Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ эффективности деятельности организации
Обобщающими показателями эффективности деятельности организации являются показатели рентабельности. Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, используемыми для достижения эффекта. Существуют два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (ЭЭФ) выражается формулой: ЭЭФ = ЭЭ / РЗ Где: ЭЭ – величина экономического эффекта; РЗ – величина ресурсов или затрат. Различие между категориями «ресурсы» и «затраты» в следующем. Например, если рассматривать основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться показатель их стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат – часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.
В практике экономического анализа выделяют две группы показателей рентабельности: 1. рентабельности продукции; 2. рентабельности капитала.
К рентабельности продукции относятся следующие показатели: -рентабельность отдельных видов продукции; -рентабельность продукции; -предельная рентабельность. Рентабельность реализованной продукции показывает размер прибыли на один рубль реализованной продукции и является показателем не только эффективности хозяйственной деятельности, но и политики ценообразования в организации. Рентабельность отдельных видов продукции (Rпрод) рассчитывается следующим образом: Rпрод = (Ц – С)/ С или R прод = (Ц –С) / Ц Где: Ц – цена единицы продукции; С – себестоимость единицы продукции.
Рентабельность (прибыльность) продукции, услуг (по балансу) (Rпр) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации или себестоимости продукции. Rпр = P/N или Rпр = P/C Где: P – прибыль; C – себестоимость продукции, услуг; N – выручка от реализации.
Рентабельность продаж (Rпродаж) определяется как отношение чистой прибыли (Рч) к выручке от реализации. R продаж = Рч / N Предельная рентабельность (Rпред) определяется путем отношения чистой прибыли (Рч) к себестоимости реализованной продукции (С). Rпред = Рч / с Показатели рентабельности продукции характеризуют прибыльность основной деятельности организации и позволяют контролировать и регулировать цены, издержки производства и реализации. Основными путями повышения рентабельности продукции являются: · снижение затрат на единицу продукции; · оптимизация использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость продукции; · рост объема производства и реализации; · повышение качества и конкурентоспособности продукции.
К показателям рентабельности капитала относятся:
Рентабельность капитала определяется путем отношения балансовой или чистой прибыли к средней стоимости соответствующих видов активов или пассивов.
Рентабельность активов (Rа) определяется отношением балансовой прибыли (Р) к средней совокупной стоимости активов (Ак.ср). Ее еще называют экономической рентабельностью или общей рентабельностью. Rа = Р/Ак.ср Среднее значение этого показателя по данным мировой практики составляет 18 –20%. Экономическая рентабельность характеризует прибыль, полученную с одного рубля совокупных активов. Основными факторами, которые определяют уровень и динамику рентабельности активов организации являются:
Рентабельность активов отражает уровень: · управления дебиторской задолженностью; · управления материальными затратами; · управления основными средствами организации; · управления ликвидностью.
Рентабельность текущих активов (Rта) определяется отношением балансовой прибыли (Р) к среднегодовой стоимости текущих (оборотных) активов (Ао). Rта = Р/ Ао.ср. Рентабельность финансовых вложений отражает прибыль, полученную по ценным бумагам и от долевого участия в уставных капиталах других организаций на один рубль средней за анализируемый период величины финансовых вложений. Рентабельность собственного капитала характеризует прибыльность собственного капитала и определяется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала. Рентабельность акционерного капитала (Rак) определяется следующим образом: Rак = (чистая прибыль – дивиденды по привилегированным акциям) / среднегодовая стоимость собственного капитала. Для анализируемой организации показатели рентабельности на конец отчетного периода имеют следующие значения: 1. Рентабельность продукции: R пр = P/N = 191381/1507205 = 12, 7%
Таким образом, мы видим по результатам анализа, сто организация финансово устойчива, рентабельна. Однако имеются проблемы с ликвидностью. Это можно объяснить или спецификой деятельности данной организации (судоходная компания) или неграмотным управлением финансами организации.
|