Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ординалистская (порядковая) теория полезности






Кардиналистская (количественная) теория полезности не смогла преодолеть препятствие в виде невозможности создания точного количественного измерителя полезности для стороннего наблюдателя.

Не решенная кардинализмом проблема – количественная оценка блага – может быть решена потребителем блага.

Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен, Дж. Хикс, П. Самуэльсон.

Ординалистская (порядковая) теория полезности совместима с кардиналистской теорией полезности.

Основные положения теории:

· оперирует наборами благ, а не отдельными благами;

· устанавливает различие между количественными и порядковыми величинами;

· порядковая полезность позволяет судить только о том, какой из наборов благ предпочтительнее, но не позволяет оценивать и сравнивать разницу в полезности наборов;

· ценность блага зависит не только от его количества, но и от соотношения полезностей других благ;

· главная задача покупателя - выбор из доступных ему по доходу наборов благ набора с наибольшей общей полезностью, т.е. оптимизация состава потребительской корзины по критериям полезности и дохода;

· полезность потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно ранжировать только качественно, в определенном порядке.

Построение и анализ кривых безразличия стандартного вида основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

· аксиома рациональности (транзитивности) потребителя как экономического субъекта - если набор А лучше набора В, а набор В лучше набора С, то набор А предпочтительнее набора С;

· аксиома непрерывности - все товары можно непрерывно разбивать на все более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей;

· аксиома возможности выбора - предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа:

либо набор А предпочтительнее набора В (А > В),

либо набор В предпочтительнее набора Л (А < В),

либо наборы А и В имеют одинаковую полезность (А = В);

· аксиома ненасыщенности - для любого набора А всегда существует набор Д, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочтет иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину, возрастет, уровень его удовлетворения увеличится;

· предпочтения потребителя сформированы и в момент принятия решений не меняются;

· блага имеют датировку, один и тот же набор в разное время имеет разную полезность;

· количество блага можно менять непрерывно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал