![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Маркировка товаров
Маркировка – текстовое условное обозначение или рисунки, нанесенные на товар или упаковку, а также другие средства, предназначенные для идентификации товара или его отдельных свойств, доведение информации до потребителя об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара. Идентификация товаров – установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. В зависимости от места нанесения различают маркировку: · производственная, носители: этикетки, кальеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы; · торговая. Этикетки – наносятся типографским способом на товар или упаковку. Они могут быть самостоятельными носителями информации, прикладываемые или приклеенные к товару. Отличаются значительной информационной емкостью, кроме текста они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки сведения на этикетках наиболее обширны по количеству характеризуемых признаков. Кальеретки – этикетки особой формы, наклеены на горлышко бутылки. Не несут большой информационной нагрузки, а выполняют в основном назначение эстетического оформления бутылок. Они применяются вместе с основной этикеткой на бутылках и самостоятельного значения не имеют. На них могут быть указаны наименования напитка, производитель, год изготовления, шифрованные знаки. Иногда информация может отсутствовать. Вкладыши – разновидность этикеток, предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе. Наиболее часто применяются для кондитерских изделий (конфеты), а также для парфюмерно-косметических, лекарственных, бытовых средств. Ярлыки и бирки – носители маркировки, прикладываемые или подвешенные к товару. Для них характерна меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информированностью. Бирки могут указывать только наименование или фабричную марку или только название фирмы-изготовителя. Ярлыки содержат наименование товара, фирмы изготовителя, ее адрес, сорт, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так на ярлыках, подвешенных к одежде указывается артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Контрольные ленты – носители краткой дублирующей информации, расположенной на ленте небольшого размера и предназначенная для контроля сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Отличительная особенность – преобладание цифровой или символической информации (артикул изделия, номер модели, размер, сорт). Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетку, наносимые с помощью специальных приспособлений установленной формы. · в зависимости от места нанесения: производственные, торговые; · от назначения: ветеринарные, товароведные, карантинные: · от формы: овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные; Способы осуществления: нанесение несмываемой краской, выжигание, выдавливание с помощью штампов, вдавливание цифр, букв. Носители торговой маркировки: ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, упаковка. Торговая маркировка предназначена для предоставления сведений о продавце и в меньшей степени информации о товаре. Благодаря идентифицирующей информации отдельные носители ТМ служа основанием для предъявления претензий к продавцу в случае обнаружения дефектов товара. Товарный чек: - наименование продавца; - его товарный знак; - наименование товара; - его размерные характеристики; - дата реализации; - цена. Кассовый чек: - наименование продавца; - номер кассового аппарата; - дата реализации; - стоимость покупки. Товарный ценник – наименование товара и его изготовителя: - сорт; - срок годности; - цена товара за единицу измерения. Кассовый чек и товарный ценник – обязательные для всех товаров и организаций. Товарный чек – преимущественно для непродовольственных товаров. Счета – выписываются при покупке крупногабаритных товаров, доставляемых покупателю на дом. В этом случае они выполняют функции товарной маркировки и товаросопроводительных документов. Счета не являются обязательным документом, они служат основанием подтверждения оплаты покупки покупателем и основанием для предъявления претензий при выявлении дефектов товара. Счета, выдаваемые ресторанами и т.д. выполняют функции товарных или кассовых чеков и служат обоснованием стоимости услуг, предоставляемых посетителям. Меню заменяют ценники и вывешиваются при входе в предприятие питания, а также около раздаточных или расчетных узлов. Услуги по производственной и торговой маркировке товаров потребителем дополнительно не оплачиваются, так как включаются в издержки обращения или производства. Основные элементы маркировки: 1) текст (удельный вес от 50 до 100%), он более предпочтителен; 2) рисунок (не всегда присутствует, но удельный вес его может быть до 50%); 3) информационные знаки – идентификация характеристик товара, до 30%. Условные обозначения позволяют выделить товар из массы аналогичных, идентифицировать товар: - компонентные знаки (пищевые добавки); - размерные знаки – конкретные физические величины (масса, объем); - эксплуатационные – для информирования потребителя о правилах эксплуатации, монтаже, наладке; перечень знаков утвержден на международном уровне, наибольшее распространение – текстильные изделия; - манипуляционные знаки – для информации о способах обращения с товарами, грузами; - предупредительные знаки – для обеспечения безопасности потребителя товаров и сохранение окружающей среды при перевозке, хранении, использовании товаров; - экологические знаки – для информирования потребителей об экологически безопасных способах их применения, эксплуатации или реализации.
|