Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ эффективности деятельности организации






Обобщающими показателями эффективности деятельности организации являются показатели рентабельности.

Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, используемыми для достижения эффекта.

Существуют два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (ЭЭФ) выражается формулой:

ЭЭФ = ЭЭ / РЗ

Где:

ЭЭ – величина экономического эффекта;

РЗ – величина ресурсов или затрат.

Различие между категориями «ресурсы» и «затраты» в следующем. Например, если рассматривать основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться показатель их стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат – часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.

 

В практике экономического анализа выделяют две группы показателей рентабельности:

1. рентабельности продукции;

2. рентабельности капитала.

 

К рентабельности продукции относятся следующие показатели:

-рентабельность отдельных видов продукции;

-рентабельность продукции;

-предельная рентабельность.

Рентабельность реализованной продукции показывает размер прибыли на один рубль реализованной продукции и является показателем не только эффективности хозяйственной деятельности, но и политики ценообразования в организации.

Рентабельность отдельных видов продукции (Rпрод) рассчитывается следующим образом:

Rпрод = (Ц – С)/ С или R прод = (Ц –С) / Ц

Где:

Ц – цена единицы продукции;

С – себестоимость единицы продукции.

 

Рентабельность (прибыльность) продукции, услуг (по балансу) (Rпр) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации или себестоимости продукции.

Rпр = P/N или Rпр = P/C

Где:

P – прибыль;

C – себестоимость продукции, услуг;

N – выручка от реализации.

 

Рентабельность продаж (Rпродаж) определяется как отношение чистой прибыли (Рч) к выручке от реализации.

R продаж = Рч / N

Предельная рентабельность (Rпред) определяется путем отношения чистой прибыли (Рч) к себестоимости реализованной продукции (С).

Rпред = Рч / с

Показатели рентабельности продукции характеризуют прибыльность основной деятельности организации и позволяют контролировать и регулировать цены, издержки производства и реализации.

Основными путями повышения рентабельности продукции являются:

· снижение затрат на единицу продукции;

· оптимизация использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость продукции;

· рост объема производства и реализации;

· повышение качества и конкурентоспособности продукции.

 

К показателям рентабельности капитала относятся:

  • рентабельность активов (имущества);
  • рентабельность внеоборотных активов, основных средств;
  • рентабельность текущих активов;
  • рентабельность производственных фондов;
  • рентабельность собственного капитала;
  • рентабельность финансовых вложений.

 

Рентабельность капитала определяется путем отношения балансовой или чистой прибыли к средней стоимости соответствующих видов активов или пассивов.

 

Рентабельность активов (Rа) определяется отношением балансовой прибыли (Р) к средней совокупной стоимости активов (Ак.ср). Ее еще называют экономической рентабельностью или общей рентабельностью.

Rа = Р/Ак.ср

Среднее значение этого показателя по данным мировой практики составляет 18 –20%. Экономическая рентабельность характеризует прибыль, полученную с одного рубля совокупных активов.

Основными факторами, которые определяют уровень и динамику рентабельности активов организации являются:

  • скорость оборачиваемости активов;
  • уровень рентабельности продукции.

 

Рентабельность активов отражает уровень:

· управления дебиторской задолженностью;

· управления материальными затратами;

· управления основными средствами организации;

· управления ликвидностью.

 

Рентабельность текущих активов (Rта) определяется отношением балансовой прибыли (Р) к среднегодовой стоимости текущих (оборотных) активов (Ао).

Rта = Р/ Ао.ср.

Рентабельность финансовых вложений отражает прибыль, полученную по ценным бумагам и от долевого участия в уставных капиталах других организаций на один рубль средней за анализируемый период величины финансовых вложений.

Рентабельность собственного капитала характеризует прибыльность собственного капитала и определяется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Рентабельность акционерного капитала (Rак) определяется следующим образом:

Rак = (чистая прибыль – дивиденды по привилегированным акциям) / среднегодовая стоимость собственного капитала.

Для анализируемой организации показатели рентабельности на конец отчетного периода имеют следующие значения:

1. Рентабельность продукции:

R пр = P/N = 191381/1507205 = 12, 7%

  1. Рентабельность продаж = Рч / С = 130001/1507203=8, 6%
  2. Предельная рентабельность = Рч / С = 130001/1350526 = 9, 6%
  3. Общая экономическая рентабельность =Р / Аср = 191381/2926478 =6, 5%
  4. Рентабельность текущих активов = Р / Аоб.ср = 191381/1588362=12%
  5. рентабельность собственного капитала = Рч / Соб.кап.ср. = 130001/1637113=7, 9%

 

Таким образом, мы видим по результатам анализа, сто организация финансово устойчива, рентабельна. Однако имеются проблемы с ликвидностью. Это можно объяснить или спецификой деятельности данной организации (судоходная компания) или неграмотным управлением финансами организации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал