![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Маркировка товаров: определение, назначение, основные и специфические требования, виды товарной информации, нормативно-правовая база
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств и доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), товароведных характеристиках товара. Основные функции маркировки — информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная. Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший — на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров. Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения. Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара. В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую (см. ниже). Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных видов товаров, а также региональными правилами розничной торговли. К маркировке предъявляются общие для товарной информации (3 «Д») и специфичные требования. Общие требования регламентируются Законом РФ «О защите прав потребителей». Специфичные для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность — приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Роспотребнадзора. Производственная маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и/или упаковку и/или другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др. Этикетки наносятся типографским либо иным способом на товар или упаковку. Кольеретки — разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Вкладыши — разновидность этикеток, отличаются от них направленностью товарной информации и предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара и изготовителе (наименование организации, номер смены). Бирки и ярлыки — носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Контрольные ленты — носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Клейма и штампы — носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы. С 1997 г. требования к производственной маркировке регламентируются информационно-потребительскими стандартами. Всего разработано четыре таких стандарта: ГОСТ Р 51074-2003 «Пищевые продукты. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51087-97 «Табачные изделия. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно- косметические. Информация для потребителей». В соответствии с указанными стандартами производственная маркировка должна включать следующие общие идентифицируемые требования: • наименование товара, которое должно быть понятно потребителю, конкретно и достоверно характеризовать товар, его отличительные признаки, а при необходимости и об отличительных состояниях и специальной обработке (например, пищевой продукт «сухой», «молотый», «стерилизованный», «восстановленный», «генетически модифицированный» и т. п.); • наименование и местонахождение изготовителя, включая страну, юридический адрес, при необходимости организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей; • товарный знак изготовителя (при наличии), утвержденный или принятый изготовителем в установленном порядке; • состав товара (в случаях, если товар является многокомпонентным); • количественные характеристики товаров (массу нетто, или объем, или количество, или размер); • назначение и условия для применения (для отдельных групп пищевых продуктов: для детского или диетического питания, биологически активных добавок, парфюмерно-косметических товаров и т. п.); • срок годности или хранения (для пищевых продуктов и отдельных видов парфюмерно-косметических товаров); • дата изготовления и дата упаковывания (для отдельных групп и видов товаров); • обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован товар; • информация о подтверждении соответствия в форме знака соответствия или знака обращения на рынке (при положительном подтверждении соответствия в результате проведения декларирования, обязательной или добровольной сертификации); • противопоказания или ограничения (для отдельных групп и видов пищевых продуктов, парфюмерно-косметических товаров, а также для всех табачных изделий). Кроме того, требования к производственной маркировке регламентируются стандартами «Упаковка и маркировка» или «Маркировка» на конкретные группы и виды продовольственных и непродовольственных товаров. Торговая маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные продавцом на товарные и/или кассовые чеки, упаковки и/или товар. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы. Кроме того, торговая маркировка отличается от производственной тем, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце и в меньшей — с информацией о товаре. Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются несколькими нормативными актами: Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, типовым положением о применении контрольно-кассовых машин (реквизиты кассового чека). Правила регламентируют также наличие и правильное оформление ценников. В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающая; коммерческая; потребительская. Основополагающая товарная информация — основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности. Коммерческая товарная информация — сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т. п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование. Потребительская товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Элементы маркировки: текст; рисунок; информационные знаки. Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации характеристик товара. Виды информационных знаков: товарные знаки; место происхождения товара; знаки качества; компонентные знаки; размерные знаки; эксплуатационные манипуляционные знаки; предупредительные знаки; экологические знаки. Товарный знак – отличительный знак производителя товаров или услуг. Знак места происхождения товара – название страны, населенного пункта, местности, используемое для обозначения товара. Знак качества – защищенный в установленном порядке знак, выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что товар соответствует стандарту качества. Знак качества разрешается использовать для маркировки только сертифицированной продукции. Компонентный знак – знак, предназначенный для информации о применяемых пищевых добавках. Эксплуатационные знаки – знаки, информирующие потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки устройств. Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителей и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров. Предупредительная маркировка включает: наименование опасного вещества; символы опасности, выполненные черным цветом на желтом фоне. Экологические знаки – знаки, информирующие об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации. Типы экологических знаков: знаки, информирующие об экологической чистоте товаров или их безопасности для окружающей среды; знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров (упаковки); знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды. Хранение товаров: условия, сроки. Сроки годности пищевых товаров. Раскрыть сущность терминов «срок годности», «срок хранения», «срок реализации». Классификация методов хранения товаров. Хранение — этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого — обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями. Условия хранения — совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище. Режим хранения — совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров. Можно выделить климатический и санитарно-гигиенический режимы хранения. Требования к климатическому режиму хранения включают требования к температуре, относительной влажности воздуха, воздухообмену, газовому составу и освещенности. Температура хранения — температура воздуха в хранилище. Это один из наиболее значимых показателей режима хранения. Единой оптимальной температуры хранения всех потребительских товаров не существует из-за многообразия свойств, обеспечивающих их сохраняемость. В связи с этим все потребительские товары подразделяются по термическому состоянию и требованиям к оптимальному температурному режиму на шесть групп (замороженные, переохлажденные, охлажденные, умеренные, широкого диапазона температур, широкого диапазона положительных температур). Требования к хранению пищевых продуктов изложены в п. 7 санитарно-эпидемиологических правил Все виды пищевых продуктов можно разделить на скоропортящиеся и нескоропортящиеся, оценка длительности сроков годности которых производится на основе различных критериев. К скоропортящимся относятся пищевые продукты, в том числе специализированные продукты детского и лечебно-профилактического питания, требующие для сохранения качества и безопасности специальных температурных или иных режимов, без обеспечения которых они подвергаются необратимым изменениям, приводящим к вреду для здоровья потребителей или порче. К нескоропортящимся относятся неконсервированные продукты, не нуждающиеся в специальных температурных или иных режимах хранения. Срок годности расфасованных пищевых продуктов не должен превышать срока годности исходного продукта. Метод хранения — совокупность технологических операций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и санитарно-гигиенического режимов, а также способов их размещения и обработки. Назначением данных методов является сохранение потребительских свойств товаров без потерь или с минимальными потерями в течение обусловленных сроков. В зависимости от характера и направленности технологических операций различают три группы методов хранения: 1) методы, основанные на регулировании различных показателей климатического режима хранения; 2) методы, основанные на разных способах размещения; 3) методы ухода за товарами, основанные на разных видах и способах обработки. Методы, основанные на регулировании различных показателей климатического режима хранения. Эта наиболее обширная группа методов представлена четырьмя подгруппами, выделяемыми по показателям климатического режима, которые регулируются с помощью специального оборудования (системы охлаждения, увлажнения, воздухообмена, создания и поддержания газовой среды) или естественных средств. Методы регулирования температурного режима хранения включают два вида, которые отличаются направлением регулирования: методы охлаждения или замораживания и методы отепления. Методы охлаждения или замораживания основаны на применении естественного или искусственного холода, который служит средством охлаждения или замораживания. Методы, основанные на разных способах размещения. Эти методы делятся на две подгруппы — бестарный и тарный.
Методы бестарного размещения в зависимости от применяемых средств подразделяют на четыре вида: насыпной, подвесной, напольный и стеллажный. Объединяет их отсутствие упаковки (транспортная, потребительская тара и упаковочные материалы), а отличают — наличие или отсутствие различных средств размещения: складского оборудования, приспособлений и др. Насыпной способ размещения — размещение товаров насыпью на полу, реже на стеллажах или подтоварниках. В зависимости от типа склада и складского оборудования различают следующие разновидности насыпного метода: навальный, закромной, траншейный, буртовой и секционный. Навальный способ размещения — товары размещают на полу без оборудования и приспособлений. При закромном способе размещения товары укладывают навалом в закромах, а при секционном —в секциях. Подвесное размещение — размещение путем подвешивания товаров на крюках, штангах, вешалах и других приспособлениях. Напольное размещение — установка или укладка товаров без тары на полу или подтоварниках в горизонтальном или вертикальном положении. Стеллажное размещение — укладка товаров на вертикальных стеллажах. Тарные методы — размещение и хранение товаров в таре. В зависимости от ее габаритов различают хранение в крупно- и малогабаритной таре. Методы ухода за товарами по способам их обработки — составная часть методов хранения, в основу которых положены технологические операции разных видов товарной обработки Эту группу методов подразделяют по двум классификационным признакам: по видам и по времени обработки. Различают следующие виды обработки: санитарно-гигиеническая, защитная и специальная. Санитарно-гигиеническая обработка предназначена для создания и поддержания установленного санитарно-гигиенического режима. Защитная обработка — обработка, предназначенная для предохранения товаров от неблагоприятных внешних условий (кислорода, микроорганизмов, водяных паров, механических воздействий). Такая обработка достигается двумя путями: нанесением защитных покрытий на поверхность товаров или упаковыванием. Специальную обработку применяют для отдельных товаров с учетом их биологической природы. В первую очередь это биообъекты, обработка которых связана с регулированием физио-логобиохимических процессов, происходящих в них при хранении или в течение жизни. По времени обработки методы ухода за товарами подразделяют на профилактические и текущие. Профилактические методы предназначены для предупреждения неблагоприятных воздействий окружающей среды и связаны с обработкой складов, тары и товаров до начала хранения. Текущие методы применяют для ухода за товарами в процессе хранения. Чаще всего они сводятся к периодическим санитарно-гигиеническим обработкам, влажной уборке складов, протиранию, перевертыванию или перетряхиванию единичных экземпляров товаров, удалению из складов недоброкачественной продукции. В зависимости от надежности товаров различают сроки сохраняемости и сроки службы товаров (рис. 34). Сроки сохраняемости — период, в течение которого товары не утрачивают при хранении функциональное назначение и безопасность. Сроки сохраняемости подразделяются на сроки годности и хранения. Сроки годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (Закон РФ «О защите прав потребителей»). Сроки годности устанавливаются изготовителем как предельные. Предельные сроки годности — максимально-допустимые сроки, в течение которых товар отвечает установленным требованиям безопасности. По истечении этих сроков возможны утрата безопасности товара и переход его в градацию опасного. Сроки хранения — период, в течение которого товары при соблюдении установленных условий хранения не изменяют существенно потребительские свойства и количество. Срок реализации - это дата, до которой пищевой продукт может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских характеристик.
|