Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показатели, характеризующие объем производства и продаж.
Анализ деятельности производственных организаций начинают с изучения показателей производства и реализации продукции. Основными задачами анализа являются: · оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; · определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей; · выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции; · разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Производство продукции оценивается с помощью натуральных и условно -натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией; объем выпуска - готовой и товарной продукцией; объем реализации - отгруженной и реализованной товарной продукцией. Валовая продукция -это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство; выражается обычно в сопоставимых ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается товарная продукция в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу во многих организациях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства. Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных) и включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Для оценки произведенной и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используются натуральные показатели объемов. Условно -натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчетов темпов роста и темпов прироста. Среднегодовой темп роста можно рассчитать как среднегеометрическую или среднеарифметическую взвешенную величину. Анализ объемов производства проводится по стоимостным и натуральным показателям. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты: 1. Темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных - изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен; 2. темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных - изменение объемом продукции вызвано ростом физических объемов продукции.
По аналогичной схеме проводится анализ реализованной продукции. В процессе анализа выделяются те ассортиментные позиции, по которым наблюдались расхождения: · фактических объемов выпуска с планом, что привело к невыполнению договорных обязательств; · фактических объемов выпуска с плановым объемом реализации, что привело к образованию сверхнормативных запасов нереализованной продукции.
Важное значение в процессе анализа имеет изучение факторов, влияющих на выпуск товарной продукции и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно разделить на три группы: 1. обеспеченность организации трудовыми ресурсами эффективность их использования; 2. обеспеченность организации основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования; 3. обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования.
|