, смысл норм Кодекса не изменился.
Например, организация " Альфа" получила требование о представлении документов, связанных с ее взаимоотношениями с организацией " Омега". При этом в копии поручения на истребование документов указано, что данная процедура производится в связи с выездной проверкой ООО " Бета". Организация " Альфа" никак не связана в своей деятельности с ООО " Бета".
Суды, как правило, не одобряют такой подход. Они исходят из того, что, если налоговый орган истребует документы, которые непосредственно не касаются проверяемого налогоплательщика, неисполнение требования не влечет ответственности < 2> (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26.05.2009 N А43-27574/2008-32-883, от 05.05.2009 N А29-7381/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 27.08.2009 N ВАС-11292/09), ФАС Поволжского округа от 15.01.2009 N А12-10258/2008). -------------------------------- < 2> Напомним, что за отказ от представления документов или непредставление их в срок предусмотрена налоговая ответственность по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
В то же время, если истребуемые документы и информация касаются конкретной сделки, суд может встать на сторону налоговиков. Даже если формально основанием для истребования является выездная (камеральная) проверка лица, которое в сделке не участвует. Ведь согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговые органы вправе истребовать у любых лиц информацию о конкретных сделках (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2009 N А43-11865/2009-37-292, ФАС Поволжского округа от 05.02.2008 N А49-4731/2007-204А/16).
|