![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическая экспертиза
Цель – предотвращение загрязнения окружающей среды при потреблении товаров, а также обеспечение среды, безопасной для человека. Задачи: - установление номенклатуры товаров, опасных для окружающей среды; - определение предельно допустимых концентраций загрязнителей, образующихся на разных этапах технологического цикла товаров; - разработка и применение методов экспертной оценки экологических свойств товаров; - подтверждение соответствия экологических свойств товара установленным нормам. Значительный вред на окружающую среду оказывает утилизация, способы: - термические – сжигание, экономически неэффективен; - механические – полное разрушение изделия; - химические – с помощью кислот, щелочей, извести; приводит к образованию более опасных отходов, чем полное уничтожение; дорогостоящий; - технологические – переработка отходов для их обеззараживания и получения доброкачественной продукции; наиболее рациональный способ с точки зрения окружающей среды, хотя достаточно дорогой. Товароведная экспертиза – проводится при осуществлении государственного контроля на потребительском рынке в целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения некачественных или опасных товаров, при изъятии их из оборота. ТЭ проводится по определению судебных органов или должностного лица, в производстве которого находится дело об административных правонарушениях или проводится по заявке потребителя или продавца. Товароведная экспертиза включает: 6) проведение экспертизы документов, которые представляются продавцом или поставщиком, и подтверждает соответствие продукции требованиям технических регламентов, условиям поставок продукции; 7) проведение экспертизы маркировки и состояния упаковки товаров, а также информации о продукции в прилагаемых к ней документах; 8) проведение сертификации продукции; 9) проведение органолептических, физико-химических и экспертных исследований, которые проводятся в независимых лабораториях; 10) выдача заключения товароведческой экспертизы. В табл. 3 приведена классификация методов проведения экспертизы потребительских свойств товаров с учетом видов экспертизы в соответствии со стадиями жизненного цикла продукции и различиями, определяемыми спецификой подхода специалистов к решению стоящих задач и набором используемых для их решения средств. Этот второй, учитывающий фактор обусловливает деление общих методов на комплексные и оперативные с последующим выделением экспертных, социологических и расчетно-инструментальных методов. Таблица 3 Классификация методов проведения экспертизы потребительских свойств товаров
Методы экспертизы — это систематизированный комплекс методических приемов, обеспечивающих экспертное исследование потребительских свойств товаров, отображенных в экспертном заключении. Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров могут быть применены к первому типу методов проведения экспертизы на стадиях разработки (техническое задание, проект, опытный образец) и эксплуатации (средство труда, предмет потребления). Методы экспертизы потребительских свойств товаров могут быть комплексными и оперативными, экспертными и социологическими, а также расчетно-инструментальными. Каждая группа общих методов состоит из набора частных методов (частные методы: 1 — разработка потребительских классификаций; 2 — выявление тенденций изменения конструктивно — технических и художественно — стилевых особенностей изделий данного вида и класса; 3 — разработка модели потребления товара человеком; 4 — разработка номенклатуры потребительских свойств и показателей качества; 5 — проведение измерений и определение значений показателей; 6 — формирование критериев оценки; 7 — составление базового ряда образцов и шкал оценки; 8 — оценка показателей качества). При проведении комплексной экспертизы, наряду с использованием экспертных и расчетно-инструментальных методов, проводятся исследования процесса потребления, опросы потребителей, изучаются условия потребления и т.д. При оперативном проведении экспертизы социологические исследования заменяются экспертными оценками или вообще не проводятся, а использование расчетно-инструментальных методов ограничено этапом анализа опытного образца и изделий массового производства в процессе их эксплуатации. Несмотря на обилие существующих методов проведения экспертизы свойств товаров, ведущим является экспертный метод, применяемый как для решения отдельных вопросов экспертизы, так и для проведения ее в целом, особенно для получения итоговых результатов. При этом используются две основные разновидности метода, различающиеся по составу экспертов и выполняемым процедурам: • метод ведущего эксперта группы; • метод комиссии. Проведение экспертизы потребительских свойств товаров требует выполнения ряда этапов и операций, порядок и содержание которых определяется целями экспертизы, видом исследуемого товара, сложностью функционального процесса, в котором участвует данный товар. В общем случае экспертиза потребительских свойств состоит из двух этапов: • анализа с целью обеспечения экспертов всей необходимой информацией о качестве товара для вынесения ими оценочных суждений; • оценки, которая основывается на результатах анализа и содержит характеристику потребительского уровня качества товара и ее обоснование.
|