Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ источников финансирования организации






Для оценки финансового состояния организации необходим и анализ структуры и динамики источников собственных, заемных и привлеченных средств.

При оценке источников финансовых ресурсов следует иметь в виду, что внешние и внутренние пользователи аналитической информации по - разному оценивают соотношение этих источников. Так, внешние пользователи (банки, поставщики и т.д.) оценивают долю источников собственных средств в общей сумме источников с точки зрения финансового риска. (как известно, риск увеличивается со снижением доли источников собственных средств).

Для внутренних пользователей оценка осуществляется с позиций достижения необходимого уровня рентабельности собственного капитала при приемлемом уровне риска и выбора альтернативных вариантов финансирования хозяйственной деятельности.

 

Анализ источников собственных средств организации

К собственным источникам финансирования относятся:

1. уставный капитал – вклад учредителей (собственников) в имущество организации в стоимостном выражении при создании общества. Размер уставного капитала определяется учредительными документами и может быть изменен только по решению учредителей с внесением соответствующих изменений в учредительные документы. Средства уставного капитала инвестируются в основные средства и нематериальные активы и оборотные средства;

  1. добавочный капитал представляет собой прирост стоимости в результате переоценки имущества, стоимость безвозмездно полученного имущества и эмиссионного дохода организации;
  2. резервный фонд – это фонд собственных средств организации, созданный в соответствии с законодательством и учредительными документами организации за счет отчислений от прибыли. Использование средств резервного фонда имеет строго целевое назначение – на покрытие убытков от текущей деятельности, на выплату дивидендов по привилегированным акциям;
  3. нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли организации, которая не была распределена организацией на дату составления балансового отчета.

Результаты анализа структуры и динамики источников собственных средств приведены в таблице № 14

 

 

Таблица№ 14 Анализ структуры и динамики источников собственных средств
                 
Показатели на начало периода на конец периода Удельный вес, % отклонения темп роста % темп прироста %
    на начало периода на конец периода по сумме по уд.весу    
                 
1. Источники собственных средств:             107, 70 7, 70
1.1.Уставный капитал     0, 063 0, 059   -0, 005 100, 00 0, 00
1.2.собственные акции, выкупленные у акционеров                
1.3.добавочный капитал     89, 28 85, 14   -4, 142 102, 71 2, 71
1.4. Резервный капитал     1, 65 0, 04 -25199 -1, 602 2, 94 -97, 06
1.5.нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)     9, 01 14, 75   5, 748 176, 45 76, 45

 

По результатам анализа видно, что в источниках собственных средств наибольший удельный вес имеют добавочный капитал. Удельный вес уставного капитала незначительный. Это можно объяснить тем, что организация была создана в начале 90-х годов и изменений в уставном капитале не было. Однако, за счет переоценки основных средств (в которые инвестированы и средства уставного капитала) величина добавочного капитала значительно превышает уставный. Резервный фонд составляет незначительную долю источников собственных средств. Причем, за анализируемый период произошло уменьшение суммы резервного фонда на 97, 06%. Использование средств этого фонда в отчетном периоде свидетельствует о финансовых трудностях в организации в отчетном году. Нераспределенная прибыль также имеет незначительный удельный вес. В целом за отчетный период увеличение источников собственных средств произошло лишь на 7, 7%.

 

 

Анализ заемных и привлеченных источников финансирования

 

Для осуществления текущей деятельности и ее развития предприятия и организации вынуждены использовать кроме собственных средств в качестве источников финансирования заемные и привлеченные средства.

Долгосрочные заемные средства – это кредиты и займы, полученные организацией на период более одного года. Долгосрочные кредиты и займы обычно привлекаются для целей капитального строительства, модернизации производства и т.д. Ставка процента по долгосрочным заемным источникам выше, чем по краткосрочным. Привлечение организацией долгосрочных кредитов обычно свидетельствует о проведении в организации мероприятий долгосрочного инвестиционного характера. Кроме этого, это означает и доверие кредитных организаций к данной организации.

Краткосрочные заемные средства – кредиты и займы, полученные организацией на период менее одного года. Такие средства привлекаются для пополнения оборотных средств (для покупки сырья и материалов и т.д.).

