Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ольга Филипповская 8 страница
Обычно обучение состоит из шести этапов, каждый из которых также разделяется на отдельные шаги. Понятно, что разделение на этапы носит искусственный характер. В жизни человека нет никаких процессов, которые естественным образом состояли бы из шести этапов, поэтому подобное разделение полезно лишь для обучения. Поскольку фокусирование позволяет человеку выявить свой внутренний первоисточник переживаний, возникают существенные противоречия, связанные с применением в данном случае самого понятия “обучение”. По этой причине при обучении предлагаются инструкции, которые я называю “двойственными”. Мы говорим: “Попытайтесь сделать в точности все эти шаги, как они описаны, а в то мгновение, когда вы почувствуете, как что-то происходит не так, остановитесь, вернитесь немного назад и посмотрите, что именно кажется вам неверным. Таким образом вы научитесь фокусированию в любом случае — либо с помощью инструкций, либо за счет того, что они не будут работать. Не делайте на внутреннем уровне никакого насилия над собой, даже в том случае, если вам покажется, что в инструкциях содержится точное указание, что именно это вам необходимо делать”. Почему такие “двойственные” инструкции не получили повсеместного распространения? Обучение многим процессам требует их практического использования. То, чему мы обучаем, имеет чрезвычайную ценность, но лишь в том случае, если индивид использует фокусирование, чтобы войти в прямой контакт со своими непосредственными переживаниями. Так, в сущности, и должно было бы быть при всяком обучении. При обучении фокусированию люди начинают понимать, что иногда инструкции противоречат собственному внутреннему опыту. Начинающие нередко говорят: “Я старался сделать все “правильно”. Но оказалось, что мое старание только помешало”. Такие слова иногда сопровождаются смехом — человек понял, что фокусирование возникает внутри и принципиально отличается от всего, что приходит к нам извне. Но поскольку фокусирование для большинства людей оказывается принципиально новой вещью, оно требует специальных инструкций. И, конечно же, для фокусирования необходимо отбросить все предубеждения о том, чем оно “должно быть”. Поэтому на время откажитесь от того, как вы привыкли обычно поступать со своими чувствами и проблемами, обращаясь к привычным вам способам действий лишь в том случае, когда у вас действительно появится в этом необходимость. По мере того как я буду показывать способы вызывания фокусирования, предлагаю вам не просто читать инструкции, но и обретать реальный опыт. Если вы почувствуете, что нечто из предлагаемого мной может причинить вам вред или помешать проявиться непосредственно возникающему именно у вас, либо если вы почувствуете страх или принуждение, необходимо остановиться, возвратиться назад и попытаться почувствовать, что кажется вам неправильным. Можете ли вы чувствовать то, что происходит внутри вашего тела? Сегодня люди примерно пополам разделяются на тех, кому сосредоточить внимание на происходящем внутри тела легко, и тех, кому сделать это весьма трудно. Некоторые делают это мгновенно, а для иных требуется определенная практика. И тех, и других можно научить фокусированию, но последних необходимо вначале научить чувствовать происходящее внутри тела. В том случае, если вы окажетесь в числе последних, я предложил бы вам следовать приводимым ниже инструкциям.
? Можете ли вы почувствовать то, что находится внутри желудка и груди? Что вы там чувствуете? Удерживайте это ощущение в течение одной-двух минут... ? Похоже ли ваше ощущение на что-то уютное? Или на трепет? На напряженность? На что-то еще? Не обязательно давать этому словесное описание, достаточно просто сказать, что данное качество присутствует. Удерживайте его в течение двух минут... ? Можете ли вы удерживать внимание на этом ощущении?
При обучении многим людям приходится помогать начинать “снизу”. Попробуйте такую инструкцию:
? Направьте внимание на палец левой ноги. Чувствуете ли вы его? Если нет, пошевелите пальцем, после чего вам будет легче его ощутить. Теперь вы чувствуете происходящее внутри пальца. Проделайте то же самое с коленом, а затем почувствуйте, как стул “давит на вас” снизу. После этого почувствуйте таким же образом желудок и грудную клетку. Какие телесные ощущения вы находите в своем желудке?
Если вы легко можете почувствовать то, что находится внутри вашего тела, можно начинать обучаться фокусированию. Очищение пространства Попробуйте на протяжении минуты расслабиться и вступить в дружественные отношения с тем, что вы чувствуете внутри. Посмотрите, какие препятствия находятся между вами и чувством благополучия. У каждого из нас есть целый ряд проблем, а обычно их даже несколько одновременно. Полезно было бы распределить их следующим образом:
? Перенесите внимание на желудок или грудную клетку и (зная, что, вероятно, это совсем не так) произнесите что-нибудь, например: “Моя жизнь в эти дни проходила замечательно, и я полностью ею доволен”. Затем сосредоточьте внимание внутри тела и посмотрите, что там будет происходить. ? Ваш ум сможет довольно быстро ответить на этот вопрос еще до того, как вы попробуете сосредоточить внимание внутри своего тела. Если это действительно произойдет, попробуйте еще раз. ? Возникает ли у вас телесное ощущение, что “не все так замечательно”, как будто тело говорит: “Нет, у меня не все в порядке; скорее, что-то вроде вот этого...”? ? Что бы у вас ни возникло при этом, скажите: “Привет! Да, это действительно здесь” — и будьте готовы разобраться в происходящем. Обычно неблагоприятное ощущение связано не только с чем-то одним. Задайте себе вопрос: “Могу ли я назвать что-нибудь в моей жизни, связанное с этим ощущением? ” Если вы сможете, — пообещайте, что позднее вернетесь к этому и продолжите работу. Сейчас необходимо немного подождать, пока вы не составите полный список всего, что нашли. ? Возможно, вам захочется определить, как далеко вы откладываете найденное — находится ли оно прямо перед вами, в полуметре от вас, за горизонтом или же совсем далеко, например, в другой стране. Какая дистанция необходима для того, чтобы не утратить связь, чтобы эти ощущения не скрылись, не стали неразличимыми? ? А сейчас снова обратите внимание на свое тело. За исключением проблемы, отложенной вами на время, чувствуете ли вы, что в вашей жизни все в порядке? ? Вы можете заметить, что возникающее чувство можно считать явно более приятным по сравнению с тем, что было раньше. Если же оно ничем не отличается, задайте тот же вопрос более настойчиво: “Что возникнет в моем теле, если найденная проблема каким-то чудесным образом разрешится? ” Затем наблюдайте, какие ощущения будут возникать в вашем теле. ? Посмотрите еще раз, сможете ли вы сказать, что в вашей жизни все в порядке, за исключением того, что вы уже выявили? Подождите немного, пока к вам не придет чувство облегчения. ? А сейчас выберите одну из обнаруженных вами проблем — любую. Если у вас нет достаточного опыта в процессе фокусирования, выберите наиболее незначительную проблему. Чувствуемое ощущение Какой бы ни была ваша проблема, в ней присутствует чувствуемое ощущение беспокойства, неразрешенности и какой-то скрытой сложности, явно большей, чем вы можете охватить. Для того чтобы отыскать в себе это смутное, скрытое ощущение, выполните следующее:
? Направьте свое внимание на желудок и грудную клетку, а затем посмотрите, какие телесные ощущения возникнут. Как можно было бы описать их телесное качество? ? Просто произнесите: “Я чувствую, здесь все в порядке”, переключите внимание на тело и ждите. Посмотрите, что будет возникать. ? Может показаться, что возникающие при этом неясные и неотчетливые ощущения вообще не заслуживают внимания. Может ли быть, чтобы вся эта книга была посвящена подобной ерунде? Да, действительно, если в данном случае такие ощущения возникают, это чувствуемые ощущения. Но необходимо признать: они не кажутся особенно многообещающими. ? Возможно, в какой-то момент вы утратите способность сосредоточиваться на ощущениях “на грани”. В данном случае вам необходимо снова направить внимание на тело. И когда неясное ощущение опять появится, будьте готовы удерживать его хотя бы в течение минуты (минута — достаточно длительное время). Прикасайтесь к ощущениям снова и снова.
Этот шаг является, возможно, наиболее трудным. Вам необходимо почувствовать нечто совершенно конкретное и более значимое, чем то, что вы можете сказать или определить. Если у вас ничего не получается, попробуйте сделать следующее:
? Представьте, что вы стоите перед большой фреской. Чтобы увидеть ее полностью, необходимо отойти назад. Будем считать, что фреска — целостный образ вашей проблемы. Подождите некоторое время, пока у вас не возникнет этот образ. Какую картину вы видите? А сейчас почувствуйте, какие ощущения вызывает данный образ в вашем теле. ? Если возникший образ не вызывает у вас конкретного чувствуемого ощущения, попытайтесь сказать что-либо о вашей проблеме. Затем повторяйте это снова и снова, наблюдая за тем, что появляется в вашем теле. Найдите ключевое слово Попытайтесь найти одно слово, фразу или образ, в полной мере передающий качество чувствуемого ощущения. Это могут быть такие слова, как “липкое”, “клейкое”, “тяжелое”, “безнадежное”, “обременяющее”, “создающее беспокойство” или “действующее на нервы”. Вероятно, вы сможете подобрать не слово, а фразу, лучше всего передающую сущность телесного ощущения, например: “Увязнуть в чем-то клейком”, “Потеряться в бескрайней степи”. Или же: “В этом нет ничего пугающего... суть этого чувства — отступление”. Слово, фраза или образ должны как можно точнее передавать сущность происходящего. Резонанс с ключевым словом Если выбранное вами слово, фраза или образ действительно являются подходящими, вы испытаете чувство облегчения уже от самого осознания, насколько хорошо они вам подходят. Такое чувство облегчения может приходить несколько раз. Спросите свое тело: “Действительно ли это слово подходит? Похоже ли оно на то, что я чувствую? ” Если слово действительно подходит, вы испытаете облегчение — своего рода телесный сигнал, говорящий вам: “Да, это верно”. Задавание вопросов А сейчас спросите свое тело, само чувствуемое ощущение, чем оно является — так, как будто вы ничего об этом не знаете.
? Если что-то оказывает воздействие на чувствуемое ощущение, удерживайте внимание на данном воздействии. Отложите на время все другие вопросы. (Прежде чем пытаться ответить на вопросы, необходимо убедиться, что в этот момент вы действительно испытываете чувствуемое ощущение. Только лишь воспоминания о нем будет недостаточно. Если ощущение не присутствует, вы не сможете задать вопрос непосредственно ему. Продолжаете ли вы его чувствовать? Используйте ключевое слово или образ, чтобы возвратить необходимое вам ощущение. Появилось ли оно снова? ? Задайте ему вопрос: “Что можно сказать о: _______? ” (Подставьте сюда ваше ключевое слово, фразу или название образа.) ? Или: “Что на самом деле содержится в ________? ” ? Либо: “Что самого плохого можно сказать о ________? ” ? Либо: “Что нужно для того, чтобы все было хорошо? ”
Если ничего не будет изменяться, уделите каждому вопросу одну минуту и переходите к следующему. Каждый раз убеждайтесь, что вы вызвали в себе необходимое чувствуемое ощущение. Большинство людей довольно быстро находят ответы, приходящие к ним на основе того, что они уже и так знают. Если ощущение никак не изменяется в ответ на возникающие у вас мысли, пусть эти мысли свободно уходят. Чтобы задать вопрос чувствуемым ощущениям, требуется определенное время. Поскольку вначале, скорее всего, не будет никакого эффекта, может потребоваться около минуты для того, чтобы прикоснуться к неотчетливому чувствуемому ощущению, а затем, может быть, вернуться назад и попробовать еще раз. Когда вы задаете вопрос чувствуемым ощущениям, это напоминает попытки вспомнить что-то забытое, когда от самого события в памяти осталось лишь смутное чувство. Нечто осталось, но раскрыть и проявить его нелегко. Проблема не столько в воспоминании, сколько в том, чтобы позволить самому ощущению непосредственно реагировать на ваш вопрос. Вначале это реагирование проявится в виде небольшого внутреннего волнения. Может быть, когда вы задаете вопрос, у вас не наблюдается никакого эффекта? Что ж, все требует практики. Если вы проведете хотя бы немного времени, непосредственно испытывая чувствуемое ощущение, даже не зная, чем оно является, считайте, что вам удалось выполнить фокусирование. В определенный момент сущность ощущения сможет раскрыться и позволит вам совершить следующий шаг. Но вы не в состоянии контролировать этот процесс — все произойдет само собой. Принятие Принимайте все, что бы у вас ни возникало при попытках прикоснуться к ощущению. Естественно, это не конечный ответ, а лишь первый шаг, и вам нет необходимости верить во все это — просто принимайте его как то, что тело хочет сообщить вам. Радуйтесь, что оно говорит с вами. Но помните: все это — только первый шаг, а не окончательный ответ. Постарайтесь, чтобы ваша постоянная склонность к критике не погубила первый шаг. Да, действительно, вы не знаете, реален ли и правилен ли этот шаг, — когда он сделан, в голову приходит множество вопросов. Отбросьте вопросы — пусть они подождут до другого раза. Сейчас вы не сможете на них ответить. И только после многих последующих шагов вы сможете убедиться, что это был действительно настоящий первый шаг. Поэтому не стоит гадать, правильным ли он был, — просто прислушивайтесь к нему. Если этот шаг указывает направление, которое, как вы чувствуете, облегчает вашу жизнь, пусть он останется в вашей памяти, даже если сейчас и воспринимается как совершенно нереалистический. Это может быть лишь общее направление, первый намек на то, что когда-то позже изменится и окажется более реалистичным. Но если вы позволите телу сохранить данное направление, это может оказаться очень полезным, даже если первое ключевое слово или образ были нереалистичными. Оглянитесь назад и посмотрите, как вы “редактировали” первый шаг, пытались изменить его и ограничить — сделать с ним все что угодно, чтобы приуменьшить его действительный телесный эффект. Порой, восстанавливая это ощущение в том виде, как оно пришло к вам в первый раз, вы будете получать новый заряд телесной энергии. Принять значит разрешить каждому шагу быть — ничего не отвергать, а воспринимать его таким, как он есть, даже если он кажется странным или ошибочным. Вместе с ним на уровне тела будет возникать чувство облегчения, легкого вздоха — ощущения, что все происходит правильно. А это как раз то, что вам так необходимо. Заключение Все эти шаги образуют своего рода “первый этап” фокусирования. Решение серьезных проблем требует многих этапов, а небольшие проблемы могут быть полностью решены во время первого этапа. Если процедура фокусирования не знакома человеку, то маловероятно, что все необходимые шаги произойдут после первых же инструкций. На практике почти все сталкиваются с теми или иными трудностями. Приведенные нами инструкции по фокусированию можно напечатать на двух небольших страницах. Но все возможные варианты, подробности и дополнительные рекомендации могут занять несколько книг такого объема, как эта. В книге “Фокусирование” (Gendlin, Focusing, 1981) каждому виду типичных трудностей посвящена отдельная глава. В следующей главе я приведу ряд фрагментов из стенограмм сессий, посвященных обучению фокусированию. Эти примеры могут оказаться для нас весьма полезными. 7. Фрагменты стенограмм сессий, посвященных обучению фокусированию
Приводимые в этой главе фрагменты стенограмм показывают, как обучают фокусированию не в рамках психотерапевтической сессии, а с целью обучения именно этой технике. Поскольку психотерапия — нечто гораздо большее, чем просто техника (в том числе и техника фокусирования), то и психотерапевтическая сессия обычно включает в себя многие другие моменты. В приводимых же примерах фокусированию обучают специально. Первая группа стенограмм была получена от психотерапевтов, с которыми я лично не знаком. Они проходили обучение фокусированию и умению слушать клиента у доктора Мэри Хендрикс в Школе профессиональной психологии (штат Иллинойс). Некоторые из них были достаточно опытными психотерапевтами и проходили дополнительное обучение; опыт же большинства оказался не очень большим. В технике фокусирования все они являлись новичками, поэтому и обучали своих клиентов достаточно простым вещам. Но, как это ни парадоксально, такая простота лишь подчеркнула некоторые моменты в процедуре фокусирования. Кроме того, все эти психотерапевты не имели опыта работы с активным слушанием, а их клиенты также не получали никаких инструкций по фокусированию перед началом сессий. Фрагмент 1
|