Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ординалистская (порядковая) теория полезности
Кардиналистская (количественная) теория полезности не смогла преодолеть препятствие в виде невозможности создания точного количественного измерителя полезности для стороннего наблюдателя. Не решенная кардинализмом проблема – количественная оценка блага – может быть решена потребителем блага. Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен, Дж. Хикс, П. Самуэльсон. Ординалистская (порядковая) теория полезности совместима с кардиналистской теорией полезности. Основные положения теории: · оперирует наборами благ, а не отдельными благами; · устанавливает различие между количественными и порядковыми величинами; · порядковая полезность позволяет судить только о том, какой из наборов благ предпочтительнее, но не позволяет оценивать и сравнивать разницу в полезности наборов; · ценность блага зависит не только от его количества, но и от соотношения полезностей других благ; · главная задача покупателя - выбор из доступных ему по доходу наборов благ набора с наибольшей общей полезностью, т.е. оптимизация состава потребительской корзины по критериям полезности и дохода; · полезность потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно ранжировать только качественно, в определенном порядке. Построение и анализ кривых безразличия стандартного вида основывается на следующих допущениях, или аксиомах: · аксиома рациональности (транзитивности) потребителя как экономического субъекта - если набор А лучше набора В, а набор В лучше набора С, то набор А предпочтительнее набора С; · аксиома непрерывности - все товары можно непрерывно разбивать на все более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей; · аксиома возможности выбора - предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительнее набора В (А > В), либо набор В предпочтительнее набора Л (А < В), либо наборы А и В имеют одинаковую полезность (А = В); · аксиома ненасыщенности - для любого набора А всегда существует набор Д, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочтет иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину, возрастет, уровень его удовлетворения увеличится; · предпочтения потребителя сформированы и в момент принятия решений не меняются; · блага имеют датировку, один и тот же набор в разное время имеет разную полезность; · количество блага можно менять непрерывно.
|