В анализируемой организации долгосрочные кредитные ресурсы составляют незначительный объем от общей суммы источников финансирования - 0, 5% и 0, 3% соответственно на начало и конец периода (таблица №). За анализируемый период сумма долгосрочных кредитных ресурсов снизилась на 21, 3%.

Краткосрочные кредитные ресурсы отражены лишь на конец отчетного периода и составляют 1, 7% от общей суммы источников финансирования.

В качестве временных источников финансирования организации используют и кредиторскую задолженность. Кредиторская задолженность возникает в результате различных расчетных операций и временного лага между начислением платежей и их перечислением контрагентам. К кредиторской задолженности относятся: задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность перед персоналом организации, перед бюджетом и внебюджетными фондами. Анализ кредиторской задолженности имеет важное значение для внутренних пользователей (для принятия эффективных управленческих решений) и для внешних пользователей (для оценки финансовой устойчивости организации, кредитоспособности и надежности ее, как партнера по бизнесу).

Результаты анализа кредиторской задолженности приведены в таблице № 15

Таблица № 15

 

Анализ структуры и динамики кредиторской задолженности
                 
Показатели на начало периода на конец периода Удельный вес, % отклонения темп роста % темп прироста %
    на начало периода на конец периода по сумме по уд.весу    
                 
1. Кредиторская задолженность:             141, 02 41, 02
1.1.поставщики и подрядчики     80, 90 84, 10   3, 19 146, 58 46, 58
1.2.задолженность перед персоналом     0, 79 0, 84   0, 05 149, 32 49, 32
1.3.задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами     5, 76 5, 32   -0, 44 130, 24 30, 24
1.4.авансы полученные     7, 75 2, 56 -41715 -5, 18 46, 67 -53, 33
1.5.прочая кредиторская задолженность     4, 80 7, 18   2, 39 211, 18 111, 18

 

По данным таблицы видно, что кредиторская задолженность в целом за анализируемый период возросла на 41%. Снижение кредиторской задолженности на 53, 3% произошло по статье «авансы полученные», а задолженность перед поставщиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами возросла. В целом удельный вес кредиторской задолженности в общей сумме источников финансирования составляет 43.9 % на конец отчетного периода, т.е. практически является основным источником финансирования деятельности организации.

Величина и динамика кредиторской задолженности непосредственно связана с финансовой устойчивостью организации.

На величину кредиторской задолженности оказывают влияние различные факторы, в основном это: объемы деятельности организации, платежеспособность покупателей, кредитная политика основных поставщиков организации и общее финансовое состояние организации.

 

 

8.10. Анализ финансовых результатов деятельности организации

Финансовый результат представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственно –финансовой деятельности.

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал.

Экономической базой формирования финансовых результатов являются доходы и расходы организации.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (имущества, денежных средств) или возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации, за исключением уменьшения вкладов в уставный капитал собственников имущества по их решению.

Прибыль является:

· Основным внутренним источником текущего и долгосрочного развития организации;

· главным источником возрастания рыночной стоимости организации;

· индикатором кредитоспособности организации;

· главным интересом собственника;

· гарантом возможности выполнения организацией своих обязательств перед кредиторами и государством.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются абсолютными и относительными показателями.

К абсолютным показателям относятся:

1. валовая прибыль – разность между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции:

Рвал = N – С,

Где:

N – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

 

2. прибыль (убыток) от продаж (Рпрод) – разность между доходами и расходами по обычным видам деятельности, т.е. между выручкой от продаж и полной себестоимостью проданной продукции, включающей в себя себестоимость проданной продукции, коммерческие и управленческие расходы:

Рпрод = Рвал – Кр - Ур

Где:

Кр – коммерчесике расходы;

Ур – управленческие расходы;

 

3. прибыль (убыток) до налогообложения (Рн) = Рпрод + прочие доходы – прочие расходы.

 

4. чистая прибыль (убыток ) = Рн – отложенные налоговые активы + отложенные налоговые активы – отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль.

Чистая прибыль (убыток) является конечным финансовым результатом и отражает изменение собственного капитала за определенный период времени.

 

Для того, чтобы правильно принимать управленческие решения по вопросам наращивания прибыли, необходимо четко классифицировать факторы роста прибыли. Обычно факторы делят на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

1. рыночно –конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности организации, конкурентоспособность, организация эффективной рекламы и т.д.);

2. хозяйственно –правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

К внутренним факторам относятся:

1. материально –технические (степень использования прогрессивных материалов и технологий);

2. организационно –управленческие (выбор стратегии и тактики действия на рынке, информационное обеспечение процессов принятия решений, эффективность управления организацией);

3. экономические факторы (качество финансового планирования в организации, использование внутренних резервов повышения эффективности деятельности, стимулирование производства и т.д.);

4. социальные факторы (повышение квалификации служащих, улучшение условий труда и т.д.).

На величину прибыли оказывают влияние также эффект производственного и финансового рычага.

 

В процессе анализа немаловажное значение имеет оценка качества прибыли. Качество прибыли – это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации. Высокое качество операционной прибыли характеризуется ростом выпуска и реализации продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество – ростом цен на продукцию без увеличения объема ее реализации в натуральных показателях.

Ведущую роль в повышении качества прибыли играет активизация интенсивных факторов за счет реализации собственных внутренних резервов, главным образом, это снижение себестоимости продукции.

Анализ финансовых результатов деятельности организации осуществляется на основе «Отчета о прибылях и убытках». Дается оценка структуры и динамики финансовых результатов организации за анализируемый период.

Рассмотрим результаты анализа финансовых результатов анализируемой организации (таблица № 18)

Таблица№ 18

 

Анализ структуры и динамики финансовых результатов
Показатели за отчетный период за аналогичный период предыдущего года Удельный вес в выручке от реализации, % отклонения темп роста % темп прироста %
за отчетный период за аналогичный период предыдущего года по сумме по уд.весу
Доходы и расходы по обычным видам деятельности                
Выручка от продажи товаров, работ и услуг             168, 78 68, 78
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг     89, 60 88, 55   1, 05 170, 79 70, 79
Валовая прибыль     10, 40 11, 45   -1, 05 153, 28 53, 28
Коммерческие расходы     0, 56 0, 13   0, 43 708, 01 608, 01
Управленческие расходы                
Прибыль (убыток) от продаж     9, 83 11, 31   -1, 48 146, 70 46, 70
Прочие доходы и расходы                
проценты к получению     0, 02 0, 001   0, 02 2375, 00 2275, 00
Проценты к уплате                
Доходы от участия в других организациях     0, 000995     0, 001   -100, 00
прочие операционные доходы     37, 09 53, 01   -15, 93 118, 07 18, 07
прочие операционные расходы     31, 18 30, 31   0, 87 173, 63 73, 63
Внереализационные доходы и расходы                
Внереализационные доходы     10, 30 4, 75   5, 55 366, 26 266, 26
Внереализационные расходы     13, 36 7, 95   5, 41 283, 60 183, 60
Прибыль (убыток) до налогообложения     12, 70 30, 82 -83793 -18, 12 69, 55 -30, 45
Отложенные налоговые активы                
Отложенные налоговые обязательства                
Текущий налог на прибыль     4, 07 3, 93   0, 15 175, 07 75, 07
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода     8, 63 26, 89 -110112 -18, 26 54, 14 -45, 86

 

По результатам проведенного анализа видно, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:

  1. Выручка от реализации увеличилась на 68, 6%;
  2. валовая прибыль увеличилась на 53, 3%;
  3. прибыль от продаж увеличилась на 46, 7%;
  4. прибыль до налогообложения снизилась на 30, 5%;
  5. чистая прибыль снизилась на 45, 8%.

Наибольший удельный вес в выручке от реализации имеет себестоимость проданных товаров, услуг – более 89%. За анализируемый период себестоимость увеличилась на 70, 8%. Очень сильный рост произошел по статье «коммерческие расходы» - они увеличились на 608%. Значительно увеличились доходы в виде процентов полученных – на 2275%. На 73, 6% увеличились прочие операционные расхов, внереализационные доходы увеличились на 266, 3%. Возросли и внереализационные расходы на 183, 6%.

Таким образом, мы видим, что темпы роста реализации продукции значительно ниже темпов роста себестоимости продукции и других расходов организации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал