![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информация о товаре: виды, средства, требования. Товарная информация: определение, виды и формы, их назначение. Средства товарной информации их характеристика.
Товарная информация — сведения об основополагающих характеристиках товара, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности. Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец. В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающая; коммерческая; потребительская. Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности. Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование. Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями. Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую. Для каждой из указанных форм характерны как преимущества, так и недостатки. Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке. К недостаткам словесной информации относится громоздкость. Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток либо других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т. п.) или иных изображений. Символическая информация — сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Штриховая информация- штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три „Д"». Первое «Д» — достоверность — предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение. Второе «Д» — доступность — связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей. В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных. Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. Востребованность — требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей». Понятность — требование, предполагающее использование общепринятых понятий и терминов, определения которых приводятся в федеральных законах, терминологических стандартах, словарях и справочниках или которые относятся к общепринятым, а потому не требуют определений и пояснений. Третье «Д» — достаточность информации — может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации. Средствами товарной информации служат: маркировка; технические или нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда. В свою очередь технические документы делятся на следующие группы: -товарно-сопроводительные документы; -эксплуатационные документы. Товарно-сопроводительные документы – документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения. Эксплуатационные документы – документы, содержащие информацию о правилах эксплуатации сложных технических устройств. Эксплуатационные документы являются носителями потребительской информации. К эксплуатационным документам относятся: -руководство по эксплуатации; -паспорт. Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара. Основные функции маркировки: -- информационная; --идентифицирующая; -- мотивационная; --эмоциональная. Требования к маркировке: ¾ четкость текста и иллюстраций; --наглядность; -- однозначность текста; ¾ соответствие потребительским свойствам товара; -- достоверность; ¾ использование несмываемых красителей, разрешенных для применения. Виды маркировки: ¾ производственная маркировка; ---торговая маркировка. Производственная маркировка – текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные изготовителем на товар или упаковку. Носители производственной маркировки: ¾ этикетки; --кольеретки; --вкладыши -- ярлыки; --бирки; --штампы. Торговая маркировка – текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на товарные или кассовые чеки. Носители торговой маркировки: --ценники; --товарные чеки; --кассовые чеки. Элементы маркировки: --текст; --рисунок; --информационные знаки. Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации характеристик товара. Виды информационных знаков: --товарные знаки; --место происхождения товара; -- знаки качества; -- компонентные знаки; --размерные знаки; --эксплуатационные знаки; --манипуляционные знаки; --предупредительные знаки; --экологические знаки. Товарный знак – отличительный знак производителя товаров или услуг. Знак места происхождения товара – название страны, населенного пункта, местности, используемое для обозначения товара. Знак качества – защищенный в установленном порядке знак, выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что товар соответствует стандарту качества. Знак качества разрешается использовать для маркировки только сертифицированной продукции. Компонентный знак – знак, предназначенный для информации о применяемых пищевых добавках. Эксплуатационные знаки – знаки, информирующие потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки устройств. Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителей и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров. Экологические знаки – знаки, информирующие об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации. Типы экологических знаков: ¾ знаки, информирующие об экологической чистоте товаров или их безопасности для окружающей среды; ¾ знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров (упаковки); ¾ знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.
|