Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели, характеризующие объем производства и продаж.






 

Анализ деятельности производственных организаций начинают с изучения показателей производства и реализации продукции.

Основными задачами анализа являются:

· оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

· определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 

Производство продукции оценивается с помощью натуральных и условно -натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости.

Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией; объем выпуска - готовой и товарной продукцией; объем реализации - отгруженной и реализованной товарной продукцией.

Валовая продукция -это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство; выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается товарная продукция в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу во многих организациях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Для оценки произведенной и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используются натуральные показатели объемов.

Условно -натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчетов темпов роста и темпов прироста.

Среднегодовой темп роста можно рассчитать как среднегеометрическую или среднеарифметическую взвешенную величину.

Анализ объемов производства проводится по стоимостным и натуральным показателям. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты:

1. Темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных - изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен;

2. темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных - изменение объемом продукции вызвано ростом физических объемов продукции.

 

По аналогичной схеме проводится анализ реализованной продукции. В процессе анализа выделяются те ассортиментные позиции, по которым наблюдались расхождения:

· фактических объемов выпуска с планом, что привело к невыполнению договорных обязательств;

· фактических объемов выпуска с плановым объемом реализации, что привело к образованию сверхнормативных запасов нереализованной продукции.

 

Важное значение в процессе анализа имеет изучение факторов, влияющих на выпуск товарной продукции и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно разделить на три группы:

1. обеспеченность организации трудовыми ресурсами эффективность их использования;

2. обеспеченность организации основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования;

3. обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал