Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Надзорное производство
Вступившие в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам соответствующих должностных лиц суда и прокуратуры. Из числа прокурорских работников к ним относятся: - Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители, которые могут вносить протесты на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь; - прокуроры области, города Минска и приравненные к ним прокуроры, имеющие право вносить протесты на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов; - Белорусский военный прокурор имеет право внесения протеста в порядке надзора на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке, с учетом положений ч. 6 ст. 437 ГПК. Эти должностные лица, кроме того, обладают правом приостанавливать исполнение соответствующих судебных постановлений до окончания производства в порядке надзора. Гражданское дело, по которому решение вступило в законную силу, может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора, а протест в порядке надзора принесен на вступившее в законную силу судебное постановление только при наличии: а) жалобы (надзорной жалобы) юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением; б) представления судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение; в) представления председателей судов; г) инициативы должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора, на вступившие в законную силу судебные постановления. Основаниями к принесению протеста в порядке надзора на судебные постановления являются существенные нарушения норм материального и процессуального права. Надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления. В случае если судебное постановление суда первой инстанции не обжаловалось в кассационном порядке, надзорная жалоба принимается к рассмотрению лишь в том случае, если причины, по которым не была подана кассационная жалоба, признаны лицом, имеющим право принесения протеста, уважительными. Кроме ранее указанных должностных лиц прокуратуры, обладающих безусловным правом как истребовать гражданские дела, так и вносить протесты в порядке надзора, правом истребования гражданских дел для решения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора обладают районные (городские) и межрайонные прокуроры. Поскольку эти прокуроры не обладают правом принесения протеста на судебное постановление, в необходимых случаях они входит с представлением о принесении протеста в порядке надзора к вышестоящему должностному лицу, имеющему право принесения такого протеста Поступившая в прокуратуру надзорная жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела - не позднее одного месяца со дня поступления дела. Должностное лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора при наличии к тому оснований, приносит протест в порядке надзора и направляет его с делом в соответствующий суд для рассмотрения. Протест в порядке надзора представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Суд, в который поступил протест в порядке надзора, направляет сторонам и другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии протеста в порядке надзора, и в необходимых случаях, а также по просьбе этих лиц извещает их о времени и месте рассмотрения дела. Данные лица должны обладать возможностью представить в суд письменные объяснения на протест с приложением документов, подтверждающих эти объяснения, ко времени рассмотрения дела в порядке надзора. Прокурор, внесший в соответствующую судебную инстанцию протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. В ходе рассмотрения дела этот протест не может быть ни отозван, ни изменен. Об отзыве протеста суд извещает юридически заинтересованных в исходе дела лиц. В случае отзыва протеста в порядке надзора письменный отзыв прокурора приобщается к делу, а протест изымается из дела. В соответствии со ст. 445 ГПК при рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте. Суд не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме. В Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь, президиумах областного, Минского городского судов дело докладывается председателем или по его поручению заместителем председателя, судьей. Юридически заинтересованные в исходе дела лица дают объяснения после доклада дела. В рассмотрении дела в порядке судебного надзора вправе принимать участие прокурор, который высказывает свое мнение по делу.
|