Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ источников финансирования организации
Для оценки финансового состояния организации необходим и анализ структуры и динамики источников собственных, заемных и привлеченных средств. При оценке источников финансовых ресурсов следует иметь в виду, что внешние и внутренние пользователи аналитической информации по - разному оценивают соотношение этих источников. Так, внешние пользователи (банки, поставщики и т.д.) оценивают долю источников собственных средств в общей сумме источников с точки зрения финансового риска. (как известно, риск увеличивается со снижением доли источников собственных средств). Для внутренних пользователей оценка осуществляется с позиций достижения необходимого уровня рентабельности собственного капитала при приемлемом уровне риска и выбора альтернативных вариантов финансирования хозяйственной деятельности.
Анализ источников собственных средств организации К собственным источникам финансирования относятся: 1. уставный капитал – вклад учредителей (собственников) в имущество организации в стоимостном выражении при создании общества. Размер уставного капитала определяется учредительными документами и может быть изменен только по решению учредителей с внесением соответствующих изменений в учредительные документы. Средства уставного капитала инвестируются в основные средства и нематериальные активы и оборотные средства;
Результаты анализа структуры и динамики источников собственных средств приведены в таблице № 14
По результатам анализа видно, что в источниках собственных средств наибольший удельный вес имеют добавочный капитал. Удельный вес уставного капитала незначительный. Это можно объяснить тем, что организация была создана в начале 90-х годов и изменений в уставном капитале не было. Однако, за счет переоценки основных средств (в которые инвестированы и средства уставного капитала) величина добавочного капитала значительно превышает уставный. Резервный фонд составляет незначительную долю источников собственных средств. Причем, за анализируемый период произошло уменьшение суммы резервного фонда на 97, 06%. Использование средств этого фонда в отчетном периоде свидетельствует о финансовых трудностях в организации в отчетном году. Нераспределенная прибыль также имеет незначительный удельный вес. В целом за отчетный период увеличение источников собственных средств произошло лишь на 7, 7%.
Анализ заемных и привлеченных источников финансирования
Для осуществления текущей деятельности и ее развития предприятия и организации вынуждены использовать кроме собственных средств в качестве источников финансирования заемные и привлеченные средства. Долгосрочные заемные средства – это кредиты и займы, полученные организацией на период более одного года. Долгосрочные кредиты и займы обычно привлекаются для целей капитального строительства, модернизации производства и т.д. Ставка процента по долгосрочным заемным источникам выше, чем по краткосрочным. Привлечение организацией долгосрочных кредитов обычно свидетельствует о проведении в организации мероприятий долгосрочного инвестиционного характера. Кроме этого, это означает и доверие кредитных организаций к данной организации. Краткосрочные заемные средства – кредиты и займы, полученные организацией на период менее одного года. Такие средства привлекаются для пополнения оборотных средств (для покупки сырья и материалов и т.д.). В анализируемой организации долгосрочные кредитные ресурсы составляют незначительный объем от общей суммы источников финансирования - 0, 5% и 0, 3% соответственно на начало и конец периода (таблица №). За анализируемый период сумма долгосрочных кредитных ресурсов снизилась на 21, 3%. Краткосрочные кредитные ресурсы отражены лишь на конец отчетного периода и составляют 1, 7% от общей суммы источников финансирования. В качестве временных источников финансирования организации используют и кредиторскую задолженность. Кредиторская задолженность возникает в результате различных расчетных операций и временного лага между начислением платежей и их перечислением контрагентам. К кредиторской задолженности относятся: задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность перед персоналом организации, перед бюджетом и внебюджетными фондами. Анализ кредиторской задолженности имеет важное значение для внутренних пользователей (для принятия эффективных управленческих решений) и для внешних пользователей (для оценки финансовой устойчивости организации, кредитоспособности и надежности ее, как партнера по бизнесу). Результаты анализа кредиторской задолженности приведены в таблице № 15 Таблица № 15
По данным таблицы видно, что кредиторская задолженность в целом за анализируемый период возросла на 41%. Снижение кредиторской задолженности на 53, 3% произошло по статье «авансы полученные», а задолженность перед поставщиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами возросла. В целом удельный вес кредиторской задолженности в общей сумме источников финансирования составляет 43.9 % на конец отчетного периода, т.е. практически является основным источником финансирования деятельности организации. Величина и динамика кредиторской задолженности непосредственно связана с финансовой устойчивостью организации. На величину кредиторской задолженности оказывают влияние различные факторы, в основном это: объемы деятельности организации, платежеспособность покупателей, кредитная политика основных поставщиков организации и общее финансовое состояние организации.
8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации Финансовый результат представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственно –финансовой деятельности. Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал. Экономической базой формирования финансовых результатов являются доходы и расходы организации. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества, денежных средств) или возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации, за исключением уменьшения вкладов в уставный капитал собственников имущества по их решению. Прибыль является: · Основным внутренним источником текущего и долгосрочного развития организации; · главным источником возрастания рыночной стоимости организации; · индикатором кредитоспособности организации; · главным интересом собственника; · гарантом возможности выполнения организацией своих обязательств перед кредиторами и государством. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются абсолютными и относительными показателями. К абсолютным показателям относятся: 1. валовая прибыль – разность между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции: Рвал = N – С, Где: N – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
2. прибыль (убыток) от продаж (Рпрод) – разность между доходами и расходами по обычным видам деятельности, т.е. между выручкой от продаж и полной себестоимостью проданной продукции, включающей в себя себестоимость проданной продукции, коммерческие и управленческие расходы: Рпрод = Рвал – Кр - Ур Где: Кр – коммерчесике расходы; Ур – управленческие расходы;
3. прибыль (убыток) до налогообложения (Рн) = Рпрод + прочие доходы – прочие расходы.
4. чистая прибыль (убыток ) = Рн – отложенные налоговые активы + отложенные налоговые активы – отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль. Чистая прибыль (убыток) является конечным финансовым результатом и отражает изменение собственного капитала за определенный период времени.
Для того, чтобы правильно принимать управленческие решения по вопросам наращивания прибыли, необходимо четко классифицировать факторы роста прибыли. Обычно факторы делят на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: 1. рыночно –конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, конкурентоспособность, организация эффективной рекламы и т.д.); 2. хозяйственно –правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен). К внутренним факторам относятся: 1. материально –технические (степень использования прогрессивных материалов и технологий); 2. организационно –управленческие (выбор стратегии и тактики действия на рынке, информационное обеспечение процессов принятия решений, эффективность управления организацией); 3. экономические факторы (качество финансового планирования в организации, использование внутренних резервов повышения эффективности деятельности, стимулирование производства и т.д.); 4. социальные факторы (повышение квалификации служащих, улучшение условий труда и т.д.). На величину прибыли оказывают влияние также эффект производственного и финансового рычага.
В процессе анализа немаловажное значение имеет оценка качества прибыли. Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации. Высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом выпуска и реализации продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество – ростом цен на продукцию без увеличения объема ее реализации в натуральных показателях. Ведущую роль в повышении качества прибыли играет активизация интенсивных факторов за счет реализации собственных внутренних резервов, главным образом, это снижение себестоимости продукции. Анализ финансовых результатов деятельности организации осуществляется на основе «Отчета о прибылях и убытках». Дается оценка структуры и динамики финансовых результатов организации за анализируемый период. Рассмотрим результаты анализа финансовых результатов анализируемой организации (таблица № 18) Таблица№ 18
По результатам проведенного анализа видно, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:
Наибольший удельный вес в выручке от реализации имеет себестоимость проданных товаров, услуг – более 89%. За анализируемый период себестоимость увеличилась на 70, 8%. Очень сильный рост произошел по статье «коммерческие расходы» - они увеличились на 608%. Значительно увеличились доходы в виде процентов полученных – на 2275%. На 73, 6% увеличились прочие операционные расхов, внереализационные доходы увеличились на 266, 3%. Возросли и внереализационные расходы на 183, 6%. Таким образом, мы видим, что темпы роста реализации продукции значительно ниже темпов роста себестоимости продукции и других расходов организации.
|